Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Кружок «Палитра»
Возраст обучающихся: 8-11 лет
Срок реализации: 1 год.
Составитель:
Боброва Татьяна Васильевна
Педагог дополнительного образования
Екатеринбург, 2024 год
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения программы
Содержание программы. Учебный план
Тематическое планирование
Пояснительная записка
Общая характеристика
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности «Кружок «Палитра» (далее- программа) для 2-4
классов составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
1.Федеральный Закон № 273-ФЗ от 20.12.2012 «Об образовании в Российской
Федерации»
2.Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р)
3. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей» Постановление № 41 об утв. СанПиН 2.4.4.3172-14 от
04.07.2014г.
4.Приказ Министерства Российской Федерации (Минпросвещения России) от
09.11.2018 №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
5.Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении
Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных
российских духовно-нравственных ценностей»;
2.Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Указ
Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации».
Актуальность курса
Программа ориентирована на целевые приоритеты духовно – нравственного
развития, формировании активной эстетической позиции по отношению к
действительности и произведениям искусства, воспитания и социализации
обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Цель курса
Цель курса состоит в формировании художественной культуры обучающихся,
развитии художественно – образного мышления и эстетического отношения к
явлениям действительности путём освоения начальных основ художественных
знаний, навыков и развития творческого потенциала обучающихся.
Основные задачи курса
- формирование активного, ценностного отношения к окружающему миру;
- развитие творческих способностей обучающихся;
- формирования графических и живописных навыков обучающихся.
Место курса
Программа курса рассчитана на 26 часов по 1 часу в неделю, которые могут
быть реализованы в течение одного учебного года в составе группы из
обучающихся 2-4 классов.
Взаимосвязь с федеральной рабочей программой воспитания
Программа курса разработана с учетом рекомендаций федеральной рабочей
программы воспитания, нацелена на достижение всех основных групп
образовательных результатов – личностных, метапредметных, предметных.
Программа носит художественную направленность, что позволяет
обеспечить достижение следующих целевых ориентиров воспитания на уровне
начального общего образования.
Сознательное отношение и проявление обучающимися уважения к духовнонравственным ценностям российского общества, к достижениям России в науке и
искусстве.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Содержание программы направлено на достижение обучающимися
личностных, метапредметных и предметных результатов при изучении курса.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
гражданское воспитание:
коллективные творческие работы создают условия для разных форм
художественно – творческой деятельности.
патриотическое воспитание:
занятие искусством воспитывает патриотизм в процессе восприятия и освоения
в личной художественной деятельности конкретных знаний о красоте и
мудрости, заложенных в культурных традициях.
духовно-нравственное воспитание:
развитие творческих способностей способствует росту самосознания,
осознания себя как личности и члена общества.
эстетическое воспитание:
формирует ценностные ориентации обучающихся в отношении к окружающим
людям, в стремлении к их пониманию, а также в отношении к природе и
искусству.
трудовое воспитание:
осуществляется в процессе личной художественно – творческой работы по
освоению художественных материалов и удовлетворения от создания реального,
практического продукта.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные учебные познавательные действия:
Базовые логические действия:
Проявлять исследовательские, экспериментальные действия в процессе освоения
выразительных свойств различных художественных материалов.
Базовые исследовательские действия:
Использовать наблюдение для получения информации об особенностях объектов
и состояния природы, предметного мира человека, городской среды.
Работа с информацией:
Анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать
информацию.
Универсальные учебные коммуникативные действия:
Общение:
Участвовать в обсуждении, проявлять уважительное отношение к
противоположным мнениям.
Совместная деятельность:
Взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать
цель совместной деятельности и строить действия по её достижению.
Универсальные учебные регулятивные действия:
Самоорганизация:
Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
Самоконтроль:
Соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания.
Принятие себя и других:
Находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих интересов в
процессе совместной художественной деятельности
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- приобретать первичные знания и навыки композиционного расположения
изображения на листе;
- осваивать навыки применения свойств простых графических и живописных
материалов;
- уметь обсуждать результаты своей практической работы и работы товарищей с
позиции соответствия их поставленной учебной задаче.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. Учебный план
1.Тема «Мир цвета в природе. Изображение декоративных растений в
теплой и холодной гамме»
Наблюдение за природными мотивами, рассматривание произведений живописи.
Теплые и холодные цвета.
Практическая работа: выполнение композиции, состоящей из заранее
прописанного свободной широкой кистью фона, а на нем причудливых очертаний
декоративных цветов и трав (на теплом фоне-изображение растений в теплой
гамме, на холодном-в холодной гамме).
Материалы: кисти, гуашь, вода, бумага.
Зрительный ряд: натюрморты К. Коровина, М. Сарьяна, А. Матиса, П. Сезанна.
2.Тема «Мир фантастических деревьев. Контрасты холодного и теплого»
Наблюдение живой природы, рассматривание произведений живописи.
Дополнительные цвета, которые являются контрастными по отношению друг к
другу: красный-зеленый, голубой-желтый, фиолетовый-оранжевый.
Практическая работа: изображение в контрастных сочетаниях силуэтов деревьев
или веток (в данном задании необходимо использовать знания о дополнительных
цветах).
Материалы: кисти, гуашь, бумага.
Зрительный ряд: живопись Н. Рериха, М. Сарьяна, И. Грабаря
3. Тема «Выполнение декоративного фриза на основе растительных
мотивов.»
Рассматривание произведений декоративно-прикладного искусства.
Практическая работа:
Вариант А: выполнение фриза в технике монотипии, которая в данном случае
представляет собой красочные отпечатки листьев разных растений.
Материалы: бумага, гуашь, листья различных растений.
Зрительный ряд: книги по ДПИ, декоративные платки, шали.
4. Тема «Изображение в графической технике растительного микромира
(травы, цветы, сухие растения)»
Рассматривание произведений графики с изображением растений.
На бумаге вытянутого по вертикали формата предлагается выполнить
декоративную графическую заставку.
Практическая работа: выполнение заставки в технике рисования сухой кистью,
которая сочетается с графикой
Материалы: бумага, гуашь, тушь, перо, кисть.
Зрительный ряд: ветки растений, цветы, репродукции с изображением растений,
гравюры японских и китайских мастеров.
5. Тема «Мы рисуем своих друзей.»
Рассматривание портретных рисунков отечественных и зарубежных художников.
Характер человека в портрете. Портрет — шарж.
Практическая работа: выполнение в смешанной технике портретных изображений
своих друзей. Главное в этом задании — передать характер, возможно решение в
стиле шаржа.
Материалы: пастель, восковые мелки.
Зрительный ряд: графические портреты — шаржи, выполняемые педагогом на
этом занятии; рисунки В. Горяинова, П. Сойфертиса, Х.Бидструпа.
6. Тема «Изображаем свое любимое животное»
Рассматривание произведений художников анималистов. Особенности
изображения животного. Выразительные возможности смешанной техники.
Практическая работа: выполнение в смешанной технике рисунка своего любимого
домашнего животного.
Материалы: на выбор: восковые мелки и гуашь, гуашь и пастель, тушь или перо.
Зрительный ряд: альбомы с фотографиями животных; рисунки художников —
анималистов Е. Чарушина, В.Ватагина.
7. Тема «Мир вокруг нас (коллективная работа)»
Композиционное задание, предполагающее изображение на большом, вытянутом
по горизонтали листе бумаги мира растений, животных и людей.
Практическая работа:
1 этап — выполнение цветного подмалевка
2 этап — изображение на заранее прописанном фоне фантастических растений
3 этап — изображение сказочных персонажей — людей, животных (эти
изображения вклеиваются в панно)
Материалы: бумага, гуашь, кисти, ножницы, клей.
Зрительный ряд: репродукции произведений живописи и графики с
изображениями сказочных персонажей, фантастических животных и растений.
8. Тема «Экспозиция работ. Обсуждение выставки»
Оформление и подготовка рисунков к экспозиции. Обсуждение и оценка всей
творческой деятельности в лагере. Присуждение грамот и призов за лучшие
рисунки.
Зрительный ряд: индивидуальные и коллективные рисунки,
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
1
2
3
4
Тема
Мир цвета в природе.
Изображение
декоративных
растений в теплой и
холодной гамме
Мир фантастических
деревьев. Контрасты
холодного и теплого
Кол-во
часов
3
3
Выполнение
4
декоративного фриза
на основе
растительных мотивов
Изображение в
графической технике
растительного
микромира (травы,
цветы, сухие
растения)
3
Основное содержание
Наблюдение за природными
мотивами, рассматривание
произведений живописи. Теплые и
холодные цвета.
Основные виды деятельности
обучающихся
Рисунок гуашевыми красками
Наблюдение живой природы,
Рисунок гуашевыми красками
рассматривание произведений
живописи. Дополнительные цвета,
которые являются контрастными
по отношению друг к другу:
красный-зеленый, голубой-желтый,
фиолетовый-оранжевый.
Рассматривание произведений
Рисунок гуашевыми красками
декоративно-прикладного
искусства.
Выполнение фриза в технике
монотипии
Рассматривание произведений
графики с изображением растений.
Выполнение заставки в технике
рисования сухой кистью
Рисунок гуашевыми красками
5
Мы рисуем своих
друзей
4
6
Изображаем свое
любимое животное
4
7
Мир вокруг нас
(коллективная работа)
Экспозиция работ.
Обсуждение выставки
4
8
1
Рассматривание портретных
рисунков отечественных и
зарубежных художников. Характер
человека в портрете. Портрет —
шарж.
выполнение в смешанной технике
портретных изображений своих
друзей
Рассматривание произведений
художников анималистов.
Особенности изображения
животного. Выразительные
возможности смешанной техники.
Выполнение в смешанной технике
рисунка своего любимого
домашнего животного.
Создание коллективного панно
Создание экспозиции творческих
работ обучающихся
Рисунок пастелью, восковые
мелки
Рисунок пастелью, восковые
мелки
Рисунок пастелью, восковые
мелки
Обсуждение творческих работ