МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учр еждение лицей
№ 12
(МАОУ лицей № 12)
Приложение к ООП ООО
СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
протокол от 29.08.2025 № 1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО КУРСА
«Введение в естественно-научные предметы»
для обучающихся 6 класса
2025-2026 учебный год
г.Екатеринбург 2025
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
6 КЛАСС
Введение
Природа живая и неживая. Явления природы. Человек - часть природы.
Влияние человека на природу. Необходимость изучения природы и бережного
отношения к ней. Охрана природы.
Химия - наука о природе. Что изучает химия. Химические явления —
превращения веществ. Природные, искусственные и синтетические вещества.
Описание явлений природы в литературе и искусстве. Тела и вещества.
Научные методы изучения природы: наблюдение, опыт, теория.
Знакомство с простейшим лабораторным оборудованием: пробирка,
колба, лабораторный стакан, воронка, пипетка, шпатель, пластмассовый и
металлический штативы, держатель для пробирок.
Измерительные приборы: линейка, измерительная лента, весы,
термометр, мензурка (единицы измерений, шкала прибора, цена деления,
предел измерений, правила пользования).
Лабораторные и практические работы:
Знакомство с лабораторным оборудованием.
Знакомство с измерительными приборами.
«Определение размеров тела»
Тела, вещества, их свойства.
Характеристики тел и веществ (форма, объем, цвет, запах).
Органические и неорганические вещества.
Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества.
Масса тела. Массы различных тел в природе. Эталон массы. Весы.
Температура как важная характеристика тел и веществ, различных
явлений природы. Термометры, правила работы с ними.
Делимость вещества. Молекулы, атомы, ионы. Представление о
размерах частиц вещества. Движение частиц вещества.
Диффузия в твердых телах, жидкостях и газах. Взаимодействие частиц
вещества и атомов. Пояснение строения и свойств твердых тел, жидкостей и
газов с молекулярной точки зрения. Э. Резерфорд — создатель планетарной
модели строения атома. Строение атома. Заряды протонов и электронов, их
взаимодействие, заряд ядра.
Химические элементы (кислород, азот, водород, железо, алюминий,
медь, фосфор, сера). Знаки химических элементов. Периодическая система Д.
И. Менделеева. Номера химических элементов. Химические элементы в
природе. Вещества простые и сложные. Формулы химических веществ.
Место кислорода в Периодической системе химических элементов Д. И.
Менделеева, его знак, номер. Кислород. Соединения кислорода. Простое
вещество кислород, его свойства и значение для жизни на Земле. Фотосинтез.
Место водорода в периодической таблице Д. И. Менделеева, его знак,
номер. Водород в природе. Простое вещество водород: его получение,
свойства, распространение в при роде, применение, значение. Соединения
водорода. Вода: строение молекулы воды. Свойства воды, ее распространение
в природе, значение. Использование воды в народном хозяйстве.
Лабораторные и практические работы:
«Наблюдение различных состояний вещества», «Измерение температуры
воды и воздуха».
Химические явления.
Химические реакции как процессы образования одних веществ из
других. Признаки химических явлений и условия их протекания.
Световые явления. Свет как источник информации человека об
окружающем мире. Образование тени. Назначение и использование
оптических приборов. Строение глаза. Изображение, получаемое на сетчатке.
Близорукость и дальнозоркость; использование очков для коррекции зрения.
Лабораторные и практические работы:
«Свет и тень»
Человек и природа.
Состав гидросферы. Роль гидросферы для жизни на Земле. Состав и
строение атмосферы. Туман, облака, дождь, роса — объяснение причин их
возникновения. Гроза, молниеотвод.
Этапы становления и развития авиации. Выдающиеся летчики и
конструкторы самолетов
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ КУРСА
«ВВЕДЕНИЕ В ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ ПРЕДМЕТЫ» НА
УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные
результаты
изучения
курса
«Введение
в
естественнонаучные предметы» должны отражать готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и
расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации
основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
1) гражданского воспитания:
готовность к конструктивной совместной деятельности при
выполнении исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи;
2) патриотического воспитания:
отношение к естественным наукам как к важной составляющей
культуры, гордость за вклад российских и советских учёных в развитие
мировой науки;
3) духовно-нравственного воспитания:
готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных
норм и норм экологической культуры;
понимание значимости нравственного аспекта деятельности человека в
медицине и биологии;
4) эстетического воспитания:
понимание роли естественных наук в формировании эстетической
культуры личности;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый
образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил и норм,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного
поведения в природной среде;
сформированность навыка рефлексии, управление собственным
эмоциональным состоянием;
6) трудового воспитания:
активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
образовательной организации, населенного пункта, края) биологической и
экологической направленности, интерес к практическому изучению
профессий, связанных с естественными науками;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение знаний естественных наук при решении
задач в области окружающей среды;
осознание экологических проблем и путей их решения;
готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация на современную систему научных представлений об
основных естественно-научных закономерностях, взаимосвязях человека с
природной и социальной средой;
понимание роли естественных наук в формировании научного
мировоззрения;
развитие научной любознательности, интереса к естественным наукам,
навыков исследовательской деятельности;
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям
социальной и природной среды:
адекватная оценка изменяющихся условий;
принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся
условиях на основании анализа информации;
планирование действий в новой ситуации на основании знаний.
Метапредметные результаты должны отражать
следующими универсальными учебными действиями:
овладение
Познавательные универсальные учебные действия
1) базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки химических и
биологических объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации химических и
биологических объектов (явлений, процессов), основания для обобщения и
сравнения, критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и
противоречия в рассматриваемых фактах и наблюдениях, предлагать
критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении естественнонаучных явлений и процессов, делать выводы с использованием дедуктивных
и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать
гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом
самостоятельно выделенных критериев).
2) базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно
устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений,
аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану наблюдение,
несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению
особенностей биологического или химического объекта (процесса) изучения,
причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию,
полученную в ходе наблюдения и эксперимента;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, эксперимента, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие естественных
процессов и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также
выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
3) работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе естественно-научной информации или данных из источников с учётом
предложенной учебной задачи;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
биологическую и химическую информацию различных видов и форм
представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным
учителем или сформулированным самостоятельно;
запоминать и систематизировать естественно-научную информацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия
1) общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
процессе выполнения практических и лабораторных работ;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных
ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой естественно-научной темы и высказывать идеи, нацеленные на
решение данной задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного естественнонаучного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять
устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
2) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной естественно-научной проблемы,
обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия
при решении поставленной учебной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы, уметь обобщать мнения нескольких
людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых
формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по
своему направлению и координировать свои действия с другими членами
команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно
сформулированным
участниками
взаимодействия,
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять
готовность к предоставлению отчёта перед группой;
овладеть системой универсальных коммуникативных действий,
которая обеспечивает сформированность социальных навыков и
эмоционального интеллекта обучающихся.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях,
используя естественно-научные знания;
ориентироваться в различных подходах принятия решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты
решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения
новых естественно-научных знаний об изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть
при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов
деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям;
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями
других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого;
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг;
овладеть системой универсальных учебных регулятивных действий,
которая обеспечивает формирование смысловых установок личности
(внутренняя позиция личности), и жизненных навыков личности (управления
собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
Предметными результатами изучения курса «Введение в
естественно-научные предметы» являются:
— освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для
дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук;
— формирование элементарных исследовательских умений;
— применение полученных знаний и умений для решения
практических задач.
Обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной
образовательной программы, создать основу для самостоятельного
успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, видов и способов
деятельности должен системно-деятельностный подход. В соответствии с
этим подходом именно активность обучающихся признается основой
достижения развивающих целей образования. Эти знания не передаются в
готовом виде, а добываются учащимися в процессе познавательной
деятельности.
Предметные результаты освоения программы:
анализировать и описывать изученные свойства тел, используя
различные величины;
распознавать явления и объяснять на основе имеющихся знаний
основные свойства или условия протекания этих явлений;
пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;
проводить несложные химические опыты и наблюдения за
изменениями свойств веществ в процессе их превращений; соблюдать
правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
использовать знания о биологических и химических явлениях в
повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с
приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и
соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
описывать изученные свойства тел, используя величину-температура;
понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний,
предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой
химии и др.;
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 КЛАСС.
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
1
Введение
5
0
2
2
Тела, вещества, их свойства
20
1
2
3
Химические явления
5
1
1
4
Человек и природа
4
1
0
34
3
5
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 КЛАСС
Количество часов
№
п/п
Тема урока
Всего
Контрольные
работы
Практические
и
лабораторные
работы
1
Природа. Человек — часть природы.
1
0
2
Тела и вещества. Что изучает химия?
1
0
3
Химические явления — превращения
веществ.
1
0
4
Научный метод. Лабораторное
оборудование. Практическая работа
«Знакомство с лабораторным
оборудованием»
1
0
1
5
Измерительные приборы. Измерения.
Лабораторная работа «Определение
размеров тела»
1
0
1
6
Характеристика тел и веществ.
Органические и неорганические
вещества.
1
0
7
Состояния вещества. Практическая
работа «Наблюдение различных
состояний веществ»
1
0
8
Масса тела. Массы различных тел в
природе. Весы.
1
0
1
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
9
Температура. Термометры.
Лабораторная работа «Измерение
температуры воды и воздуха»
1
0
10
Движение частиц вещества. Диффузия в
твердых телах, жидкостях, газах.
1
0
11
Взаимодействие частиц вещества.
Частицы вещества и состояния вещества.
1
0
12
Э. Резерфорд — создатель планетарной
модели строения атома. Строение атома.
1
0
13
Атомы и ионы. Заряды протонов и
электронов, их взаимодействие, заряд
ядра.
1
0
14
Химические элементы как группы
атомов с одинаковым зарядом ядра.
Знаки химических элементов.
1
0
15.
Д.И. Менделеев-великий русский
ученый.
16
Периодическая система химических
элементов Д. И. Менделеева: группы,
периоды, ряды.
1
0
17
Номера химических элементов.
Распространение различных химических
элементов в природе.
1
0
18
Работа с периодической таблицей
Д. И. Менделеева.
1
0
19
Вещества простые и сложные.
1
0
20
Кислород в ПСХЭ им. Д.И. Менделеева.
Соединения кислорода
1
0
0
1
21
Простое вещество кислород, его
свойства и значение для жизни на Земле.
Фотосинтез.
1
0
22
Водород в ПСХЭ им. Д.И. Менделеева.
Водород в природе.
1
0
23
Простое вещество водород: его по
лучение, свойства, распространение в
природе, применение.
1
0
24
Вода: строение молекулы воды.
Свойства воды.
1
0
25
Использование воды в народном
хозяйстве. Контрольная работа по
разделу.
1
1
26
Признаки химических реакций и условия
их протекания.
1
0
27
Световые явления. Свет как источник
информации человека об окружающем
мире.
1
0
28
Свет и тень. Лабораторная работа «Свет
и тень»
1
0
29
Назначение и использование оптических
приборов: фотоаппарата, мультимедиа
проектора, микроскопа, телескопа.
1
0
30
Строение глаза. Изображение,
получаемое на сетчатке.
Самостоятельная работа по разделу.
1
1
31
Состав гидросферы. Роль гидросферы
для жизни на Земле.
1
0
1
32
Состав и строение атмосферы.
1
0
33
Туман, облака, дождь, роса.
1
0
34
Этапы становления и развития авиации.
Выдающиеся летчики и конструкторы
самолетов. Итоговая контрольная работа
1
1
34
3
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
5
НОРМЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО КУРСУ «ВВЕДЕНИЕ В
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ ПРЕДМЕТЫ»
1. Оценка устного ответа.
Отметка «5»
- ответ полный и правильный на основании изученного материала;
- материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
- ответ самостоятельный.
Ответ «4»;
- ответ полный и правильный на сновании изученного материала;
- материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные
ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «З»:
- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2»:
- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены
существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие
ответа.
2. Оценка экспериментальных умений.
Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.
Отметка «5»:
- работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;
- эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с оборудованием;
- проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок.
Отметка «4»:
- работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не
полностью или допущены несущественные ошибки в работе с оборудованием.
Отметка «3»:
- работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента
в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с оборудованием,
которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2»:
- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в
соблюдении правил техники безопасности при работе с оборудованием, которые учащийся не может исправить
даже по требованию учителя;
- работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.
3. Оценка письменных контрольных работ.
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три
несущественные.
Отметка «2»:
- работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
- работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого
орфографического режима.
5. Оценка тестовых работ.
Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из
10—15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать
для итогового контроля.
При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов
• нет ошибок — оценка «5»;
• одна ошибка — оценка «4»;
• две ошибки — оценка «З»;
• три ошибки — оценка «2».
Для теста из 15 вопросов:
• 13—15 правильных ответов — оценка «5»;
• 10—12 правильных ответов — оценка «4»;
• 7—9 правильных ответов — оценка «З»;
• меньше 6 правильных ответов — оценка «2».
Для теста из 30 вопросов:
• 25—З0 правильных ответов — оценка «5»;
• 19—24 правильных ответов — оценка «4»;
• 13—18 правильных ответов — оценка «З»;
• меньше 12 правильных ответов — оценка «2».