МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Департамент образования Администрации города Екатеринбурга МАОУ лицей № 12 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 1676401) учебного предмета «Литература» для обучающихся 10-11 классов г. Екатеринбург, 2024 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» 10 КЛАСС Обобщающее повторение Основные этапы литературного процесса от древнерусской литературы до литературы первой половины XIX века: обобщающее повторение («Слово о полку Игореве»; стихотворения М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина; комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль»; стихотворения и баллады В.А. Жуковского; комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»; произведения А.С. Пушкина (стихотворения, романы «Евгений Онегин» и «Капитанская дочка»); произведения М.Ю. Лермонтова (стихотворения, роман «Герой нашего времени»); произведения Н.В. Гоголя (комедия «Ревизор», поэма «Мертвые души»). Литература второй половины XIX века А. Н. Островский. Драма «Гроза». И. А. Гончаров. Роман «Обломов». И. С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». Ф. И. Тютчев. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и всё былое...») и др. Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Тройка», «Я не люблю иронии твоей...», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...») и др. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». А. А. Фет. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Одним толчком согнать ладью живую…», «Ещё майская ночь», «Вечер», «Это утро, радость эта…», «Шёпот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…» и др. М. Е. Салтыков-Щедрин. Роман-хроника «История одного города» (не менее двух глав по выбору). Например, главы «О корени происхождения глуповцев», «Опись градоначальникам», «Органчик», «Подтверждение покаяния» и др. Ф. М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир». Н. С. Лесков. Рассказы и повести (не менее одного произведения по выбору). Например, «Очарованный странник», «Однодум» и др. А. П. Чехов. Рассказы (не менее трёх по выбору). Например, «Студент», «Ионыч», «Дама с собачкой», «Человек в футляре» и др. Комедия «Вишнёвый сад». Литературная критика второй половины XIX века Статьи H. А. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве», «Что такое обломовщина?», Д. И. Писарева «Базаров» и др. (не менее двух статей по выбору в соответствии с изучаемым художественным произведением). Литература народов России Стихотворения (не менее одного по выбору). Например, Г. Тукая, К. Хетагурова и др. Зарубежная литература Зарубежная проза второй половины XIX века (не менее одного произведения по выбору). Например, произведения Ч. Диккенса «Дэвид Копперфилд», «Большие надежды»; Г. Флобера «Мадам Бовари» и др. Зарубежная поэзия второй половины XIX века (не менее двух стихотворений одного из поэтов по выбору). Например, стихотворения А. Рембо, Ш. Бодлера и др. Зарубежная драматургия второй половины XIX века (не менее одного произведения по выбору). Например, пьеса Г. Ибсена «Кукольный дом» и др. 11 КЛАСС Литература конца XIX – начала ХХ века А. И. Куприн. Рассказы и повести (одно произведение по выбору). Например, «Гранатовый браслет», «Олеся» и др. Л. Н. Андреев. Рассказы и повести (одно произведение по выбору). Например, «Иуда Искариот», «Большой шлем» и др. М. Горький. Рассказы (один по выбору). Например, «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Коновалов» и др. Пьеса «На дне». Стихотворения поэтов Серебряного века (не менее двух стихотворений одного поэта по выбору). Например, стихотворения К. Д. Бальмонта, М. А. Волошина, Н. С. Гумилёва и др. Литература ХХ века И. А. Бунин. Рассказы (два по выбору). Например, «Антоновские яблоки», «Чистый понедельник», «Господин из Сан-Франциско» и др. А. А. Блок. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «Река раскинулась. Течёт, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «О, весна, без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…» и др. Поэма «Двенадцать». В. В. Маяковский. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «А вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте!», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Письмо Татьяне Яковлевой» и др. Поэма «Облако в штанах». С. А. Есенин. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Гой ты, Русь, моя родная...», «Письмо матери», «Собаке Качалова», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Я последний поэт деревни…», «Русь Советская», «Низкий дом с голубыми ставнями...» и др. О. Э. Мандельштам. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Ленинград», «Мы живём, под собою не чуя страны…» и др. М. И. Цветаева. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Моим стихам, написанным так рано…», «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Идёшь, на меня похожий…», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплёте», «Бабушке», «Красною кистью…» (из цикла «Стихи о Москве») и др. А. А. Ахматова. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Песня последней встречи», «Сжала руки под тёмной вуалью…», «Смуглый отрок бродил по аллеям…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Не с теми я, кто бросил землю...», «Мужество», «Приморский сонет», «Родная земля» и др. Поэма «Реквием». Н.А. Островский. Роман «Как закалялась сталь» (избранные главы). М. А. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон» (избранные главы). М. А. Булгаков. Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» (один роман по выбору). А. П. Платонов. Рассказы и повести (одно произведение по выбору). Например, «В прекрасном и яростном мире», «Котлован», «Возвращение» и др. А. Т. Твардовский. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери» («В краю, куда их вывезли гуртом…»), «Я знаю, никакой моей вины…», «Дробится рваный цоколь монумента...» и др. Проза о Великой Отечественной войне (по одному произведению не менее чем двух писателей по выбору). Например, В. П. Астафьев «Пастух и пастушка»; Ю. В. Бондарев «Горячий снег»; В. В. Быков «Обелиск», «Сотников», «Альпийская баллада»; Б. Л. Васильев «А зори здесь тихие», «В списках не значился», «Завтра была война»; К. Д. Воробьёв «Убиты под Москвой», «Это мы, Господи!»; В. Л. Кондратьев «Сашка»; В. П. Некрасов «В окопах Сталинграда»; Е. И. Носов «Красное вино победы», «Шопен, соната номер два»; С.С. Смирнов «Брестская крепость» и другие. А.А. Фадеев. Роман «Молодая гвардия». В.О. Богомолов. Роман «В августе сорок четвёртого». Поэзия о Великой Отечественной войне. Стихотворения (по одному стихотворению не менее чем двух поэтов по выбору). Например, Ю. В. Друниной, М. В. Исаковского, Ю. Д. Левитанского, С. С. Орлова, Д. С. Самойлова, К. М. Симонова, Б. А. Слуцкого и др. Драматургия о Великой Отечественной войне. Пьесы (одно произведение по выбору). Например, В. С. Розов «Вечно живые» и др. Б. Л. Пастернак. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всём мне хочется дойти…», «Снег идёт», «Любить иных – тяжёлый крест...», «Быть знаменитым некрасиво…», «Ночь», «Гамлет», «Зимняя ночь» и др. А. И. Солженицын. Произведения «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ» (фрагменты книги по выбору, например, глава «Поэзия под плитой, правда под камнем»). В. М. Шукшин. Рассказы (не менее двух по выбору). Например, «Срезал», «Обида», «Микроскоп», «Мастер», «Крепкий мужик», «Сапожки» и др. В. Г. Распутин. Рассказы и повести (не менее одного произведения по выбору). Например, «Живи и помни», «Прощание с Матёрой» и др. Н. М. Рубцов. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Звезда полей», «Тихая моя родина!..», «В горнице моей светло…», «Привет, Россия…», «Русский огонёк», «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны...» и др. И. А. Бродский. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «На смерть Жукова», «Осенний крик ястреба», «Пилигримы», «Стансы» («Ни страны, ни погоста…»), «На столетие Анны Ахматовой», «Рождественский романс», «Я входил вместо дикого зверя в клетку…» и др. Проза второй половины XX – начала XXI века. Рассказы, повести, романы (по одному произведению не менее чем двух прозаиков по выбору). Например, Ф. А. Абрамов (повесть «Пелагея» и др.); Ч. Т. Айтматов (повесть «Белый пароход» и др.); В.П. Астафьев (повествование в рассказах «Царьрыба» (фрагменты); В. И. Белов (рассказы «На родине», «За тремя волоками», «Бобришный угор» и др.); Ф. А. Искандер (роман в рассказах «Сандро из Чегема» (фрагменты), Ю.П. Казаков (рассказы «Северный дневник», «Поморка»); З. Прилепин (рассказы из сборника «Собаки и другие люди»); А.Н. и Б.Н. Стругацкие (повесть «Понедельник начинается в субботу»); Ю.В. Трифонов (повесть «Обмен») и другие. Поэзия второй половины XX – начала XXI века. Стихотворения (по одному произведению не менее чем двух поэтов по выбору). Например, Б.А. Ахмадулиной, А.А. Вознесенского, В.С. Высоцкого, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкого, Ю.П. Кузнецова, А.С. Кушнера, Л.Н. Мартынова, Б.Ш. Окуджавы, Р.И. Рождественского, А.А. Тарковского, О.Г. Чухонцева и других. Драматургия второй половины ХХ – начала XXI века. Пьесы (произведение одного из драматургов по выбору). Например, А.Н. Арбузов «Иркутская история»; А.В. Вампилов «Старший сын» и других. Литература народов России Рассказы, повести, стихотворения (не менее одного произведения по выбору). Например, рассказ Ю. Рытхэу «Хранитель огня»; повесть Ю. Шесталова «Синий ветер каслания» и др.; стихотворения Г. Айги, Р. Гамзатова, М. Джалиля, М. Карима, Д. Кугультинова, К. Кулиева и др. Зарубежная литература Зарубежная проза XX века (одно произведение по выбору). Например, произведения Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»; Э.М. Ремарка «Три товарища»; Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи»; Г. Уэллса «Машина времени»; Э. Хемингуэя «Старик и море» и другие. Зарубежная поэзия XX века (не менее двух стихотворений одного из поэтов по выбору). Например, стихотворения Г. Аполлинера, Т. С. Элиота и др. Зарубежная драматургия XX века (одно произведение по выбору). Например, пьесы Б. Брехта «Мамаша Кураж и ее дети»; М. Метерлинка «Синяя птица»; О. Уайльда «Идеальный муж»; Т. Уильямса «Трамвай «Желание»; Б. Шоу «Пигмалион» и других. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Изучение литературы в средней школе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы среднего общего образования по литературе достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности Организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными, историческими и духовно-нравственными ценностями, отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. Личностные результаты освоения обучающимися содержания рабочей программы по литературе для среднего общего образования должны отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: 1) гражданского воспитания: • сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества; • осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; • принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических, демократических, семейных ценностей, в том числе в сопоставлении с жизненными ситуациями, изображёнными в литературных произведениях; готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам; • готовность вести совместную деятельность, в том числе в рамках школьного литературного образования, в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в школе и детскоюношеских организациях; • умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением; • готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности; 2) патриотического воспитания: • сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов России; • ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, внимание к их воплощению в литературе, а также достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде, отражённым в художественных произведениях; • идейная убеждённость, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу, в том числе воспитанные на примерах из литературы; 3) духовно-нравственного воспитания: • осознание духовных ценностей российского народа; • сформированность нравственного сознания, этического поведения; • способность оценивать ситуацию, в том числе представленную в литературном произведении, и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности, характеризуя поведение и поступки персонажей художественной литературы; • осознание личного вклада в построение устойчивого будущего; • ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни, в соответствии с традициями народов России, в том числе с опорой на литературные произведения; • 4) эстетического воспитания: • эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений; • способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства, в том числе литературы; • убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и устного народного творчества; • готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по литературе; 5) физического воспитания: • сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью; • потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью; • активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью, в том числе с адекватной оценкой поведения и поступков литературных героев; 6) трудового воспитания: • готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие, в том числе при чтении произведений о труде и тружениках, а также на основе знакомства с профессиональной деятельностью героев отдельных литературных произведений; • готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность в процессе литературного образования; • интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы, в том числе ориентируясь на поступки литературных героев; • готовность и способность к образованию и самообразованию, к продуктивной читательской деятельности на протяжении всей жизни; 7) экологического воспитания: • сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем, представленных в художественной литературе; • планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества, с учётом осмысления опыта литературных героев; • активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе показанных в литературных произведениях; умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; • расширение опыта деятельности экологической направленности, в том числе представленной в произведениях русской, зарубежной литературы и литератур народов России; 8) ценности научного познания: • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; • совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения; • осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе, в том числе на литературные темы. В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы среднего общего образования, в том числе школьного литературного образования, у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность: • самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе; • саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому; • внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; • • эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию; социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты, учитывая собственный читательский опыт. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты освоения рабочей программы по литературе для среднего общего образования должны отражать: Овладение универсальными учебными познавательными действиями: 1) базовые логические действия: • самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, заложенную в художественном произведении, рассматривать её всесторонне; • устанавливать существенный признак или основания для сравнения литературных героев, художественных произведений и их фрагментов, классификации и обобщения литературных фактов; • определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; • выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, в том числе при изучении литературных произведений, направлений, фактов историко-литературного процесса; • разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов; • вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; • координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по литературе; • развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с опорой на собственный читательский опыт; 2) базовые исследовательские действия: • владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности на основе литературного материала, навыками разрешения проблем с опорой на художественные произведения; способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; • овладение видами деятельности для получения нового знания по литературе, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов; • формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами современного литературоведения; • ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях с учётом собственного читательского опыта; • выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу при изучении литературных явлений и процессов, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; • анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; • давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт, в том числе читательский; • осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду; • уметь переносить знания, в том числе полученные в результате чтения и изучения литературных произведений, в познавательную и практическую области жизнедеятельности; • уметь интегрировать знания из разных предметных областей; • выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения; 3) работа с информацией: • владеть навыками получения литературной и другой информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления при изучении той или иной темы по литературе; • создавать тексты в различных форматах и жанрах (сочинение, эссе, доклад, реферат, аннотация и др.) с учётом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; • оценивать достоверность, легитимность литературной и другой информации, её соответствие правовым и морально-этическим нормам; • использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; • владеть навыками распознавания и защиты литературной и другой информации, информационной безопасности личности. Овладение универсальными коммуникативными действиями: 1) общение: • осуществлять коммуникации во всех сферах жизни, в том числе на уроке литературы и во внеурочной деятельности по предмету; • распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, опираясь на примеры из литературных произведений; • владеть различными способами общения и взаимодействия в парной и групповой работе на уроках литературы; аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации; • развёрнуто и логично излагать в процессе анализа литературного произведения свою точку зрения с использованием языковых средств; 2) совместная деятельность: • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы на уроке и во внеурочной деятельности по литературе; • выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива; • принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по её достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы на уроках литературы и во внеурочной деятельности по предмету; оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям; • предлагать новые проекты, в том числе литературные, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости; • осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным. Овладение универсальными регулятивными действиями: 1) самоорганизация: • самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности, включая изучение литературных произведений, и жизненных ситуациях; • самостоятельно составлять план решения проблемы при изучении литературы с учётом имеющихся ресурсов, читательского опыта, собственных возможностей и предпочтений; • давать оценку новым ситуациям, в том числе изображённым в художественной литературе; • расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений с опорой на читательский опыт; • делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение; • оценивать приобретённый опыт с учётом литературных знаний; • способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, в том числе в вопросах литературы, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень; 2) самоконтроль: • давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям; • владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения, опираясь на примеры из художественных произведений; • уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению; 3) принятие себя и других: • принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; • • • • принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности, в том числе в процессе чтения художественной литературы и обсуждения литературных героев и проблем, поставленных в художественных произведениях; признавать своё право и право других на ошибки в дискуссиях на литературные темы; развивать способность понимать мир с позиции другого человека, используя знания по литературе. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (10–11 классы) Предметные результаты по литературе в средней школе должны обеспечивать: 1) осознание причастности к отечественным традициям и исторической преемственности поколений; включение в культурно-языковое пространство русской и мировой культуры, сформированность ценностного отношения к литературе как неотъемлемой части культуры; 2) осознание взаимосвязи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности; 3) сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания отечественной и других культур; приобщение к отечественному литературному наследию и через него – к традиционным ценностям и сокровищам мировой культуры; 4) знание содержания, понимание ключевых проблем и осознание историко-культурного и нравственно-ценностного взаимовлияния произведений русской, зарубежной классической и современной литературы, в том числе литератур народов России: пьеса А. Н. Островского «Гроза»; роман И. А. Гончарова «Обломов»; роман И. С. Тургенева «Отцы и дети»; стихотворения Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, стихотворения и поэма «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова; роман М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» (избранные главы); роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»; роман Л. Н. Толстого «Война и мир»; одно произведение Н. С. Лескова; рассказы и пьеса «Вишнёвый сад» А. П. Чехова; рассказы и пьеса «На дне» М. Горького; рассказы И. А. Бунина и А. И. Куприна; стихотворения и поэма «Двенадцать» А. А. Блока; стихотворения и поэма «Облако в штанах» В. В. Маяковского; стихотворения С. А. Есенина, О. Э. Мандельштама, М. И. Цветаевой; стихотворения и поэма «Реквием» А. А. Ахматовой; роман Н.А. Островского «Как закалялась сталь» (избранные главы); роман М. А. Шолохова «Тихий Дон» (избранные главы); роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (или «Белая гвардия»); одно произведение А. П. Платонова; стихотворения А. Т. Твардовского, Б. Л. Пастернака, роман А.А. Фадеева "Молодая гвардия", роман В.О. Богомолова "В августе сорок четвертого года", повесть А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»; произведения литературы второй половины XX–XXI века: не менее двух прозаиков по выбору (в том числе Ф. А. Абрамова, В. П. Астафьева, А. Г. Битова, Ю. В. Бондарева, Б. Л. Васильева, К. Д. Воробьёва, Ф. А. Искандера, В. Л. Кондратьева, В. Г. Распутина, В. М. Шукшина и др.); не менее двух поэтов по выбору (в том числе И. А. Бродского, А. А. Вознесенского, В. С. Высоцкого, Е. А. Евтушенко, Н. А. Заболоцкого, А. С. Кушнера, Б. Ш. Окуджавы, Р. И. Рождественского, Н. М. Рубцова и др.); пьеса одного из драматургов по выбору (в том числе А. Н. Арбузова, А. В. Вампилова, В. С. Розова и др.); не менее двух произведений зарубежной литературы (в том числе романы и повести Ч. Диккенса, Г. Флобера, Э. М. Ремарка, Э. Хемингуэя, Дж. Сэлинджера, Р. Брэдбери; стихотворения А. Рембо, Ш. Бодлера; пьесы Г. Ибсена, Б. Шоу и др.); не менее одного произведения из литератур народов России (в том числе произведения Г. Айги, Р. Гамзатова, М. Джалиля, М. Карима, Д. Кугультинова, К. Кулиева, Ю. Рытхэу, Г. Тукая, К. Хетагурова, Ю. Шесталова и др.); 5) сформированность умений определять и учитывать историкокультурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественных произведений, выявлять их связь с современностью; 6) способность выявлять в произведениях художественной литературы образы, темы, идеи, проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях, участвовать в дискуссии на литературные темы; 7) осознание художественной картины жизни, созданной автором в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания; 8) сформированность умений выразительно (с учётом индивидуальных особенностей обучающихся) читать, в том числе наизусть, не менее 10 произведений и (или) фрагментов в каждом классе; 9) владение умениями анализа и интерпретации художественных произведений в единстве формы и содержания (с учётом неоднозначности заложенных в нём смыслов и наличия в нём подтекста) с использованием теоретико-литературных терминов и понятий (в дополнение к изученным в основной школе): конкретно-историческое, общечеловеческое и национальное в творчестве писателя; традиция и новаторство; авторский замысел и его воплощение; художественное время и пространство; миф и литература; историзм, народность; историко-литературный процесс; литературные направления и течения: романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм; литературные жанры; трагическое и комическое; психологизм; тематика и проблематика; авторская позиция; фабула; виды тропов и фигуры речи; внутренняя речь; стиль, стилизация; аллюзия, подтекст; символ; системы стихосложения (тоническая, силлабическая, силлаботоническая), дольник, верлибр; «вечные темы» и «вечные образы» в литературе; взаимосвязь и взаимовлияние национальных литератур; художественный перевод; литературная критика; 10) умение сопоставлять произведения русской и зарубежной литературы и сравнивать их с художественными интерпретациями в других видах искусств (графика, живопись, театр, кино, музыка и др.); 11) сформированность представлений о литературном произведении как явлении словесного искусства, о языке художественной литературы в его эстетической функции, об изобразительно-выразительных возможностях русского языка в художественной литературе и умение применять их в речевой практике; 12) владение современными читательскими практиками, культурой восприятия и понимания литературных текстов, умениями самостоятельного истолкования прочитанного в устной и письменной форме, информационной переработки текстов в виде аннотаций, докладов, тезисов, конспектов, рефератов, а также написания отзывов и сочинений различных жанров (объём сочинения – не менее 250 слов); владение умением редактировать и совершенствовать собственные письменные высказывания с учётом норм русского литературного языка; 13) умение работать с разными информационными источниками, в том числе в медиапространстве, использовать ресурсы традиционных библиотек и электронных библиотечных систем. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО КЛАССАМ: 10 КЛАСС 1) осознание причастности к отечественным традициям и исторической преемственности поколений на основе установления связей литературы с фактами социальной жизни, идеологическими течениями и особенностями культурного развития страны в конкретную историческую эпоху (вторая половина XIX века); 2) понимание взаимосвязей между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности в контексте осмысления произведений литературной классики и собственного интеллектуально-нравственного роста; 3) сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания отечественной и других культур, уважительного отношения к ним; осознанное умение внимательно читать, понимать и самостоятельно интерпретировать художественный текст; 4) знание содержания, понимание ключевых проблем и осознание историко-культурного и нравственно-ценностного взаимовлияния произведений русской и зарубежной классической литературы, а также литератур народов России (вторая половина XIX века); 5) сформированность умений определять и учитывать историкокультурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественных текстов, выявлять связь литературных произведений второй половины XIX века со временем написания, с современностью и традицией; умение раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание литературных произведений; 6) способность выявлять в произведениях художественной литературы XIX века образы, темы, идеи, проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях; участвовать в дискуссии на литературные темы; иметь устойчивые навыки устной и письменной речи в процессе чтения и обсуждения лучших образцов отечественной и зарубежной литературы; 7) осмысление художественной картины жизни, созданной автором в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания; умение эмоционально откликаться на прочитанное, выражать личное отношение к нему, передавать читательские впечатления; 8) сформированность умений выразительно (с учётом индивидуальных особенностей обучающихся) читать, в том числе наизусть не менее 10 произведений и (или) фрагментов; 9) овладение умениями анализа и интерпретации художественных произведений в единстве формы и содержания (с учётом неоднозначности заложенных в нём смыслов и наличия в нём подтекста) с использованием теоретико-литературных терминов и понятий (в дополнение к изученным в основной школе): конкретно-историческое, общечеловеческое и национальное в творчестве писателя; традиция и новаторство; авторский замысел и его воплощение; художественное время и пространство; миф и литература; историзм, народность; историко-литературный процесс; литературные направления и течения: романтизм, реализм; литературные жанры; трагическое и комическое; психологизм; тематика и проблематика; авторская позиция; фабула; виды тропов и фигуры речи; внутренняя речь; стиль, стилизация; аллюзия, подтекст; символ; системы стихосложения (тоническая, силлабическая, силлабо-тоническая); «вечные темы» и «вечные образы» в литературе; взаимосвязь и взаимовлияние национальных литератур; художественный перевод; литературная критика; 10) умение сопоставлять произведения русской и зарубежной литературы и сравнивать их с художественными интерпретациями в других видах искусств (графика, живопись, театр, кино, музыка и др.); 11) сформированность представлений о литературном произведении как явлении словесного искусства, о языке художественной литературы в его эстетической функции и об изобразительно-выразительных возможностях русского языка в произведениях художественной литературы и умение применять их в речевой практике; владение умением анализировать единицы различных языковых уровней и выявлять их роль в произведении; 12) овладение современными читательскими практиками, культурой восприятия и понимания литературных текстов, умениями самостоятельного истолкования прочитанного в устной и письменной формах, информационной переработки текстов в виде аннотаций, отзывов, докладов, тезисов, конспектов, рефератов, а также сочинений различных жанров (не менее 250 слов); владение умением редактировать и совершенствовать собственные письменные высказывания с учётом норм русского литературного языка; 13) умение работать с разными информационными источниками, в том числе в медиапространстве, использовать ресурсы традиционных библиотек и электронных библиотечных систем; 11 КЛАСС 1) осознание чувства причастности к отечественным традициям и осознание исторической преемственности поколений; включение в культурно-языковое пространство русской и мировой культуры через умение соотносить художественную литературу конца XIX – начала XXI века с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества; воспитание ценностного отношения к литературе как неотъемлемой части культуры; 2) осознание взаимосвязи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности в контексте осмысления произведений русской, зарубежной литературы и литератур народов России и собственного интеллектуально-нравственного роста; 3) приобщение к российскому литературному наследию и через него – к традиционным ценностям и сокровищам отечественной и мировой культуры; понимание роли и места русской литературы в мировом культурном процессе; 4) знание содержания и понимание ключевых проблем произведений русской, зарубежной литературы, литератур народов России (конец XIX – начало XXI века) и современной литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой литературы; 5) сформированность умений определять и учитывать историкокультурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественных текстов, выявлять связь литературных произведений конца XIX–XXI века со временем написания, с современностью и традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; 6) способность выявлять в произведениях художественной литературы образы, темы, идеи, проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях; участие в дискуссии на литературные темы; свободное владение устной и письменной речью в процессе чтения и обсуждения лучших образцов отечественной и зарубежной литературы; 7) самостоятельное осмысление художественной картины жизни, созданной автором в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания; 8) сформированность умений выразительно (с учётом индивидуальных особенностей обучающихся) читать, в том числе наизусть не менее 10 произведений и (или) фрагментов; 9) овладение умениями самостоятельного анализа и интерпретации художественных произведений в единстве формы и содержания (с учётом неоднозначности заложенных в нём смыслов и наличия в нём подтекста) с использованием теоретико-литературных терминов и понятий (в дополнение к изученным в основной школе): конкретно-историческое, общечеловеческое и национальное в творчестве писателя; традиция и новаторство; авторский замысел и его воплощение; художественное время и пространство; миф и литература; историзм, народность; историко-литературный процесс; литературные направления и течения: романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм; литературные жанры; трагическое и комическое; психологизм; тематика и проблематика; авторская позиция; фабула; виды тропов и фигуры речи; внутренняя речь; стиль, стилизация; аллюзия, подтекст; символ; системы стихосложения (тоническая, силлабическая, силлабо-тоническая), дольник, верлибр; «вечные темы» и «вечные образы» в литературе; взаимосвязь и взаимовлияние национальных литератур; художественный перевод; литературная критика; 10) умение самостоятельно сопоставлять произведения русской и зарубежной литературы и сравнивать их с художественными интерпретациями в других видах искусств (графика, живопись, театр, кино, музыка и др.); 11) сформированность представлений о литературном произведении как явлении словесного искусства, о языке художественной литературы в его эстетической функции и об изобразительно-выразительных возможностях русского языка в произведениях художественной литературы и умение применять их в речевой практике; 12) овладение современными читательскими практиками, культурой восприятия и понимания литературных текстов, умениями самостоятельного истолкования прочитанного в устной и письменной формах, информационной переработки текстов в виде аннотаций, отзывов, докладов, тезисов, конспектов, рефератов, а также сочинений различных жанров (не менее 250 слов); владение умением редактировать и совершенствовать собственные письменные высказывания с учётом норм русского литературного языка; 13) умение самостоятельно работать с разными информационными источниками, в том числе в медиапространстве, оптимально использовать ресурсы традиционных библиотек и электронных библиотечных систем. ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН 10 КЛАСС Количество часов № п/п 1 2 3 4 5 Тема урока Обобщающее повторение: от древнерусской литературы до литературы XVIII века. «Слово о полку Игореве». Стихотворения М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина. Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль» Обобщающее повторение: стихотворения и баллады В.А. Жуковского; комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» Обобщающее повторение: произведения А.С. Пушкина. Стихотворения, романы «Евгений Онегин» и «Капитанская дочка» Обобщающее повторение: произведения М.Ю. Лермонтова. Стихотворения. Роман «Герой нашего времени» Обобщающее повторение: произведения Н.В. Гоголя. Комедия «Ревизор». Поэма «Мертвые души» Всего 1 1 1 1 1 Контрольные работы Практические работы Электронные цифровые образовательные ресурсы 6 Основные этапы жизни и творчества Ф.И.Тютчева. Поэт-философ 1 7 Тема родной природы в лирике Ф.И.Тютчева 1 8 Любовная лирика Ф.И.Тютчева 1 9 Развитие речи. Анализ лирического произведения Ф.И.Тютчева 1 10 Основные этапы жизни и творчества А. А.Фета. Теория «чистого искусства» 1 11 12 13 14 15 16 Человек и природа в лирике А.А.Фета Художественное мастерство А.А.Фета Развитие речи. Анализ лирического произведения А.А.Фета Подготовка к контрольной работе ответы на проблемный вопрос, сочинение, тесты по поэзии второй половины XIX века Тематика и проблематика пьесы "Гроза". Особенности сюжета и своеобразие конфликта Город Калинов и его обитатели. Образ 1 1 1 1 1 1 Анализ лирического произведения Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/d6a66018 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/dc1d9abf Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/52a8f226 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/d505742d Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/b2bfccec Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f1bf6dac Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8025ef8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/d0004569 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7eface0f Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/569d9145 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/6631455a Катерины 17 18 Смысл названия и символика пьесы. Драма «Гроза» в русской критике Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по пьесе А.Н.Островского «Гроза» 19 1 20 Основные этапы жизни и творчества И.А.Гончарова 1 21 История создания романа "Обломов". Особенности композиции 1 23 24 25 26 Образ главного героя. Обломов и Штольц Женские образы в романе "Обломов" и их роль в развитии сюжета Социально-философский смысл романа "Обломов". Русская критика о романе. Понятие «обломовщина» Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по роману И.А.Гончарова «Обломов» Основные этапы жизни и творчества https://m.edsoo.ru/9e3b3966 Библиотека ЦОК 1 Резервный урок. Cочинение по пьесе А.Н.Островского «Гроза» 22 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/e9505c01 Домашнее сочинение https://m.edsoo.ru/f8f820d8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c753714b Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f04ffea9 Библиотека ЦОК 1 1 1 https://m.edsoo.ru/e43e1304 Библиотека ЦОК 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/b800baca Сочинение Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/cca723e7 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/77583f5e Библиотека ЦОК И.С.Тургенева. Творческая история создания романа «Отцы и дети» https://m.edsoo.ru/f46e3aff 27 Сюжет и проблематика романа «Отцы и дети» 1 28 Образ нигилиста в романе «Отцы и дети», конфликт поколений 1 29 30 31 32 33 Женские образы в романе «Отцы и дети» «Вечные темы» в романе «Отцы и дети». Роль эпилога. Авторская позиция и способы ее выражения Полемика вокруг романа «Отцы и дети»: Д.И.Писарев, М.Антонович и др Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети» Основные этапы жизни и творчества Н.А.Некрасова. О народных истоках мироощущения поэта 1 1 1 1 1 34 Гражданская поэзия и лирика чувств Н.А.Некрасова 1 35 Развитие речи. Анализ лирического произведения Н.А.Некрасова 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/e6e2637d Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/9f46e13e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/d94a8edc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/4d9c87fd Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ab0ee46b Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fc94db83 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/38fb8ca5 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/6409d788 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/0fdcc372 36 37 38 Контрольная работа письменные ответы, сочинение, тесты по поэзии второй половины XIX века Введение в курс литературы второй половины ХIX века. Основные этапы жизни и творчества А.Н.Островского. Идейно-художественное своеобразие драмы «Гроза» История создания поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Особенности жанра, сюжета и композиции. Фольклорная основа произведения 1 1 40 Проблемы счастья и смысла жизни в поэме «Кому на Руси жить хорошо» 1 41 Основные этапы жизни и творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина. Мастер сатиры 1 42 43 Собирательные образы градоначальников и «глуповцев».«Опись градоначальникам», 1 1 https://m.edsoo.ru/2e017055 https://m.edsoo.ru/278e6a2c Библиотека ЦОК 1 Многообразие народных типов в галерее персонажей «Кому на Руси жить хорошо» Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК 1 39 «История одного города» как сатирическое произведение. Глава «О корени происхождения глуповцев» Домашнее сочинение https://m.edsoo.ru/396f644b Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8f005a51 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/db211621 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/3d6eed61 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8b277b94 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/62b032c0 «Органчик», «Подтверждение покаяния» и др. 44 Подготовка к презентации проектов по литературе второй половины XIX века 1 45 Презентация проектов по литературе второй половины XIX века 1 46 Основные этапы жизни и творчества Ф.М. Достоевского 1 47 48 49 50 51 История создания романа «Преступление и наказание». Жанровые и композиционные особенности Основные сюжетные линии романа "Преступление и наказание". Преступление Раскольникова. Идея о праве сильной личности Раскольников в системе образов. Раскольников и его «двойники» Униженные и оскорбленные в романе «Преступление и наказание». Образ Петербурга Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала в романе "Преступление и наказание" 1 1 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/90dd4547 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/48dc8cdd Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/b6b59225 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/32909836 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/b1d66b91 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/e31eadf2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/14396328 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/eb282fbc 52 Библейские мотивы и образы в «Преступлении и наказании» 1 53 Смысл названия романа «Преступление и наказание». Роль финала 1 54 55 56 Художественное мастерство писателя. Психологизм в романе «Преступление и наказание» Историко-культурное значение романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по роману «Преступление и наказание» Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/6355e71c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/55f0d8d3 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/4ff59256 Библиотека ЦОК 1 57 1 58 История создания романа «Война и мир». Жанровые особенности произведения 1 59 Смысл названия. Историческая основа произведения «Война и мир» 1 60 Роман-эпопея «Война и мир». Нравственные устои и жизнь дворянства 1 «Мысль семейная» в романе "Война и https://m.edsoo.ru/f8f251b2 1 Основные этапы жизни и творчества Л.Н.Толстого 61 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/fd0ec140 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/429ee50c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/92dd8da8 Домашнее сочинение Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/95955423 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/9cc9c4c1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/0e0d5a32 мир": Ростовы и Болконские 62 63 64 65 66 Нравственно-философские взгляды Л.Н.Толстого, воплощенные в женских образах романа "Война и мир" Андрей Болконский: поиски смысла жизни Духовные искания Пьера Безухова Отечественная война 1812 года в романе "Война и мир" Бородинское сражение как идейнокомпозициионный центр романа "Война и мир" 1 1 1 1 1 67 Образы Кутузова и Наполеона в романе "Война и мир" 1 68 «Мысль народная» в романе "Война и мир". Образ Платона Каратаева 1 69 Философия истории в романе "Война и мир": роль личности и стихийное начало 1 70 Психологизм прозы Толстого: «диалектика души» 1 71 Значение творчества Л.Н.Толстого в отечественной и мировой культуре 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/af7a1d5e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/927c5948 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/1156f7fb Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/72b7eb95 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/9f8eea9e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/bb7c12a0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/0734a41a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/6ad10754 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/2ea4166f Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/db3e1a0e 72 73 74 Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по роману Л.Н.Толстого Основные этапы жизни и творчества Н.С.Лескова. Художественный мир произведений писателя Изображение этапов духовного пути личности в произведениях Н.С.Лескова. Особенности лесковской повествовательной манеры сказа 1 Основные этапы жизни и творчества А.П.Чехова. Новаторство прозы писателя 1 76 Идейно-художественное своеобразие рассказа «Ионыч» 1 77 78 79 80 История создания, жанровые особенности комедии «Вишневый сад». Смысл названия Проблематика комедии "Вишневый сад". Особенности кофликта и системы образов. Разрушение «дворянского гнезда» Раневская и Гаев как герои уходящего в https://m.edsoo.ru/50ccb805 Анализ лирического произведения 1 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/57bd5e1b Библиотека ЦОК 1 75 Многообразие философскопсихологической проблематики в рассказах А.П. Чехова Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/db8ec70a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/bea32083 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/551f8b1a Сочинение Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/d1bc0faf Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/6918f662 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/cd3c411f Библиотека ЦОК прошлое усадебного быта 81 82 Настоящее и будущее в комедии "Вишневый сад": образы Лопахина, Пети и Ани Художественное мастерство, новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова https://m.edsoo.ru/36f2aa60 Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству А.П.Чехова 1 84 Внеклассное чтение «Любимые страницы литературы второй половины XIX века» 1 85 86 87 88 Контрольная работа письменные ответы, сочинение, тесты по литературе второй половины XIX века Презентация проектов по литературе второй половины XIX века Поэзия народов России. Страницы жизни поэта (по выбору, например, Г.Тукая, К.Хетагурова и др.) и особенности его лирики https://m.edsoo.ru/fc560d17 Библиотека ЦОК 1 83 Подготовка к контрольной работе ответы на проблемный вопрос, сочинение, тесты по литературе второй половины XIX века Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/28ea8207 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/717e7f8f Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/6dbc8739 Библиотека ЦОК 1 1 1 1 https://m.edsoo.ru/a862336c 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/9022ff94 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/307edf82 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/eabf4f90 89 90 91 92 93 94 95 96 Резервный урок. Анализ лирического произведения из поэзии народов России (по выбору) Жизнь и творчество писателя (Ч.Диккенс, Г.Флобера и др.). История создания, сюжет и композиция произведения Ч.Диккенс. Роман "Большие надежды". Тематика, проблематика. Система образов Резервный урок. Г. Флобер "Мадам Бовари". Художественное мастерство писателя//Всероссийская проверочная работа Развитие речи. Письменный ответ на проблемный вопрос/Всероссийская проверочная работа Страницы жизни поэта (А. Рембо, Ш. Бодлера и др. ), особенности его лирики Резервный урок. Символические образы в стихотворениях, особенности поэтического языка (на выбор А. Рембо, Ш. Бодлера и др. ) Жизнь и творчество драматурга (Г. Ибсен и др.) История создания, сюжет и Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/69ad657e Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/85d32996 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/46bb6375 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/e1436238 Библиотека ЦОК 1 1 1 1 https://m.edsoo.ru/24b4669a Анализ лирического произведения Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ecfff6fe Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/d0cc465e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f12a62ec конфликт в произведении 97 98 99 100 101 102 Резервный урок. Г. Ибсен «Кукольный дом». Проблематика пьесы. Система образов. Новаторство драматурга Резервный урок. Повторение. Сквозные образы и мотивы в литературе второй половины XIX века Резервный урок. Обобщение пройденного материала по литературе второй половины XIX века Внеклассное чтение «В мире современной литературы» Резервный урок. Подготовка к презентации проекта по зарубежной литературе начала ХIХ века Презентация проекта по зарубежной литературе ХIХ века ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/80c384b3 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/715fba62 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/9862089c Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/5a351bd7 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/ce9871fb Библиотека ЦОК 1 102 https://m.edsoo.ru/43fc8660 2 0 11 КЛАСС Количество часов № п/п 1 2 3 4 5 Тема урока Введение в курс русской литературы ХХ века. Общий обзор европейской поэзии XX века. Основные направления. Проблемы самопознания, нравственного выбора. Стихотворения Г. Аполлинера, Т. С. Элиота Общий обзор зарубежной драматургии ХХ века. Своеобразие конфликта в пьесе. Парадоксы жизни и человеческих судеб в мире условностей и мнимых ценностей. Пьеса М. Метерлинка «Синяя птица» Урок внеклассного чтения по зарубежной литературе ХХ века: проблема поиска смысла жизни. Романы М. Ремарка «На западном фронте без перемен», «Три товарища»; Серебряный век русской литературы. Эстетические программы модернистских объединений Всего 1 1 1 1 1 Контрольные работы Практические работы Электронные цифровые образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/95e95939 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/27520b55 Библиотека ЦОК ttps://m.edsoo.ru/23c10265 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/acd14599 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/01a2c7af 6 7 8 9 10 11 12 13 Развитие речи. Анализ лирического произведения поэтов Серебряного века Художественный мир поэта. Основные темы и мотивы лирики К. Д. Бальмонта, Н. С. Гумилёва, И. Северянина Основные этапы жизни и творчества И.А.Бунина. Темы и мотивы рассказа писателя «Антоновские яблоки» .Образ Родины Социально-философская проблематика рассказа И.А.Бунина «Господин из СанФранциско» Тема любви в произведениях И.А.Бунина «Тёмные аллеи»,«Чистый понедельник» Основные этапы жизни и творчества А.И.Куприна. Проблематика рассказов писателя. Своеобразие сюжета повести А.И. Куприна "Олеся". Художественное мастерство писателя Основные этапы жизни и творчества Л.Н.Андреева. На перепутьях реализма и модернизма Проблематика рассказа Л.Н.Андреева «Большой шлем». Трагическое 1 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/1515426d Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/d7569e76 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f75ced78 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/bd6b11ec Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/32f63f9f https://m.edsoo.ru/944db530 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/0d3032f0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/0ca8c4af мироощущение автора 14 15 Основные этапы жизни и творчества М.Горького. Романтический пафос и суровая правда рассказов писателя Социально-философская драма «На дне». История создания, смысл названия произведения 1 1 16 Тематика, проблематика, система образов драмы «На дне» 1 17 «Три правды» в пьесе "На дне" и их трагическое столкновение 1 18 Новаторство Горького- драматурга. Сценическая судьба пьесы "На дне" 1 19 Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по пьесе М.Горького «На дне» 1 20 Резервный урок. Сочинению по пьесе М.Горького «На дне» 1 21 Подготовка к презентации проекта по литературе начала ХХ века 1 22 Презентация проекта по литературе начала ХХ века 1 23 Подготовка к контрольному сочинению по 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/4e37b148 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/061d72d1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/5b1e09e6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4a16478 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8b07ea1d Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/affd7740 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c075842f Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/eaafb657 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/6ed881ea Библиотека ЦОК литературе первой половины ХХ века 24 25 26 27 28 29 Контрольное сочинению по литературе первой половины ХХ века Основные этапы жизни и творчества А.А. Блока. Поэт и символизм. Разнообразие мотивов лирики. Образ Прекрасной Дамы в стихотворениях «Незнакомка», «На железной дороге», «О, весна, без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…» и др. Образ «страшного мира» в лирике А.А. Блока. Тема Родины в стихотворениях «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «Река раскинулась. Течёт, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «О доблестях, о подвигах, о славе...» и др. Поэт и революция. Поэма А.А.Блока «Двенадцать»: история создания, многоплановость, сложность художественного мира поэмы Герои поэмы "Двенадцать", сюжет, композиция, многозначность финала. Художественное своеобразие языка поэмы Основные этапы жизни и творчества https://m.edsoo.ru/7959772f 1 1 1 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/9fa68635 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ddf54ef6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ba41962d Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ac830a56 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/6961da74 Библиотека ЦОК В.В.Маяковского. Новаторство поэтики Маяковского. Лирический герой ранних произведений поэта 30 31 32 33 34 35 Поэт и революция. Сатира в стихотворениях Маяковского Своеобразие любовной лирики Маяковского в стихотворениях «Послушайте!», «Лиличка!»,«Письмо Татьяне Яковлевой» и др. Художественный мир поэмы В.В.Маяковского «Облако в штанах» Основные этапы жизни и творчества С.А. Есенина. Особенности лирики поэта и многообразие тематики стихотворений («Гой ты, Русь, моя родная...», «Собаке Качалова», «Не жалею, не зову, не плачу…» и др.) Тема России и родного дома в лирике С.А.Есенина. Природа и человек в произведениях поэта («Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Я последний поэт деревни…», «Русь Советская», «Низкий дом с голубыми ставнями...» и др.) Своеобразие любовной лирики https://m.edsoo.ru/5538c729 1 1 1 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/465edbce Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/d0db6cf4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c45f866f Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/81fd4d0f Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c5bfb93d Библиотека ЦОК С.А.Есенина («Шаганэ ты моя, Шаганэ…» и др.) 36 37 38 39 40 Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по лирике А.А.Блока, В.В.Маяковского, С.А.Есенина Страницы жизни и творчества О.Э.Мандельштама. Основные мотивы лирики поэта, философичность его поэзии («Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…») Художественное своеобразие поэзии Мандельштама. Символика цвета, ритмико-интонационное многообразие лирики поэта (стихотворения «Ленинград», «Мы живём, под собою не чуя страны…» и др.) Страницы жизни и творчества М.И.Цветаевой. Многообразие тематики и проблематики в лирике поэта («Моим стихам, написанным так рано…», «Кто создан из камня, кто создан из глины…» и др.) Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монолога-исповеди («Идёшь, на меня https://m.edsoo.ru/b140f239 1 1 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/6c71c024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4418373 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/2ad863d0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/d22c3e92 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7d3ff4f5 похожий…», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплёте», «Бабушке», «Красною кистью…» (из цикла «Стихи о Москве») и др. ) 41 42 43 44 45 Основные этапы жизни и творчества А.А.Ахматовой. Многообразие тематики лирики. Любовь как всепоглощающее чувство в лирике поэта («Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Смуглый отрок бродил по аллеям…» и др.) Гражданский пафос лирики Ахматовой. Тема Родины и судьбы в творчестве поэта («Не с теми я, кто бросил землю...», «Мужество», «Приморский сонет», «Родная земля», «Мне голос был. Он звал утешно…» и др.) История создания поэмы А.А.Ахматовой «Реквием». Трагедия народа и поэта. Смысл названия Широта эпического обобщения в поэме «Реквием». Художественное своеобразие произведения Страницы жизни и творчества Н.А.Островского. История создания, 1 1 1 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/bf5e8839 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/30cdfe29 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/304be92b Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/890b02cf Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/acbce296 идейно-художественное своеобразие романа «Как закалялась сталь» 46 47 48 49 50 51 52 Образ Павки Корчагина как символ мужества, героизма и силы духа Разнообразие тем и проблем в зарубежной прозе ХХ века. Страницы жизни и творчества Р. Брэдбери и . Дж. Оруэлла. Романы «451 градус по Фаренгейту», «1984» Проблематика и сюжет романов «451 градус по Фаренгейту», «1984» Р. Брэдбери и . Дж. Оруэлла. Специфика жанра и композиции. Система образов Резервный урок. Художественное своеобразие антиутопий зарубежной прозы ХХ века. Историко-культурная значимость Основные этапы жизни и творчества М.А.Шолохова. История создания шолоховского эпоса. Особенности жанра Роман-эпопея «Тихий Дон». Система образов. Тема семьи. Нравственные ценности казачества Роман-эпопея «Тихий Дон». Трагедия 1 1 1 1 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/6a93e6c2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c040c9af Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8b98bae2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/0d0b4fa4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/93360d41 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/860403c1 Библиотека ЦОК целого народа и судьба одного человека. Проблема гуманизма в эпопее 53 54 55 56 57 58 Женские судьбы в романе «Тихий Дон». Роль пейзажа в произведении. Традиции Л. Н. Толстого в прозе М. А. Шолохова Развитие речи. Анализ эпизода романаэпопеи М.Шолохова «Тихий Дон» Основные этапы жизни и творчества М.А.Булгакова. История создания произведения «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» (один роман по выбору) Своеобразие жанра и композиции. Многомерность исторического пространства в романе «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» (один роман по выбору) . Система образов Проблема выбора нравственной и гражданской позиции в романе «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» (один роман по выбору) Эпическая широта изображенной панорамы и лиризм размышлений повествователя. Смысл финала романа «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» https://m.edsoo.ru/63ce8fb9 1 1 1 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/dd9efd3f Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/111c4d0a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/15c7c0d1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/3d2cc5fb Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/db2e52d0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/08e859b2 (один роман по выбору) 59 60 61 62 63 64 Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению на литературную тему по творчеству М.А.Шолохова и М.А.Булгакова (по выбору) Картины жизни и творчества А.Платонова. Утопические идеи произведений писателя. Особый тип платоновского героя Высокий пафос и острая сатира произведений Платонова (одно произведение по выбору, например, «В прекрасном и яростном мире», «Котлован», «Возвращение» и др.). Самобытность языка и стиля писателя Страницы жизни и творчества А.Т.Твардовского. Тематика и проблематика произведений автора (не менее трёх по выбору) Поэт и время. Основные мотивы лирики Твардовского. Тема Великой Отечественной войны («Памяти матери» («В краю, куда их вывезли гуртом…»), «Я знаю, никакой моей вины…» и др.) Тема памяти. Доверительность и исповедальность лирической интонации 1 1 1 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/a099e7e7 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/a6067eaf Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/2b980c33 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/b60d6962 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/34b4e709 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/0b25e9ed Твардовского («Дробится рваный цоколь монумента...» и др.) 65 66 67 68 69 70 71 Тема Великой Отечественной войны в прозе (обзор). Человек на войне Историческая правда художественных произведений о Великой Отечественной войне. Своеобразие «лейтенантской» прозы Героизм и мужество защитников Отечества. Традиции реалистической прозы о войне в русской литературе Страницы жизни и творчества А.А.Фадеева. История создания романа «Молодая гвардия». Жизненная правда и художественный вымысел Система образов в романе «Молодая гвардия». Героизм и мужество молодогвардейцев В.О.Богомолов "В августе сорок четвертого". Мужество и героизм защитников Родины Страницы жизни и творчества поэта (Ю. В. Друниной, М. В. Исаковского, Ю. Д. Левитанского и др.). Проблема 1 1 1 1 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/767afda5 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/65b754bf Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/60bcc8ab Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f268593f Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c12f3fe6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/77fbf6d2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/775115fd исторической памяти в лирических произведениях о Великой Отечественной войне 72 73 74 75 76 Патриотический пафос поэзии о Великой Отечественной войне и ее художественное своеобразие (стихотворения С. С. Орлова, Д. С. Самойлова, К. М. Симонова, Б. А. Слуцкого и др. ) Развитие речи. Анализ лирического произведения о Великой Отечественной войне (по выбору) Тема Великой Отечественной войны в драматургии. Художественное своеобразие и сценическое воплощение драматических произведений Внеклассное чтение. «Страницы, опаленные войной» по произведениям о Великой Отечественной войне Подготовка к контрольному сочинению по произведениям о Великой Отечественной войне 1 1 1 1 1 77 Контрольное сочинение по произведениям о Великой Отечественной войне 1 78 Основные этапы и жизни и творчества 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/bcf6efb2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/b6d6f138 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8e78e75d Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/bf34b20f Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/2f1f3e4a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/97248b85 Библиотека ЦОК Б.Л.Пастернака. Тематика и проблематика лирики поэта https://m.edsoo.ru/3bf7a00a 79 Тема поэта и поэзии. Любовная лирика Б.Л.Пастернака 1 80 Тема человека и природы. Философская глубина лирики Пастернака 1 81 82 83 84 85 Основные этапы жизни и творчества А.И.Солженицына. Автобиографизм прозы писателя. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы. Рассказ Солженицына «Один день Ивана Денисовича», творческая судьба произведения Человек и история страны в контексте трагической эпохи в книге писателя «Архипелаг ГУЛАГ» Презентация проекта по литературе второй половины ХХ века Страницы жизни и творчества В.М.Шукшина. Своеобразие прозы писателя (не менее двух по выбору, например, «Срезал», «Обида», «Микроскоп», «Мастер», «Крепкий мужик», «Сапожки» и др.) Нравственные искания героев рассказов 1 1 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/9d973ed0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/179e661f Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/2abbc91e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/e1d27b19 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/a3f49f45 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/a455d06d Библиотека ЦОК В.М.Шукшина. Своеобразие «чудаковатых» персонажей 86 87 88 89 90 Страницы жизни и творчества В. Г.Распутина. Изображение патриархальной русской деревни Тема памяти и преемственности поколений. Взаимосвязь нравственных и экологических проблем в произведениях В. Г.Распутина (не менее одного произведения по выбору, например, «Живи и помни», «Прощание с Матёрой» и др. ) Страницы жизни и творчества Н.М.Рубцова. Тема Родины в лирике поэта (не менее трёх стихотворений по выбору, например, «Звезда полей», «Тихая моя родина!..» и др.) Задушевность и музыкальность поэтического слова Рубцова («В горнице моей светло…», «Привет, Россия…», «Русский огонёк», «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны...» и др.) Литература народов России: страницы жизни и творчества Р. Гамзатова, М. Джалиля. Лирический герой в https://m.edsoo.ru/8d5e07f0 1 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/d936b17f Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/aaa84fa0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/2ce35f4e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/36100252 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/d75dd00e https://m.edsoo.ru/7cd5948e современном мире 91 Основные этапы жизни и творчества И.А.Бродского. Основные темы лирических произведений поэта «На смерть Жукова», «Осенний крик ястреба», «Пилигримы», «Стансы» («Ни страны, ни погоста…») , «На столетие Анны Ахматовой», «Рождественский романс», «Я входил вместо дикого зверя в клетку…» и др. 92 Тема памяти. Философские мотивы в лирике Бродского 1 93 Своеобразие поэтического мышления и языка поэта Бродского 1 94 Развитие речи. Анализ лирического произведения второй половины ХХ века 1 95 96 Проза второй половины XX – начала XXI века. Страницы жизни и творчества писателя. «Деревенская» проза. Например, Ф.А. Абрамов («Братья и сёстры» (фрагменты из романа), повесть «Пелагея» и другие); В.И. Белов (рассказы «На родине», «За тремя волоками», «Бобришный угор» и другие) Нравственные искания героев в прозе Библиотека ЦОК 1 1 1 https://m.edsoo.ru/affe147a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f735fb80 1 Библиотика ЦОК https://m.edsoo.ru/75c8fd94 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fb08947b Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/5c4dcc68 Библиотека ЦОК второй половины ХХ – начале ХХI века. В.Т. Шаламов («Колымские рассказы» «Одиночный замер», «Инжектор», «За письмом» и другие) и др. 97 98 99 100 Литература народов России: страницы жизни и творчества Ю. Рытхэу «Хранитель огня»;. Художественное произведение в историко-культурном контексте Разнообразие повествовательных форм в изображении жизни современного общества. Рассказ Захара Прилепина«Белый квадрат» Презентация проекта по литературе второй половины ХХ - начала ХXI веков по произведениям Ч.Т. Айтматов (повести «Пегий пёс, бегущий краем моря», «Белый пароход» и другие); Ф.А. Искандер (роман в рассказах «Сандро из Чегема» (фрагменты), философская сказка «Кролики и удавы» и другие); В.О. Пелевин (роман «Жизнь насекомых» и другие); А.Н. и Б.Н. Стругацкие (повесть «Пикник на обочине» и другие); Поэзия второй половины XX — начала XXI века. Страницы жизни и творчества поэта (на выбор Б. А. Ахмадулиной, А. А. https://m.edsoo.ru/c81012dc 1 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ce527e51 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/0eac5454 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ad920aa9 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ec2d4e90 Вознесенского, В. С. Высоцкого, Е. А. Евтушенко и др.).Тематика и проблематика лирики поэта 101 102 Художественные приемы и особенности поэтического языка автора (на выбор Б. А. Ахмадулиной, А. А. Вознесенского, В. С. Высоцкого, Е. А. Евтушенко и др.) Особенности драматургии второй половины ХХ - начала ХХI веков. Основные темы и проблемы ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/09495f64 Библиотека ЦОК 1 102 https://m.edsoo.ru/fa8cbb35 2 0