МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей № 12 г. Екатеринбург Верх-Исетский район РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Математика и конструирование» для 1-3 класса начального общего образования на 2023 - 2024 учебный год Екатеринбург 2023 2 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Геометрическая составляющая Точка, линия, линии прямые и кривые, линии замкнутые и незамкнутые. Прямая линия. Вычерчивание прямой. Свойства прямой. Отрезок. Вычерчивание отрезков. Сравнение отрезков по длине (на глаз, наложением). Различное расположение отрезков на плоскости: пересекающиеся и непересекающиеся отрезки. Вертикальное, горизонтальное, наклонное расположение отрезков. Графическое изображение результатов сравнения групп предметов по их количеству с использованием отрезков (схематический чертеж). Луч. Обозначение геометрических фигур буквами. Длина. Единицы длины: сантиметр, дециметр. Соотношение между сантиметром и дециметром. Измерение длин отрезков и вычерчивание отрезков заданной длины. Сравнение длин отрезков с помощью линейки с делениями (с помощью измерения) и с использованием циркуля. Геометрическая сумма и разность двух отрезков. Угол. Развернутый угол. Прямой угол. Виды углов: прямой, острый, тупой. Вычерчивание на клетчатой бумаге прямого, острого, тупого углов. Ломаная. Вершина, звено ломаной. Изготовление моделей ломаной из счетных палочек. Длина ломаной. Вычерчивание ломаной по заданному числу звеньев и их длине. Многоугольник – замкнутая ломаная. Углы, вершины, стороны многоугольника. Виды многоугольников: треугольник, четырехугольник, пятиугольник и др. Виды треугольников: разносторонний, равнобедренный. Прямоугольник. Квадрат. Вычерчивание прямоугольника (квадрата) на бумаге с клетчатой разлиновкой. Деление многоугольника на части. Составление многоугольника из двух частей с выбором из трех предложенных. Конструирование Знакомство с видами бумаги: тонкая, толстая; гладкая, шероховатая; белая, цветная и др. – и их назначением. Основные приемы обработки бумаги: сгибание, складывание, разметка по шаблону, резание бумаги ножницами, соединение деталей из бумаги с помощью клея, технологии выполнения этих операций. Правила безопасной работы с инструментами: ножницами, гладилкой, циркулем. Организация рабочего места. Практические работы с бумагой: сгибание бумаги – получение прямой, пересекающихся и непересекающихся прямых, практическое выявление основного свойства прямой (через две точки можно провести прямую и при том только одну); изготовление моделей развернутого, прямого, тупого и острого углов. Обозначение на чертеже линии сгиба. Разметка бумаги по шаблону: основные приемы и правила разметки. Разметка бумаги с помощью линейки с делениями. Конструирование из полосок бумаги разной длины моделей «Самолет», «Песочница». Изготовление заготовок прямоугольной формы заданных размеров. Преобразование прямоугольника в квадрат и квадрата в прямоугольник. изготовление аппликаций с использованием различных видов многоугольников («Елочка», «Домик», «Лодочка» и др.). Изготовление набора «Геометрическая мозаика» и конструирование из его деталей плоскостных моделей различных объектов («Ракета», «Машина», «Домик», «Чайник» и др.) в рамках заданного контура и по словесному описанию. Составление из деталей 2Геометрической мозаики» различных геометрических фигур, бордюров, сюжетных картин. Знакомство с технологией оригами. Изготовление способом оригами изделий: «Гриб», «Бабочка», «Рыба», «Зайчик». 1) ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ 3 − − − − − − − − − − − − − − УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА И КОНСТРУИРОВАНИЕ» Личностные результаты Положительное отношение и интерес к изучению математики. Целостное восприятие окружающего мира. Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими. Навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками. Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат. Метапредметные результаты Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления. Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера. Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Предметные результаты Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений. − Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов. − Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебнопознавательных и учебно-практических задач. − Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные. 4 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА 1 класс № п/п Наименование разделов и тем программы 1.1 Знакомство учащихся с основным содержанием курса. Количество часов всего контрольные работы 1 0 Электронные (цифровые) практические образовательн работы ыересурсы 1 https://resh.edu.r u 5 1.2 Точка. Линия 1 0 1 https://resh.edu.r u 1.3 Виды бумаги. 1 0 1 https://resh.edu.r u 6 1.4 Практическая работа с бумагой. 2 0 2 https://resh.edu.r u 1.5 Отрезок. 1 0 1 https://resh.edu.r u 1.6 Обозначение геометрических фигур буквами. 4 0 4 https://resh.edu.r u Итого по разделу 10 Луч. 2 0 2 https://resh.edu.r u 2.1 7 Итого по разделу 2 3.1 Сантиметр. 2 0 2 Чертить отрезоксумму и отрезок-разность двух отрезков. https://res h.edu.r u 8 3.2 Циркуль. 2 0 2 3.3 Угол. 2 0 2 Изготавливать из бумаги непрямоугольной формы модели прямого угла. Изготавливать из бумаги модели острого и тупого угла. Изготовление моделей различных углов. Изготавливать из бумаги непрямоугольной формы модели прямого угла. 9 Устный оп Практичес работа; Самооценк использова м «Оценочно листа»; Устный оп Практичес работа; Самооценк использова м «Оценочно листа»; Итого по разделу 6 Раздел 4. Ломаная. 4.1 Ломаная Итого по разделу Раздел 5. Многоугольники 5.1 Многоугольник. 2 0 2 Распознавать и чертить ломаные. Определять длину ломаной разными способами Устный оп Практичес работа; Самооценк использова м «Оценочно листа»; 0 2 Распознавать и называть многоугольники разных видов: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник и др., их углы, Устный оп Практичес работа; 2 2 10 5.2 Прямоугольник. 2 0 2 стороны и вершины выделять прямоугольник из множества четырёхугольников, изображать прямоугольник на клетчатой бумаге. Изготавливать заготовки прямоугольной формы заданных размеров. Выделять квадраты из множества прямоугольников, чертить квадрат на клетчатой бумаге, преобразовывать бумажную модель прямоугольника в модель квадрата. Самооценк использова м «Оценочно листа»; Выделять прямоугольник из множества четырехугольников, изображать прямоугольник на клетчатой бумаге. Устный оп Практичес работа; Самооценк использова м «Оценочно 11 листа»; 12 5.3 Единицы длины: 2 0 2 5.4 Изготовление геометрического набора треугольников. 1 0 1 5.5 Изготовление аппликаций «Домик» с использованием геометрического набора треугольников. 1 0 1 5.6 Изготовление аппликаций «Чайник» с использованием геометрического набора треугольников. 1 0 1 Изготовление аппликаций «Ракета» с использованием геометрического набора треугольников. 1 0 1 Изготовление набора «Геометрическая мозаика». Изготовление аппликаций с использованием набора «Геометрическая 1 0 1 5.7 Работать с бумагой. Изготавливать аппликации по образцу из подготовленных элементов (геометрических фигур). Устный оп Практичес работа; Самооценк использова м «Оценочно листа»; Определять правило, по Устный оп которому составлен узор, Практичес и работа; продолжать его с Самооценк использованием вырезанных использова м геометрических фигур. «Оценочно листа»; Читать схемы и изготавливать изделия в технике «Оригами» Определять правило, по Устный оп которому составлен узор, и Практичес продолжать его с работа; использованием вырезанных Самооценк геометрических использова фигур. Читать м схемы и «Оценочно изготавливать листа»; изделия в технике «Оригами» Определять правило, по Устный оп которому составлен узор, и Практичес продолжать его с работа; использованием вырезанных Самооценк геометрических использова фигур. Читать схемы и м изготавливать изделия в «Оценочно листа»; технике «Оригами» Определять правило, по Устный оп которому составлен узор, и Практичес продолжать его с работа; использованием вырезанных Самооценк геометрических использова фигур. Читать м схемы и «Оценочно изготавливать листа»; изделия в технике «Оригами» Определять правило, по Устный оп которому составлен узор, и Практичес продолжать его с работа; использованием вырезанных Самооценк использова геометрических м фигур. Читать схемы и 13 мозаика». 14 Итого по разделу изготавливать изделия в технике «Оригами» «Оценочн ого листа»; Читать схемы и изготавливать изделия в технике «Оригами» Устный https://re опрос; sh.edu.r Практиче u ская работа; Самооце нка с использо ванием «Оценочн ого листа»; 11 Раздел 6. Обобщение пройденного 6. 1 «Оригами». 2 0 2 Активизац ии познавател ьной деятельнос ти обучающих ся; привлечени е внимания обуча ющи хся к ценн остно му аспекту изучаем ых на уроках явлений, организа ция их работы с получаемой на уроке социально значимой информа цией; включен ие в урок игровых процеду р, с целью поддержани я мотивации обучающихс я к получению знаний, налаживани ю позитивных 15 межличност ных отношений в классе; инициирован ие и поддержка исследовател ьской деятельности обучающихс я; Итого по разделу 2 16 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 33 0 3 3 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА 2 КЛАСС № Наименование разделов и п/ тем вс п программы ег о Количество часов контрол практич ьные еские работ работ ы ы Виды деятельности Виды, Электр формы онные контро (цифро ля вые) образов ательн ыересу рсы Деятельн ость учителя с учетом рабоче й програм мы воспита ния Раздел 1. Многоугольники. 1. 1 Знакомство учащихся с основным содержанием курса. 1 0 0 https://re sh.edu.r u Установлени е доверительн ых отношений с обучаю щимися, способс твующи х позитив ному восприятию обучающими ся требований и просьб учителя, привлечени ю их внимания к обсуж даемо й на уроке информации, активизации их 17 познават ельной деятельн ости; побуждение обучающихс я соблюдать на уроке общеприн ятые нормы поведения , правила общения со старшими и сверстни ками, принцип ы учебной дисципли ны и самоорганиз ации; 18 привл ечени е внима ния обуча ющих ся к ценно стном у аспекту изучаем ых на уроках явлений, организа ция их работы с получаемой на уроке социально значимой информа цией; включен ие в урок игровых процедур , с целью поддержани я мотивации обуча ющи хся к полу чени ю знани й, налаживан ию позитивны х межличност ных отношений в классе; иници ирован ие и 19 поддер жка исследовате льской деятельност и обучающихс я; 1. 2 Работа с бумагой 1 0 1 Чертить отрезки, находить отрезки в составе различных фигур. 1. 3 Треугольник 1 0 1 Чертить треугольник. Устный опрос; Практиче ская работа; Самооцен ка с использов анием «Оценочн ого листа»; https://e asyen.ru/ load/m/2 _klass/m _prezent acij a_k_urok u_po_te me_origa mi_izgot ovlenie_i zd elija_vo zdushnyj _zmej/3 76-1-081836 Устный https://y опрос; outu.be/ Практиче YIMSTk ская Y7-sM работа; 20 1. Прямоугольни 4 к 5 0 4 1. Отрезок. 5 6 0 4 Итого по разделу Самооцен ка с использов анием «Оценочн ого листа»; Выделять Устный прямоугольник из опрос; множества четырехугольников Практиче ская , изображать прямоугольник на работа; клетчатой бумаге. Самооцен ка с использов анием «Оценочн ого листа»; Чертить отрезки, Устный находить опрос; отрезки в Практиче составе ская различных работа; фигур. Самооцен ка с использов анием «Оценочн ого листа»; https://re sh.edu.r u https://re sh.edu.r u 14 Раздел 2. Окружность. 2. 1 Окружность. 7 0 5 2. 2 Деление окружности на части 4 0 3 Чертить окружность. Устный опрос; Практиче ская работа; Самооцен ка с использов анием https://y outu.be/ kBTkuSi GWOY Использов ание воспитате льных возможно стей содержания учебного предмета 21 «Оценочн ого листа»; через демонстра цию обучающи мся примеров ответств енного, граждан ского поведен ия, проявле ния человеколю бия и добросерд ечности, через подбор соответству ющих текстов для чтения; применение на уроке интеракти вных форм работы с обучающ имися: интеллек туальных игр, стимул ирующ их познава тельну ю мотива цию обучаю щихся; иниции ровани еи поддер жка 22 исследовате льской деятельност и обучающих ся; Итого по разделу 11 Раздел 3. Конструирование. 3. 1 Изготовление аппликаций 3 0 3 Изготавливать аппликации по технологической карте Устный опрос; Практиче ская работа; Самооцен ка с использов анием «Оценочн ого листа»; Активиза ция познавате льной деятельн ости обучающ ихся; привлече ние внимания обуча ющих ся к ценно стном у 23 аспекту изучаем ых на уроках явлений, организа ция их работы с получаемой на уроке социально значимой информа цией; включен ие в урок игровых процедур , с целью поддержани я мотивации обуч ающ ихся к полу чени ю знан ий, налаживан ию позитивны х межличност ных отношений в классе ; иници ирован ие и поддер жка исследовате льской деятельност и обучающихс я; 24 3. 2 Оригами 2 0 2 Изготавливать из бумаги Оригами. 3. 3 Конструктор. 4 0 4 Изготавливать модели из конструктора Устный опрос; Практиче ская работа; Самооцен ка с использов анием «Оценочн ого листа»; Устный опрос; Практиче ская работа; Самооцен ка с использов анием «Оценочн ого листа»; 25 Итого по разделу ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 9 34 0 27 26 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА 3 КЛАСС № Наименование разделов и п/ тем вс п программы ег о Количество часов контрол практич ьные еские работ работ ы ы Виды деятельности Виды, Электр формы онные контро (цифро ля вые) образов ательн ыересу рсы Деятельн ость учителя с учетом рабоче й програм мы воспита ния Раздел 1. Многоугольники. 1. 1 Знакомство учащихся с основным содержанием курса. 1 0 0 https://re sh.edu.r u Установлени е доверительн ых отношений с обучаю щимися, способс твующи х позитив ному восприятию обучающими ся требований и просьб учителя, привлечени ю их внимания к обсуж даемо й на уроке информации, активизации их познават ельной деятельн ости; побуждение обучающихс я соблюдать на уроке общеприн 27 ятые нормы поведения , правила общения со старшими и сверстни ками, принцип ы учебной дисципли ны и самоорганиз ации; 28 привл ечени е внима ния обуча ющих ся к ценно стном у аспекту изучаем ых на уроках явлений, организа ция их работы с получаемой на уроке социально значимой информа цией; включен ие в урок игровых процедур , с целью поддержани я мотивации обуча ющи хся к полу чени ю знани й, налаживан ию позитивны х межличност ных отношений в классе; иници ирован ие и 29 поддер жка исследовате льской деятельност и обучающихс я; 1. 2 Треугольник 6 0 4 Чертить треугольник. Устный опрос; Практиче ская работа; https://y outu.be/ YIMSTk Y7-sM 1. 3 Пирамида 3 0 2 Чертить пирамиды. Устный опрос; Практиче ская работа; Самооцен ка с использов анием «Оценочн ого листа»; https://re shalka.c om/uche bniki/3klass/ma tematika /dorofee v/1188 30 1. Периметр. 4 Площадь 3 0 2 Выделять прямоугольник из множества четырехугольников , изображать прямоугольник на клетчатой бумаге. Находить его периметр 1. Построение 5 прямоугольника 7 0 5 Чертить прямоугольники . Чертить окружность. Итого по разделу Устный опрос; Практиче ская работа; Самооцен ка с использов анием «Оценочн ого листа»; Устный опрос; Практиче ская работа; Самооцен ка с использов анием «Оценочн ого листа»; https://re sh.edu.r u Устный опрос; Практиче ская работа; Самооцен ка с использов анием https://y outu.be/ kBTkuSi GWOY https://re sh.edu.r u 20 Раздел 2. Окружность. 2. 1 Разметка окружности. 1 0 1 2. 2 Деление окружности на части 8 0 8 Использов ание воспитате льных возможно стей содержания учебного предмета 31 «Оценочн ого листа»; через демонстра цию обучающи мся примеров ответств енного, граждан ского поведен ия, проявле ния человеколю бия и добросерд ечности, через подбор соответству ющих текстов для чтения; применение на уроке интеракти вных форм работы с обучающ имися: интеллек туальных игр, стимул ирующ их познав ательн ую мотива цию обуча ющихс я; иници ирован ие и поддер 32 жка исследовате льской деятельност и обучающих ся; Итого по разделу 9 Раздел 3. Конструирование. 3. 1 Изготовление аппликаций 3 0 3 Изготавливать аппликации по технологической карте Устный опрос; Практиче ская работа; Самооцен ка с использов анием «Оценочн ого листа»; Активиза ция познават ельной деятельн ости обучающ ихся; привлече ние внимани я обуча ющих ся к ценно стном у 33 аспекту изучаем ых на уроках явлений, организа ция их работы с получаемой на уроке социально значимой информа цией; включен ие в урок игровых процедур , с целью поддержани я мотивации обуча ющи хся к полу чени ю знани й, налаживан ию позитивны х межличност ных отношений в классе; иници ирован ие и поддер жка исследовате льской деятельност и обучающихс я; 34 3. 2 Конструктор. 2 0 2 Изготавливать модели из конструктора Устный опрос; Практиче ская работа; Самооцен ка с использов анием «Оценочн ого листа»; 35 Итого по разделу 5 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 27 0 27 36 37 38