МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учр еждение лицей № 12
(МАОУ лицей № 12)
Приложение к ООП ООО
СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
протокол от 29.08.2025 № 1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО КУРСА
«РЕШЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПО БИОЛОГИИ»
9 класс
2025-2026 учебный год
Екатеринбург, 2025
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
1. Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий
проблемного и эвристического характера; развитие внимательности, настойчивости,
целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической
деятельности любого человека; воспитание чувства справедливости, ответственности; развитие
самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;
3. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира.
4. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести
диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
5. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
6. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и
практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям
сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям
туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результататы
Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий. Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими
учениками давать, эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и
познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный
результат;
- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной целидеятельности;
- обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая
логическую последовательность шагов.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
- определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и
составлять алгоритм их выполнения;
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и
познавательных задач;
- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной
и познавательной задачи;
- выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевыеориентиры, ставить
адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую
последовательность шагов);
- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения
задачи/достижения цели;
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования).
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемыхрезультатов и критерии
оценки своей учебной деятельности;
- систематизировать (в
том числе выбирать
приоритетные)
критерии планируемых
результатов и оценки своей деятельности;
- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей
деятельности в рамках предложенных условий и требований;
- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения илиотсутствия планируемого
результата.
Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы. Перерабатывать полученную информацию:
делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся сможет:
- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие егопризнаки и свойства;
- выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова исоподчиненных ему слов;
- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений иобъяснять их
сходство;
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты и явления;
- выделять явление из общего ряда других явлений;
- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из
этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять
причины и следствия явлений;
- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим
закономерностям;
- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки.
Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать
речь других. Читать и пересказывать текст. Совместно договариваться о правилах общения и
поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера,
исполнителя, критика).
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Обучающийся сможет:
- определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог
в паре, в малой группе и т. д.);
- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее – ИКТ).
Обучающийся сможет:
- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения
учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
- использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных
программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и
коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений,
докладов, рефератов, создание презентаций и др.
Предметные результаты:
- выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы) и
процессов, характерных для сообществ живых организмов;
- аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды;
- аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния
окружающей среды;
- осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их
принадлежности к определенной систематической группе;
- раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; рольбиологических объектов в
природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;
- объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления
особенностей их строения и функционирования;
- объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения приспособленности,
процесс видообразования;
- различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их
изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;
- сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе
сравнения;
- устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем
органов;
- использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и
процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
- знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать
последствия деятельности человека в природе;
- описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и
домашних животных, ухода за ними в агроценозах;
- находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию о живой
природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов;
- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Содержание курса
1. Введение. Биология как наука. Методы биологии (1 час)
Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической
деятельности людей. Методы изучения живых объектов.
Биологический эксперимент. Наблюдение, описание, измерение биологических объектов.
Практическая работа №1 «Решение тестовых заданий по темам: «Биология как наука», «Методы
биологии», «Признаки живых организмов».
2. Признаки живых организмов (5 часов)
Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Гены
и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний
организмов. Вирусы – неклеточные формы жизни. Признаки организмов. Наследственность и
изменчивость – свойства организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани,
органы, системы органов растений и животных, выявление изменчивости организмов. Приемы
выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними.
3. Система, многообразие и эволюция живой природы (7 часов)
Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности.
Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Царство Грибы. Роль грибов
в природе, жизни человека и собственной деятельности. Роль лишайников в природе, жизни
человека и собственной деятельности. Царство Растения. Роль растений в природе, жизни
человека и собственной деятельности. Царство Животные. Роль животных в природе, жизни
человека и собственной деятельности. Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин –
основоположник учения об эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции.
Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции.
Практическая работа №2 «Решение
тестовых
заданий
по
темам:
«Царства:
Бактерии, Грибы, Растения».
Практическая работа №3 «Решение тестовых заданий по темам: «Царство Животные, Учение
об эволюции органического мира».
4. Человек и его здоровье (16 часов)
Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы
жизнедеятельности человека. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности
организма. Нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Железы внутренней секреции.
Гормоны. Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении. Дыхание. Система
дыхания. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови.
Иммунитет. Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы. Обмен веществ и
превращение энергии в организме человека. Витамины. Выделение продуктов
жизнедеятельности. Система выделения. Покровы тела и их функции. Размножение и развитие
организма человека. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины
и предупреждение. Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат. Органы чувств, их роль в
жизни человека. Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность Условные и
безусловные рефлексы, их биологическое значение. Познавательная деятельность мозга. Сон,
его значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека.
Память, эмоции, речь, мышление.
Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление,
способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение
интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности.
Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и
воспитания в развитии психики и поведения человека. Соблюдение санитарно-гигиенических
норм и правил здорового образа жизни.
Переливание крови. Профилактические прививки. Уход за кожей, волосами, ногтями.
Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное
питание, рациональная организация труда и отдыха, чистый воздух. Факторы риска:
несбалансированное питание, гиподинамия, курение, употребление алкоголя и наркотиков,
стресс, вредные условия труда, и др. Инфекционные заболевания: грипп, гепатит, ВИЧ- инфекция
и другие инфекционные заболевания (кишечные, мочеполовые, органов дыхания).
Предупреждение инфекционных заболеваний. Профилактика: отравлений, вызываемых
ядовитыми растениями и грибами; заболеваний, вызываемых паразитическими животными и
животными переносчиками возбудителей болезней; травматизма; ожогов; обморожений;
нарушения зрения и слуха. Приемы оказания первой доврачебной помощи: при отравлении
некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом; спасении
утопающего; кровотечениях; травмах опорно-двигательного аппарата; ожогах; обморожениях;
повреждении зрения.
Практическая работа №4. Решение тестовых заданий по темам: «ОГЭ по биологии» -2022 год.
Общий план строения человека, Нейрогуморальная регуляция организма».
Практическая работа №5. Решение тестовых заданий по темам: «Система пищеварения,
дыхание».
Практическая работа №6. Решениетестовых заданий по темам: «Внутренняя среда организма»,
«Транспорт веществ» и обмен веществ».
Практическая
работа №7. Решение тестовых заданий по темам «Система выделения»,
Покровы тела, Размножение и развитие человека».
Практическая работа №8. Решение тестовых заданий по темам: «Опорно- двигательный
аппарат», Органы чувств».
5. Взаимосвязи организмов и окружающей среды (2 часа)
Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным
экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия разных видов (конкуренция,
хищничество, симбиоз, паразитизм). Сезонные изменения в живой природе. Экосистемная
организация живой природы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических
веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Цепи
питания. Особенности агроэкосистем. Биосфера – глобальная экосистема. Роль человека в
биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей.
Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые
организмы и экосистемы.
6. Решение демонстрационных вариантов ОГЭ (2 часа)
Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы. Распределение заданий
экзаменационной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности.
Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности.
Выполнение демонстрационных вариантов ОГЭ, используя материал ФИПИ.
Календарно – тематическое планирование курса «Решение практических задач по биологии»
№
№
Тема урока
урока урока
п/п
в
теме
Количество часов
Введение (1 час)
Биология
как
наука.
Методы биологии. Практическая работа №1 «Решение тестовых
заданий по темам: «Биология как наука», «Методы биологии», «Признаки живых организмов».
Признаки живых организмов (5 часов)
1
Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Гены и
хромосомы.
Химический состав животной клетки: белки, углеводы, жиры, нуклеиновые кислоты.
1
Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов растений и животных,
выявление изменчивости организмов.
Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними.
1
Вирусы – неклеточные формы жизни. Признаки организмов. Наследственность иизменчивость – свойства
организмов.
Система, многообразие и эволюция живой природы (7 часов)
1
Царство Бактерии.
Царство Грибы.
Роль лишайников в природе, жизни человека исобственной деятельности.
Царство
Растения. Практическая работа №2 «Решение тестовых
заданий
по
темам:
«Царства: Бактерии, Грибы, Растения».
11
5 Царство Животные. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности. Практическая
работа №3 «Решение тестовых заданий по темам: «Царство Животные, Учение об эволюции органического
мира».
12
6 Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин – основоположник учения обэволюции. Усложнение
растений и животныхв процессе эволюции.
13
7 Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции.
Человек и его здоровье (16 часов)
1
1
1
1
1
1
2
1
3
2
4
3
5
4
6
7
8
9
10
5
1
2
3
4
1
1
1
1
1
1
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
1
Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности
человека.
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система.Рефлекс.
Рефлекторнаядуга. Практическая работа №4. Решение тестовых заданий по темам: «ОГЭ по биологии» -2022
год. Общий план строения человека, Нейрогуморальная регуляция организма».
3 Железы внутренней секреции. Гормоны.
4 Питание.
Система
пищеварения.
Рольферментов в пищеварении.
5 Дыхание. Система дыхания. Практическая работа №5. Решение тестовых заданий по темам: «Система
пищеварения, дыхание».
6 Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Иммунитет.
7 Транспорт веществ.
Кровеносная илимфатическая системы.
8 Обмен веществ и превращение энергии ворганизме
человека.
Витамины. Практическая работа №6. Решениетестовых заданий по темам: «Внутренняя среда организма»,
«Транспорт веществ» и обмен веществ».
9 Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения.
10 Покровы тела и их функции.
11 Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни,
их причины и предупреждение. Практическая работа №7. Решение тестовых заданий по темам «Система
выделения», Покровы
тела, Размножение и развитие человека».
12 Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат.
13 Органы чувств, их роль в жизничеловека. Практическая работа №8. Решение тестовых заданий по темам:
«Опорно- двигательный аппарат», Органы чувств».
14 Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность Условные и безусловные рефлексы, их
биологическое значение. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение
15 Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Переливание крови.
Профилактические прививки. Уход за кожей, волосами, ногтями. Укрепление здоровья: аутотренинг,
закаливание
16 Приемы оказания первой доврачебной помощи: при отравлении некачественнымипродуктами, ядовитыми
грибами и растениями, угарным
газом; спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорнодвигательного
аппарата;
ожогах; обморожениях;
повреждении зрения. Практическая работа
№9. Решение тестовых заданий по темам: «Психология и поведение человека», «Гигиена. Здоровыйобраз
жизни, Приемы оказания первой помощи».
Взаимосвязи организмов и окружающей среды (2 часа)
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим
факторам. Популяция.
1
Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Сезонные изменения в
живой природе. Экосистемная организация живой природы. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания.
Особенности агроэкосистем.
Решение демонстрационных вариантов ОГЭ (2 час)
1
Характеристика
структуры и
содержания. Распределение заданий экзаменационной работы по
содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности.
Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности. Анализ ошибок, допущенных при
решение демонстрационного варианта ОГЭ прошлогогода.
1
30
1
31
2
32
1
33
1
1
Критерии оценивания учебного предмета «Биология»
Оценка устного ответа учащихся Отметка "5" ставится в случае:
1.
Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного
материала.
2.
Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и
примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи,
творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3.
Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных
ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя,
соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1.
Знание всего изученного программного материала.
2.
Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и
примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять
полученные знания на практике.
3.
Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного
материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1.
Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение
при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2.
Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые
вопросы.
3.
Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала,
незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1.
Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы,
отдельные представления об изученном материале.
2.
Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на
стандартные вопросы.
3.
Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении
изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ. Отметка "5" ставится, если ученик:
1)
правильно определил цель опыта;
2)
выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности
проведения опытов и измерений;
3)
самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование,
все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с
наибольшей точностью;
4)
научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы изопыта. В
представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки,
графики, вычисления и сделал выводы;
5)
проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего
места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с
материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1.
опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точностиизмерений;
2.
или было допущено два-три недочета;
3.
или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4.
или эксперимент проведен не полностью;
5.
или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал
неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1.
правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем
наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные
результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2.
или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта
провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены
ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3.
опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению
результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности
не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах,
схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на
результат выполнения;
4.
допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении
работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и
оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1.
не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не
подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет
сделать правильных выводов;
2.
или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3.
или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки,
отмеченные в требованиях к оценке "3";
4.
допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в
оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с
веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ. Отметка "5" ставится,
если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2. допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или
допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может
быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.
Критерии выставления оценок за проверочные и контрольные тесты.
Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала
(урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20 —
30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.
При оценивании используется следующая шкала:
оценка «5» - 91-100% максимального количества баллов;
оценка «4» - 75-90% максимального количества баллов;
оценка «3» - 50-74% максимального количества баллов;
оценка «2» - менее 50% максимального количества баллов.