Рабочая программа по Геометрии вокруг нас

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
лицей № 12 г. Екатеринбург Верх-Исетский район

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Геометрия вокруг нас»
для 1-3 класса начального общего образования
на 2023 - 2024 учебный год

Екатеринбург 2023

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
1 класс (33 часа)
Формирование основных понятий: точка, линия, прямая линия, отрезок, длина
отрезка, линейка, луч, построение луча, отрезка, сравнение отрезков, сравнение линии и
прямой линии.
Углы.
Луч, угол, вершина угла. Плоскость, перпендикуляр, прямой угол, виды углов,
сравнение углов.
Треугольники.
Треугольник, вершина, стороны. Виды треугольников, построение треугольников,
составление из треугольников других фигур.
Четырехугольники.
Четырехугольники, вершины, стороны, вершины, диагональ. Квадрат. Построение
квадрата и его диагоналей. Прямоугольник. Построение прямоугольника и его
диагоналей. Виды четырехугольников. Сходство и различие.
2 класс. (34 часа)
Символика. Построение.
Обозначение буквами точек, отрезков, линий, лучей, вершин углов. Латинский
алфавит. Прямая линия. Параллельныеи пересекающиеся прямые. Отрезок. Деление
отрезка пополам, сумма отрезков. Замкнутая ломаная – многоугольник. Нахождение
длины ломаной.
Периметр.
Периметр треугольника, квадрата, многоугольника. Формулы нахождения
периметра.
Циркуль.
Круг, окружность, овал. Сходство и различия. Построение окружности. Понятия
«центр», «радиус», «диаметр». Деление круга на несколько равных частей (2, 3, 4, 6, 12).
Составление круга. Деление отрезка пополам с помощью циркуля.
Углы. Транспортир.
Углы. Величина угла. Транспортир
3 и 4 класс. (по 34 часа)
Высота. Медиана. Биссектриса.
Треугольники, высота, медиана, биссектриса основание и их построение.
Прямоугольный треугольник. Катет и гипотенуза треугольника. Составление из
треугольников других фигур.
«Новые» четырехугольники.
Параллелограмм. Ромб. Трапеция. Диагонали их и центр. Сходство этих фигур и
различие.
Площадь.
Периметр и площадь. Сравнение. Нахождение площади с помощью палетки.
Площадь треугольника. Площадь квадрата. Площадь прямоугольника. Нахождение
площади нестандартных фигур с помощью палетки.
2

Геометрическая фигура.
Геометрическое тело.
Понятие объема. Геометрическое тело. Квадрат и куб. Сходство и различие.
Построение пирамиды. Прямоугольник и параллелепипед. Построение параллелепипеда.
Сходство и различие.
Круг, прямоугольник, цилиндр. Сходство и различие. Построение цилиндра.
Знакомство с другими геометрическими фигурами.
Решение геометрических задач разного уровня сложности. Умение применять
полученные знания в жизни (4 класс)

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ГЕОМЕТРИИ
ВОКРУГ НАС НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностными результаты
• развитие любознательности, сообразительности при выполнении
• разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
• развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
• преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической
деятельности
• любого человека;
• воспитание чувства справедливости, ответственности;
• развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
• мышления.
Метапредметные результаты
• Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
• Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и
др., указывающие направление движения.
• Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
• Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
• Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков,
спичек) в исходной конструкции.
• Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в
конструкции.
• Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в
соответствии с заданным контуром конструкции.
• Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с
заданным условием.
• Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном
условии.
• Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
• Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока,
пластилин и др.) и из развёрток.
• Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать
построенную конструкцию с образцом.
3

Предметные результаты:
• Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓,
указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту
(алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного
маршрута (рисунка) и его описание.
• Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие
одну и несколько осей симметрии.
• Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники,
таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.
• Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром
конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и
зарисовка фигур по собственному замыслу.
• Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади
части.
• Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
• Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
• Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление
(вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по
собственному замыслу).
•

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки.
Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма
треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный
конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр.

Универсальные учебные действия
• Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для
выполнения конкретного задания.
• Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения
числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
• Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для
работы с числовыми головоломками.
• Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными
правилами.
• Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных
вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
• Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное
затруднение в пробном действии.
• Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные
мнения,
• использовать критерии для обоснования своего суждения.
• Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с
заданным условием.
• Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

4

№
1
2
3

4
5
6
7
8
9
10

11
12
13

Тематическое планирование курса «Геометрия вокруг нас»
1 класс (33 часа)
Тема
Кол-во Содержание занятий
часов
Путешествие в страну Геометрию. 1
Загадки о геометрических инструментах.
Знакомство с Веселой Точкой.
Практическая работа с линейкой.
Цвета радуги. Их очередность.
1
Сказка. Практические задания.
«Дороги в стране Геометрии».
Линии. Прямая линия и ее
свойства.
Волшебные гвоздики (штырьки) на
Геоконте.
Кривая линия. Замкнутые и
незамкнутые кривые линии.
Кривая линия. Точки пересечения
кривых линий.
Решение топологических задач.

1

Игра «Мы – точки».

1

Сказка ю(продолжение). Игра «Геоконт»

1

«Дороги в стране Геометрии».
Пересекающиеся линии.
Решение топологических задач.
Лабиринт.
Направление движения. Взаимное
расположение предметов в пространстве.
Вертикальные и горизонтальные
прямые линии.
Первоначальное знакомство с
сетками.
Отрезок. Имя отрезка.

1

1

Задачи на развитие логического
мышления. Загадки.
Практические задания. Продолжение
сказки.
Самостоятельная работа. Понятия «За,
между, перед, внутри, снаружи, на, под».
Продолжение сказки. Практические
задания.
Древнегреческая легенда о Минотавре.
Игра на внимание. Лабиринт.
Разучивание песенки. Игра «Дорисуй».

1

Сказка. Практические задания.

1

Задания на развитие памяти, внимания.
Графические диктанты.
Стихотворение об отрезке. Игра «Сложи
фигуру». Сказка про отрезок.
Задание с циркулем. Игра «Сложи
фигуру».
Сказка. Практические задания. Игра

1
1

1

1

15

Сравнение отрезков.
длины.
Ломаная линия.

16

Ломаная линия. Длина ломаной.

17

Решение задач на развитие 1
пространственных представлений.

18

Луч. Солнечные и несолнечные 1
лучи. Спектральный анализ света.

14

Единицы 1
1
1

Практическое задание. Задачи на
развитие логического мышления.
Задачи на развитие пространственного
представления.
Игра
«Одним
росчерком».
Сказка.
Загадки.
Игра
«Одним
росчерком».
5

19

Прямой угол. Вершина угла. Его 1
стороны.

20

Острый угол, с вершиной в центре
Геоконта (точка Ц). Имя острого
угла. Имя прямого угла.
Тупой угол с вершиной в центре
Геоконта. Имя тупого угла.
Развернутый
угол.
Имя
развернутого угла. Развернутый
угол и прямая линия.
Острый, прямой и тупой углы с
вершиной в любой точке на
Геоконте.
Многоугольники.

21
22

23

24
25
26
27

28

29

1

Сказка.
Самостоятельная
работа.
Логические
задачи.
Практическая
работа.
Практические задания.

1

Сказка. Игра «Одним росчерком».

1

Сказка. Практические задания.

1

Сказка. Практическое задание.

1

Коллективная работа.

Математическая викторина «Гость 1
Волшебной поляны».
«В
городе
треугольников». 1
Треугольник.
Треугольник. Имя треугольника. 1
Условия его построения.
Типы
треугольников: 1
прямоугольный, остроугольный,
тупоугольный.
Треугольник. Виды треугольников. 1

30

«В городе четырёхугольников». 1
Четырехугольник. Прямоугольник.
Трапеция.

31

Равносторонний прямоугольный 1
четырехугольник - квадрат. Ромб.
Квадрат.
1

32

Геометрический КВН. Повторение 1
изученного
во 1-м классе.
Итого: 33 часа
33

Сказка. Задания Незнайки.
Игра-путешествие
в
город
треугольников. Головоломка.
Сказка.
Практические
задания.
Аппликация из треугольников (жители
города)
Сказка.
Разучивание
песенки.
Практические задания.
Игра «Найди лишнее». Музыкальная
геометрия – песенки.
Игра-путешествие
в
город
четырёхугольников.
Практические
задания.
Аппликация
из
четырёхугольников.
Игра «Сложи квадрат». Задания на
смекалку «Дострой квадрат».
Продолжение
знакомства
с
геометрическими фигурами. Квадрат.
Введение понятия квадрат. Сложение и
изготовление квадрата. Оригами.
Командное соревнование на проверку
знаний по геометрии.

6

9

Тематическое планирование курса «Геометрия вокруг нас»
2 класс (34 часа)
Тема занятий
Кол-во Содержание занятий
часов
Путешествие в страну Геометрию 1
Блиц-турнир
«Кто
правильнее».
продолжается.
Повторение
Логические задачи.
изученного в 1 классе.
«Веселые игрушки». Плоские 1
Стихотворение о геометрических
фигуры и объемные тела.
фигурах. Конструирование игрушек.
«Жители
города 1
Продолжение сказки. Практическая
многоугольников».
работа. Аппликация.
Многоугольники.
Периметры многоугольников.
1
Задания на нахождения периметра.
Игра «Одним росчерком».
«Город кругов».
Окружность. 1
Сказка. Практические задания с
Круг. Циркуль-помощник.
циркулем. Загадки. Игра «На что
похожа фигура?»
Окружность и круг.
1
Стихотворения
про
окружность.
Практические задания. Аппликация из
кругов.
Круг. Окружность, диаметр, радиус 1
Сказка. Практическая работа. Игра
окружности.
«Составь шестиугольник».
Радиус, диаметр круга.
1
Сказка. Практические задания. Узоры
из окружностей.
Касательная.
1
Сказка. Практические задания.

10

Решение задач. Узлы и зацепления. 1

11

Типы
криволинейных 1
геометрических
фигур
на
плоскости.
Радиус и диаметр окружности.
1

1

2
3

4
5

6

7
8

12
13

14
15

16

Использование
геометрических
фигур для иллюстрации долей величины. Сектор круга.
Сектор. Сегмент.
«Дороги
на
улице
прямоугольников». Параллельные
прямые.
«Жители
города
четырёхугольников».
Виды

1

Самостоятельная работа. Графические
диктанты. Узоры из геометрических
фигур.
Стихотворение. Игра со спичками.

Графический диктант. Практические
задания. Аппликация.
Задачи на нахождение доли. Блицтурнир «Раскрась по заданию».

1
1

Сказка. Практические задания.
Песенка.
Задачи
на
развитие
логического мышления.

1

Алгоритм
параллелограмма.

построения
Геометрический
7

17

18
19

20
21

22
23
24

четырехугольников.
Построения
на
нелинованной
бумаге. Построение прямого угла.
Перпендикулярные прямые.
Построение прямоугольника и
квадрата на нелинованной бумаге.
Диагонали
многоугольника.
Свойства
диагоналей
прямоугольника.
Диагонали
квадрата.
Игра
«Паутинка».
Деление окружности на 4, 6
равных частей. Вычерчивание
«розеток».
Решение топологических задач.
Многоугольники выпуклые и
невыпуклые.
Периметр многоугольника.

1

1
1

1
1

1
1
1

26

Периметр
треугольника. 1
Построение равнобедренного и
равностороннего треугольников.
Площадь.
1

27

Площадь. Единицы площади.

28
29

Нахождение
площади 1
равностороннего треугольника.
Плоскость.
1

30

Угол. Угловой радиус.

31
32

Сетки.
1
«Волшебные превращения жителей 1
страны
Геометрии».
Игра
«Пифагор».
Обобщение изученного материала. 1

25

33

Урок-праздник
геометрии!»
Итого 34 часа
34

1

1

«Хвала 1

диктант.
Алгоритм построения фигуры на
нелинованной бумаге. Игра «Дорисуй
из частей».
Графический
диктант.
Оригами
«Собачка».
Практические задания на развитие
умения чертить на нелинованной
бумаге. Игра «Одним росчерком».
Практическая
работа.
Оригами
«Кошка». Игра «Паутинка».
Работа с циркулем – вычерчивание
«розеток».
Решение задач. Оригами «Волк».
Игра
«Пятнадцать
мостов».
Практическая работа. Аппликация.
Геометрическая разминка. Оригами
«Дед мороз».
Преобразование именованных величин.
Рассказ о Евклиде. Практическая
работа.
Решение заданий на нахождение
площади.
Задача
на
развитие
восприятия и воображения.
Задачи на построение. Логическая
задача.
Игра
«Настольный
хоккей»,
«Догадайся». Практическая работа.
Практическая работа, направленная на
развитие умения понимать понятие
«плоскость». Игра «Одним росчерком».
Графический диктант. Аппликация из
геометрических фигур.
Игры в квадраты. Игра «Почтальон».
Игра «Пифагор». Аппликация из
геометрического материала.
Игра «Пифагор». Задания на развитие
логического мышления.
Праздник.

8

17

Тематическое планирование курса «Геометрия вокруг нас»
3 класс (34 часа)
Тема урока
Кол-во Содержание занятий
часов
Повторение материала, изученного 1
Составление узоров из геометрических
во 2 классе (игра-путешествие).
фигур. Игра «Сложи квадрат».
Решение топологических задач. 1
Топологические задачи.
Подготовка учащихся к изучению
объемных тел. Пентамино.
Куб. Игра «Кубики для всех».
1
Зрительный диктант. Игра «Не пройди
дважды». Игра «Пифагор».
Прямоугольный параллелепипед. 1
Практическая работа. Развёртка куба.
Куб. Развертка параллелепипеда.
Моделирование куба.
Каркасная модель куба. Развертка 1
Работа с проволокой. Игра «Одним
куба.
росчерком».
Куб. Площадь полной поверхности 1
Сказка. Графический диктант «Лампа».
куба.
Задания на смекалку.
Знакомство
со
свойствами 1
Игральный кубик. Задания на развитие
игрального кубика.
пространственного мышления. Игра
«Узнай фигуру».
Равносторонний и равнобедренный 1
Графический диктант «Пирамида».
треугольники.
Сказка. Практическая работа.
Измерение углов. Транспортир.
1
Градусная мера угла. Задания на
нахождение градусной меры угла.
Решение задач.
Построение
углов
заданной 1
Алгоритм построения угла. Игра
градусной меры.
«Одним росчерком».
Построение треугольника по трем 1
Стихотворение. Задачи на развитие
заданным сторонам.
пространственного мышления.
Построение равнобедренного и 1
Алгоритм построения треугольника.
равностороннего треугольников.
Оригами.
Площадь. Вычисление площади 1
Песенка. Задачи на нахождение
фигур сложной конфигурации.
площади. Игра «Одним росчерком».
Площадь. Измерение площади 1
Палетка.
Игра
со
спичками.
палеткой.
Графический диктант «Белочка».
Числовой луч.
1
Практические задания. Задачи на
развитие
пространственного
мышления. Игра «Собери узор».
Числовой луч (закрепление).
1
Задания на развитие памяти, внимания,
логического мышления.
Сетки. Игра «Морской бой».
1
Игра «Морской бой». Правила игры.

18

Сетки. Координатная плоскость.

1
2

3
4
5
6
7

8
9

10
11
12
13
14
15

16

1

Задания на развитие пространственного
9

19

Осевая симметрия.

1

20

Симметрия.

1

21

Симметрия (закрепление).

1

22

Поворотная симметрия.

1

23

Прямоугольный параллелепипед.

1

24

Прямоугольный параллелепипед.

1

25

26

Прямоугольный параллелепипед. 1
Модель развёртки параллелепипеда.
Цилиндр.
1

27

Цилиндр. Закрепление изученного. 1

28

Конус.

1

29

Пирамида.

1

30

Пирамида.

1

31

Шар.

1

32
33

Обобщение изученного материала 1
по теме «Геометрические тела».
Мониторинг ЗУН
1

34

Геометрический КВН.

1

мышления. Составление рисунка по
заданию. Игра «Морской бой».
Игра «Выполни симметрично». Игра
«Выложи из спичек».
Выполнение симметричных рисунков.
Оригами «Ёжик»
Игра «Сложи узор». Графический
диктант «Киска». Головоломка.
Кубик Рубика. Практическая работа.
Сказка.
Задача
на
развитие
воображения.
Игра «На что похоже?». Задания с
координатной плоскостью.
Моделирование
параллелепипеда.
Задание на сообразительность.
Стихотворение. Задание на развитие
пространственного мышления.
Самостоятельная работа. Графический
диктант «Кувшин».
Зрительный
диктант.
Загадки.
Практическое задание.
Моделирование пирамиды. Развёртка.
Графический диктант. Задание на
развитие воображения.
Геометрическая разминка. Логическая
задача «Колумбово яйцо».
Игра «Узнай по развёртке».
Проверочные
сформированности
понятий.
Игра - КВН.

задания
на
геометрических

Итого 34 часа

10


Наверх

1

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».