МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей № 12 г. Екатеринбург Верх-Исетский район РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ( ID 3792131)) учебного предмета «Основы религиозной культуры и светской этики» (модуль Основы светской этики) для обучающихся 4 класса Екатеринбург, 2023год 1 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Модуль «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» Россия — наша Родина. Культура и религия. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: — понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство гордости за свою Родину; — формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать свою этническую и национальную принадлежность; — понимать значение гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознавать ценность человеческой жизни; — понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни личности, семьи, общества; — осознавать право гражданина РФ исповедовать любую традиционную религию или не исповедовать никакой религии; — строить своё общение, совместную деятельность на основе правил коммуникации: умения договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать 2 другое мнение, независимо от принадлежности собеседников к религии или к атеизму; — соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в российском обществе, проявлять уважение к духовным традициям народов России, терпимость к представителям разного вероисповедания; — строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил; проявлять в повседневной жизни доброту, справедливость, доброжелательность в общении, желание при необходимости прийти на помощь; — понимать необходимость обогащать свои знания о духовно-нравственной культуре, стремиться анализировать своё поведение, избегать негативных поступков и действий, оскорбляющих других людей; — понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным ценностям. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ — овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения; — формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; — совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно- коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; — совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий; — овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; — овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; — формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь 3 свою собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; — совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Познавательные УУД: — ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества — мораль, этика, этикет, справедливость, гуманизм, благотворительность, а также используемых в разных религиях (в пределах изученного); — использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях и светской этике (наблюдение, чтение, сравнение, вычисление); — применять логические действия и операции для решения учебных задач: сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого фактического материала; — признавать возможность существования разных точек зрения; обосновывать свои суждения, приводить убедительные доказательства; — выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. Работа с информацией: — воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию, подчёркивать её принадлежность к определённой религии и/или к гражданской этике; — использовать разные средства для получения информации в соответствии с поставленной учебной задачей (текстовую, графическую, видео); — находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в разных информационных источниках, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого входа); — анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных источниках, с помощью учителя, оценивать её объективность и правильность. 4 Коммуникативные УУД: — использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных притч, сказаний, произведений фольклора и художественной литературы, анализа и оценки жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого этикета; — соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать вопросы и высказывать своё мнение; проявлять уважительное отношение к собеседнику с учётом особенностей участников общения; — создавать небольшие тексты-описания, тексты-рассуждения для воссоздания, анализа и оценки нравственно-этических идей, представленных в религиозных учениях и светской этике. Регулятивные УУД: — проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в осуществлении учебной деятельности и в конкретных жизненных ситуациях; контролировать состояние своего здоровья и эмоционального благополучия, предвидеть опасные для здоровья и жизни ситуации и способы их предупреждения; — проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки, ориентируясь на нравственные правила и нормы современного российского общества; проявлять способность к сознательному самоограничению в поведении; — анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и негативного отношения к окружающему миру (природе, людям, предметам трудовой деятельности); — выражать своё отношение к анализируемым событиям, поступкам, действиям: одобрять нравственные нормы поведения; осуждать проявление несправедливости, жадности, нечестности, зла; — проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к предмету, желание больше узнать о других религиях и правилах светской этики и этикета. Совместная деятельность: — выбирать партнёра не только по личным симпатиям, но и по деловым качествам, корректно высказывать свои пожелания к работе, спокойно принимать замечания к своей работе, объективно их оценивать; — владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться, руководить; терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликты; 5 — готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и дополнительному материалу с иллюстративным материалом и видеопрезентацией. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы светской этики» должны отражать сформированность умений: — выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности; — выражать своими словами понимание значимости нравственного самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры; — выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования; — рассказывать о российской светской (гражданской) этике как общепринятых в российском обществе нормах морали, отношений и поведения людей, основанных на российских традиционных духовных ценностях, конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина в России; — раскрывать основное содержание нравственных категорий российской светской этики (справедливость, совесть, ответственность, сострадание, ценность и достоинство человеческой жизни, взаимоуважение, вера в добро, человеколюбие, милосердие, добродетели, патриотизм, труд) в отношениях между людьми в российском обществе; объяснять «золотое правило нравственности»; — высказывать суждения оценочного характера о значении нравственности в жизни человека, семьи, народа, общества и государства; умение различать нравственные нормы и нормы этикета, приводить примеры; — первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций российской светской (гражданской) этики; — раскрывать своими словами первоначальные представления об основных нормах российской светской (гражданской) этики: любовь к Родине, российский патриотизм и гражданственность, защита Отечества; уважение памяти предков, исторического и культурного наследия и 6 особенностей народов России, российского общества; уважение чести, достоинства, доброго имени любого человека; любовь к природе, забота о животных, охрана окружающей среды; — рассказывать о праздниках как одной из форм исторической памяти народа, общества; российских праздниках (государственные, народные, религиозные, семейные праздники); российских государственных праздниках, их истории и традициях (не менее трёх), религиозных праздниках (не менее двух разных традиционных религий народов России), праздниках в своём регионе (не менее одного), о роли семейных праздников в жизни человека, семьи; — раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в семье на основе российских традиционных духовных ценностей (семья — союз мужчины и женщины на основе взаимной; любви для совместной жизни, рождения и воспитания детей; любовь и забота родителей о детях; любовь и забота детей о нуждающихся в помощи родителях; уважение старших по возрасту, предков); российских традиционных семейных ценностей; — распознавать российскую государственную символику, символику своего региона, объяснять её значение; выражать уважение российской государственности, законов в рос сийском обществе, законных интересов и прав людей, сограждан; — рассказывать о трудовой морали, нравственных традициях трудовой деятельности, предпринимательства в России; выражать нравственную ориентацию на трудолюбие, честный труд, уважение к труду, трудящимся, результатам труда; — рассказывать о российских культурных и природных памятниках, о культурных и природных достопримечательностях своего региона; — раскрывать основное содержание российской светской (гражданской) этики на примерах образцов нравственности, российской гражданственности и патриотизма в истории России; — объяснять своими словами роль светской (гражданской) этики в становлении российской государственности; — первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исторического и культурного наследия народов России, российского общества в своей местности, регионе, оформлению и представлению её результатов; — приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы российской светской (гражданской) этики и внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести; — выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание 7 российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий; — называть традиционные религии в России, народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм; — выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в российской светской (гражданской) этике. 8 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МОДУЛЬ "ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ" № Наименование разделов Количество часов Электронные (цифровые) п/п и тем программы образовательные ресурсы Всего Контрольные Практические работы работы 1 Россия — наша Родина https://www.klass39.ru/multfilmy-my4 zhivyom-v-rossii https://urok.1sept.ru/articles/689730 Этика и её значение в https://www.youtube.com/watch?v=3BZT68Z жизни человека. Нормы морали. Нравственные ценности, идеалы, принципы 2 Этикет 4 https://videouroki.net/video/6-premudrostiehtiketa.html, https://videouroki.net/video/73 Государство и мораль 1 https://videouroki.net/video/12-chuvstvokrasota-ehtiketa. гражданина. Основной rodiny.html https://videouroki.net/video/8-prostyeЗакон (Конституция) в https://www.youtube.com/watch?v=3BZT68Z shkolnye-i-domashnie-pravila-ehtiketa.htm государстве как источник российской гражданской этики 4 Образцы нравственности 8 https://videouroki.net/video/10-v-razvitiiв культуре Отечества, dobryh-chuvstv-tvorenie-dushi.html, народов России. Природа https://videouroki.net/video/11-prirodaи человек volshebnye-dveri-k-dobru-i-doveriyu.html 5 Праздники как одна из 2 https://videouroki.net/video/26-obshchenie-iформ исторической istochniki-preodoleniya-obid.html, памяти https://videouroki.net/video/5-kazhdyjinteresen.html 6 Семейные ценности. 1 https://videouroki.net/video/6-premudrostiЭтика семейных ehtiketa.html отношений 7 Трудовая мораль. 2 https://videouroki.net/video/28-dobroteНравственные традиции soputstvuet-terpenie.html предпринимательства 8 Что значит быть 9 https://videouroki.net/video/17-ezheliнравственным в наше dushevny-vy-i-k-ehtike-ne-gluhi.html время. Методы нравственного самосовершенствования 9 Любовь и уважение к 3 https://videouroki.net/razrabotki/chasОтечеству. Патриотизм obshchieniia-sud-ba-i-rodina-iediny.html многонационального и многоконфессионального народа России ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО 34 0 0 ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 10