Рабочая программа по географии (базовый уровень)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учр еждение лицей
№ 12
(МАОУ лицей № 12)
Приложение к ООП СОО

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
протокол от 29.08.2025 № 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «География. Базовый уровень»
10 –11 класс

Екатеринбург 2025

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
10 КЛАСС
Раздел 1. География как наука
Тема 1. Традиционные и новые методы в географии. Географические
прогнозы. Традиционные и новые методы исследований в географических
науках, их использование в разных сферах человеческой деятельности.
Современные направления географических исследований. Источники
географической информации, ГИС. Географические прогнозы как результат
географических исследований.
Тема 2. Географическая культура. Элементы географической
культуры: географическая картина мира, географическое мышление, язык
географии. Их значимость для представителей разных профессий.
Раздел 2. Природопользование и геоэкология
Тема 1. Географическая среда. Географическая среда как геосистема;
факторы, её формирующие и изменяющие. Адаптация человека к различным
природным условиям территорий, её изменение во времени. Географическая и
окружающая среда.
Тема 2. Естественный и антропогенный ландшафты. Проблема
сохранения ландшафтного и культурного разнообразия на Земле.
Практическая работа
1. Классификация ландшафтов с использованием источников
географической информации.
Тема 3. Проблемы взаимодействия человека и природы. Опасные
природные явления, климатические изменения, повышение уровня Мирового
океана, загрязнение окружающей среды. «Климатические беженцы».
Стратегия устойчивого развития. Цели устойчивого развития и роль
географических наук в их достижении. Особо охраняемые природные
территории как один из объектов целей устойчивого развития. Объекты
Всемирного природного и культурного наследия.
Практическая работа
1. Определение целей и задач учебного исследования, связанного с
опасными природными явлениями и (или) глобальными изменениями климата
и (или) загрязнением Мирового океана, выбор формы фиксации результатов
наблюдения (исследования).
Тема 4. Природные ресурсы и их виды. Особенности размещения
природных ресурсов мира. Природно-ресурсный капитал регионов, крупных
стран, в том числе России. Ресурсообеспеченность. Истощение природных
ресурсов. Обеспеченность стран стратегическими ресурсами: нефтью, газом,

ураном, рудными и другими полезными ископаемыми. Земельные ресурсы.
Обеспеченность человечества пресной водой. Гидроэнергоресурсы Земли,
перспективы их использования. География лесных ресурсов, лесной фонд
мира. Обезлесение – его причины и распространение. Роль природных
ресурсов Мирового океана (энергетических, биологических, минеральных) в
жизни человечества и перспективы их использования. Агроклиматические
ресурсы. Рекреационные ресурсы.
Практические работы
1. Оценка природно-ресурсного капитала одной из стран (по выбору) по
источникам географической информации.
2. Определение ресурсообеспеченности стран отдельными видами
природных ресурсов.
Раздел 3. Современная политическая карта
Тема 1. Теоретические основы геополитики как науки.
Политическая география и геополитика. Политическая карта мира и
изменения, на ней происходящие. Новая многополярная модель
политического мироустройства, очаги геополитических конфликтов.
Политико-географическое положение. Специфика России как евразийского и
приарктического государства.
Тема 2. Классификации и типология стран мира. Основные типы
стран: критерии их выделения. Формы правления государств мира, унитарное
и федеративное и государственное устройство.
Раздел 4. Население мира
Тема 1. Численность и воспроизводство населения. Численность
населения мира и динамика её изменения. Теория демографического перехода.
Воспроизводство населения, его типы и особенности в странах с различным
уровнем социально-экономического развития (демографический взрыв,
демографический кризис, старение населения). Демографическая политика и
её направления в странах различных типов воспроизводства населения.
Практические работы
1. Определение и сравнение темпов роста населения крупных по
численности населения стран, регионов мира (форма фиксации результатов
анализа по выбору обучающихся).
2. Объяснение особенности демографической политики в странах с
различным типом воспроизводства населения.
Тема 2. Состав и структура населения. Возрастной и половой состав
населения мира. Структура занятости населения в странах с различным
уровнем социально-экономического развития. Этнический состав населения.
Крупные народы, языковые семьи и группы, особенности их размещения.

Религиозный состав населения. Мировые и национальные религии, главные
районы распространения. Население мира и глобализация. География
культуры в системе географических наук. Современные цивилизации,
географические рубежи цивилизации Запада и цивилизации Востока.
Практические работы
1. Сравнение половой и возрастной структуры в странах различных типов
воспроизводства населения на основе анализа половозрастных пирамид.
2. Прогнозирование изменений возрастной структуры отдельных стран
на основе анализа различных источников географической информации.
Тема 3. Размещение населения. Географические особенности
размещения населения и факторы, его определяющие. Плотность населения,
ареалы высокой и низкой плотности населения. Миграции населения:
причины, основные типы и направления. Расселение населения: типы и
формы. Понятие об урбанизации, её особенности в странах различных
социально-экономических типов. Городские агломерации и мегалополисы
мира.
Практическая работа
1. Сравнение и объяснение различий в соотношении городского и
сельского населения разных регионов мира на основе анализа статистических
данных.
Тема 4. Качество жизни населения. Качество жизни населения как
совокупность экономических, социальных, культурных, экологических
условий жизни людей. Показатели, характеризующие качество жизни
населения. Индекс человеческого развития как интегральный показатель
сравнения качества жизни населения различных стран и регионов мира.
Практическая работа
1. Объяснение различий в показателях качества жизни населения в
отдельных регионах и странах мира на основе анализа источников
географической информации.
Раздел 5. Мировое хозяйство
Тема 1. Состав и структура мирового хозяйства. Международное
географическое разделение труда. Мировое хозяйство:определение и состав.
Основные этапы развития мирового хозяйства. Факторы размещения
производства и их влияние на современное развитие мирового хозяйства.
Отраслевая, территориальная и функциональная структура мирового
хозяйства. Международное географическое разделение труда. Отрасли
международной специализации. Условия формирования международной
специализации стран и роль географических факторов в её формировании.

Аграрные, индустриальные и постиндустриальные страны. Роль и место
России в международном географическом разделении труда.
Практическая работа
1. Сравнение структуры экономики аграрных, индустриальных и
постиндустриальных стран.
Тема 2. Международная экономическая интеграция. Крупнейшие
международные отраслевые и региональные экономические союзы.
Глобализация мировой экономики и её влияние на хозяйство стран разных
социально-экономических типов. Транснациональные корпорации (ТНК) и их
роль в глобализации мировой экономики.
Тема 3. География главных отраслей мирового хозяйства.
Промышленность мира. Географические особенности размещения
основных видов сырьевых и топливных ресурсов. Страны-лидеры по запасам
и добыче нефти, природного газа и угля.
Топливно-энергетический комплекс мира: основные этапы развития,
«энергопереход». География отраслей топливной промышленности.
Крупнейшие страны-производители, экспортёры и импортёры нефти,
природного газа и угля. Организация стран-экспортёров нефти. Современные
тенденции развития отрасли, изменяющие её географию, «сланцевая
революция», «водородная» энергетика, «зелёная энергетика». Мировая
электроэнергетика. Структура мирового производства электроэнергии и её
географические особенности. Быстрый рост производства электроэнергии с
использованием ВИЭ. Страны-лидеры по развитию «возобновляемой»
энергетики. Воздействие на окружающую среду топливной промышленности
и различных типов электростанций, включая ВИЭ. Роль России как
крупнейшего поставщика топливно-энергетических и сырьевых ресурсов в
мировой экономике.
Металлургия мира. Географические особенности сырьевой базы чёрной
и цветной металлургии. Ведущие страны-производители и экспортёры стали,
меди и алюминия. Современные тенденции развития отрасли. Влияние
металлургии на окружающую среду. Место России в мировом производстве и
экспорте чёрных и цветных металлов.
Машиностроительный комплекс мира. Ведущие страны-производители и
экспортёры
продукции
автомобилестроения,
авиастроения
и
микроэлектроники.
Химическая промышленность и лесопромышленный комплекс мира.
Ведущие страны-производители и экспортёры минеральных удобрений и
продукции химии органического синтеза. Ведущие страны-производители

деловой древесины и продукции целлюлозно-бумажной промышленности.
Влияние химической и лесной промышленности на окружающую среду.
Практическая работа
1. Представление в виде диаграмм данных о динамике изменения
объёмов и структуры производства электроэнергии в мире.
Сельское хозяйство мира. Географические различия в обеспеченности
земельными ресурсами. Земельный фонд мира, его структура. Современные
тенденции развития отрасли.
Органическое сельское
хозяйство.
Растениеводство. География производства основных продовольственных
культур. Ведущие экспортёры и импортёры. Роль России как одного из
главных экспортёров зерновых культур.
Животноводство. Ведущие экспортёры и импортёры продукции
животноводства. Рыболовство и аквакультура: географические особенности.
Влияние сельского хозяйства и отдельных его отраслей на окружающую
среду.
Практическая работа
2. Определение направления грузопотоков продовольствия на основе
анализа статистических материалов и создание карты «Основные экспортёры
и импортёры продовольствия».
Сфера нематериального производства. Мировой транспорт. Роль
разных видов транспорта в современном мире. Основные международные
магистрали и транспортные узлы. Мировая система НИОКР. Международные
экономические отношения: основные формы и факторы, влияющие на их
развитие. География международных финансовых центров. Мировая торговля
и туризм.
11 КЛАСС
Раздел 6. Регионы и страны
Тема 1. Регионы мира. Зарубежная Европа.
Многообразие подходов к выделению регионов мира. Регионы мира:
Зарубежная Европа, Зарубежная Азия, Северная Америка, Латинская
Америка, Африка, Австралия и Океания.
Зарубежная Европа: состав (субрегионы: Западная Европа, Северная
Европа, Южная Европа, Восточная Европа), общая экономико-географическая
характеристика. Общие черты и особенности природно-ресурсного капитала,
населения и хозяйства стран субрегионов. Геополитические проблемы
региона.
Практическая работа

1. Сравнение по уровню социально-экономического развития стран
различных субрегионов зарубежной Европы с использованием источников
географической информации (по выбору учителя).
Тема 2. Зарубежная Азия: состав (субрегионы: Юго-Западная Азия,
Центральная Азия, Восточная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия),
общая экономико-географическая характеристика. Общие черты и
особенности природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства
субрегионов.
Особенности
экономико-географического
положения,
природно-ресурсного капитала, населения, хозяйства стран Зарубежной Азии,
современные проблемы (на примере Китая, Индии, Ирана, Японии).
Современные экономические отношения России со странами Зарубежной
Азии (Китай, Индия, Турция, страны Центральной Азии).
Практическая работа
1. Сравнение международной промышленной и сельскохозяйственной
специализации Китая и Индии на основании анализа данных об экспорте
основных видов продукции.
Тема 3. Америка: состав (субрегионы: США и Канада, Латинская
Америка), общая экономико-географическая характеристика. Особенности
природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства субрегионов.
Особенности экономико-географического положения природно-ресурсного
капитала, населения, хозяйства стран Америки, современные проблемы (на
примере США, Канады, Мексики, Бразилии).
Практическая работа
1. Объяснение особенностей территориальной структуры хозяйства
Канады и Бразилии на основе анализа географических карт.
Тема 4. Африка: состав (субрегионы: Северная Африка, Западная
Африка, Центральная Африка, Восточная Африка, Южная Африка). Общая
экономико-географическая
характеристика.
Особенности
природноресурсного капитала, населения и хозяйства субрегионов. Экономические и
социальные проблемы региона. Особенности экономико-географического
положения, природно-ресурсного капитала, населения, хозяйства стран
Африки (на примере ЮАР, Египта, Алжира, Нигерии).
Практическая работа
1. Сравнение на основе анализа статистических данных роли сельского
хозяйства в экономике Алжира и Эфиопии.
Тема 5. Австралия и Океания. Австралия и Океания: особенности
географического положения. Австралийский Союз: главные факторы
размещения населения и развития хозяйства. Экономико-географическое
положение, природно-ресурсный капитал. Отрасли международной

специализации. Географическая и товарная структура экспорта. Океания:
особенности природных ресурсов, населения и хозяйства. Место в
международном географическом разделении труда.
Тема 6. Россия на геополитической, геоэкономической и
геодемографической карте мира. Роль и место России в мировой политике,
экономике, человеческом потенциале. Особенности интеграции России в
мировое
сообщество.
Географические
аспекты
решения
внешнеэкономических и внешнеполитических задач развития России.
Практическая работа
1. Изменение направления международных экономических связей России
в новых геоэкономических и геополитических условиях.
Раздел 7. Глобальные проблемы человечества
Группы глобальных проблем: геополитические, экологические,
демографические.
Геополитические проблемы: проблема сохранения мира на планете и
причины роста глобальной и региональной нестабильности. Проблема
разрыва в уровне социально-экономического развития между развитыми и
развивающимися странами и причина её возникновения.
Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества. Глобальные
экологические проблемы как проблемы, связанные с усилением воздействия
человека на природу и влиянием природы на жизнь человека и его
хозяйственную деятельность. Проблема глобальных климатических
изменений, проблема стихийных природных бедствий, глобальные сырьевая и
энергетическая проблемы, проблема дефицита водных ресурсов и ухудшения
их качества, проблемы опустынивания и деградации земель и почв, проблема
сохранения биоразнообразия. Проблема загрязнения Мирового океана и
освоения его ресурсов.
Глобальные
проблемы
народонаселения:
демографическая,
продовольственная, роста городов, здоровья и долголетия человека.
Взаимосвязь глобальных геополитических, экологических проблем и
проблем народонаселения.
Возможные пути решения глобальных проблем. Необходимость
переоценки человечеством и отдельными странами некоторых ранее
устоявшихся экономических, политических, идеологических и культурных
ориентиров. Участие России в решении глобальных проблем.
Практическая работа
1. Выявление примеров взаимосвязи глобальных проблем человечества
на основе анализа различных источников географической информации и
участия России в их решении.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные
результаты
освоения
обучающимися
основной
образовательной программы среднего общего образования должны отражать
готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной
внутренней позицией личности, системой ценностных ориентаций,
позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным
ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта
деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной
деятельности, в том числе в части:
гражданского воспитания:
 сформированность
гражданской позиции обучающегося как
активного и ответственного члена российского общества;
 осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение
закона и правопорядка;
 принятие
традиционных
национальных,
общечеловеческих
гуманистических и демократических ценностей;
 готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам;
 готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского
общества, участвовать в самоуправлении в школе и детскоюношеских организациях;
 умение
взаимодействовать с социальными институтами в
соответствии с их функциями и назначением;
 готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;
патриотического воспитания:
 сформированность
российской
гражданской
идентичности,
патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности
перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и
культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
 ценностное отношение к государственным символам, историческому
и природному наследию, памятникам, традициям народов России,
достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;
 идейная убеждённость, готовность к служению и защите Отечества,
ответственность за его судьбу;
духовно-нравственного воспитания:
 осознание духовных ценностей российского народа;

сформированность нравственного сознания, этического поведения;
 способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
 осознание личного вклада в построение устойчивого будущего на
основе формирования элементов географической и экологической
культуры;
 ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на
основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в
соответствии с традициями народов России;
эстетического воспитания:
 эстетическое отношение к миру, включая эстетику природных и
историко-культурных объектов родного края, своей страны, быта,
научного и технического творчества, спорта, труда, общественных
отношений;
 способность воспринимать различные виды искусства, традиции и
творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное
воздействие искусства;
 убеждённость в значимости для личности и общества отечественного
и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного
творчества;
 готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление
проявлять качества творческой личности;
ценности научного познания:
 сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития географических наук и общественной практики,
основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего
места в поликультурном мире;
 совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира для применения
различных источников географической информации в решении
учебных и (или) практико-ориентированных задач;
 осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять
проектную и исследовательскую деятельность в географических
науках индивидуально и в группе.
физического воспитания:
 сформированность здорового и безопасного образа жизни, в том числе
безопасного поведения в природной среде, ответственного отношения
к своему здоровью;


потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью;
 активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения
вреда физическому и психическому здоровью;
трудового воспитания:
 готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
 готовность к активной деятельности технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такую деятельность;
 интерес к различным сферам профессиональной деятельности в
области географических наук, умение совершать осознанный выбор
будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
 готовность и способность к образованию и самообразованию на
протяжении всей жизни;
экологического воспитания:
 сформированность экологической культуры, понимание влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды, осознание глобального характера экологических
проблем и географических особенностей их проявления;
 планирование и осуществление действий в окружающей среде на
основе знания целей устойчивого развития человечества;
 активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
 умение прогнозировать, в том числе на основе применения
географических знаний, неблагоприятные экологические последствия
предпринимаемых действий, предотвращать их;
 расширение опыта деятельности экологической направленности;


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы среднего общего образования должны отражать:
Овладение
универсальными
учебными
познавательными
действиями:
а) базовые логические действия:
 самостоятельно формулировать и актуализировать проблемы,
которые могут быть решены с использованием географических
знаний, рассматривать их всесторонне;
 устанавливать существенный признак или основания для сравнения,
классификации географических объектов, процессов и явлений и
обобщения;

определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их
достижения;
 разрабатывать план решения географической задачи с учётом анализа
имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;
 выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
явлениях с учётом предложенной географической задачи;
 вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие
результатов целям;
 координировать и выполнять работу при решении географических
задач в условиях реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
 креативно мыслить при поиске путей решения жизненных проблем,
имеющих географические аспекты;
б) базовые исследовательские действия:
 владеть
навыками
учебно-исследовательской
и
проектной
деятельности, навыками разрешения проблем, способностью и
готовностью к самостоятельному поиску методов решения
практических географических задач, применению различных методов
познания природных, социально-экономических и геоэкологических
объектов, процессов и явлений;
 владеть видами деятельности по получению нового географического
знания, его интерпретации, преобразованию и применению в
различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и
социальных проектов;
 владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами;
 формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
 выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу,
выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для
доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии
решения;
 анализировать полученные в ходе решения задачи результаты,
критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в
новых условиях;
 давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт;
 уметь переносить знания в познавательную и практическую области
жизнедеятельности;
 уметь интегрировать знания из разных предметных областей;


выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения,
ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения;
в) работа с информацией:
 выбирать и использовать различные источники географической
информации, необходимые для изучения проблем, которые могут
быть решены средствами географии, и поиска путей их решения, для
анализа, систематизации и интерпретации информации различных
видов и форм представления;
 выбирать оптимальную форму представления и визуализации
информации с учётом её назначения (тексты, картосхемы, диаграммы
и т. д.);
 оценивать достоверность информации;
 использовать средства информационных и коммуникационных
технологий (в том числе и ГИС) при решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности,
гигиены,
ресурсосбережения,
правовых
и
этических
норм,
норм
информационной безопасности;
 владеть
навыками распознавания и защиты информации,
информационной безопасности личности;
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
а) общение:
 владеть различными способами общения и взаимодействия;
 аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные
ситуации;
 сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с
суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и
сходство позиций, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы;
 развёрнуто и логично излагать свою точку зрения по географическим
аспектам различных вопросов с использованием языковых средств;
б) совместная деятельность:
 использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
 выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих
интересов, и возможностей каждого члена коллектива;
 принимать цели совместной деятельности, организовывать и
координировать действия по её достижению: составлять план
действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать
результаты совместной работы;


оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в
общий результат по разработанным критериям;
 предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны,
оригинальности, практической значимости;
Овладение универсальными регулятивными действиями:
а) самоорганизация:
 самостоятельно
осуществлять
познавательную
деятельность,
выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
 самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом
имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
 давать оценку новым ситуациям;
 расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
 делать
осознанный
выбор,
аргументировать
его,
брать
ответственность за решение;
 оценивать приобретённый опыт;
 способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в
разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный
и культурный уровень;
б) самоконтроль:
 давать оценку новым ситуациям, оценивать соответствие результатов
целям;
 владеть навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований;
 оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
 использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора
верного решения;
 принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов
деятельности;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
 самосознания,
включающего
способность
понимать
своё
эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной
эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
 саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать
ответственность за своё поведение, способность адаптироваться к
эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым
новому;


внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели
и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из
своих возможностей;
 эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное
состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации,
способность к сочувствию и сопереживанию;
 социальных навыков,
включающих способность выстраивать
отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и
разрешать конфликты.
г) принятие себя и других:
 принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
 принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов
деятельности;
 признавать своё право и право других на ошибки;
 развивать способность понимать мир с позиции другого человека.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Требования к предметным результатам освоения курса географии на
базовом уровне должны отражать:
10 КЛАСС
1) понимание роли и места современной географической науки в системе
научных дисциплин, её участии в решении важнейших проблем человечества:
приводить примеры проявления глобальных проблем, в решении которых
принимает участие современная географическая наука, на региональном
уровне, в разных странах, в том числе в России;
2) освоение и применение знаний о размещении основных
географических объектов и территориальной организации природы и
общества:
выбирать и использовать источники географической информации для
определения положения и взаиморасположения объектов в пространстве;
описывать положение и взаиморасположение изученных географических
объектов в пространстве, новую многополярную модель политического
мироустройства, ареалы распространения основных религий;
приводить примеры наиболее крупных стран по численности населения
и площади территории, стран, имеющих различное географическое
положение, стран с различными формами правления и государственного
устройства, стран-лидеров по производству основных видов промышленной и
сельскохозяйственной продукции, основных международных магистралей и

транспортных узлов, стран-лидеров по запасам минеральных, лесных,
земельных, водных ресурсов;
3) сформированность
системы
комплексных
социально
ориентированных географических знаний о закономерностях развития
природы, размещения населения и хозяйства: различать географические
процессы и явления: урбанизацию, субурбанизацию, ложную урбанизацию,
эмиграцию, иммиграцию, демографический взрыв и демографический кризис
и распознавать их проявления в повседневной жизни;
использовать знания об основных географических закономерностях для
определения и сравнения свойств изученных географических объектов,
процессов и явлений, в том числе: для определения и сравнения показателей
уровня развития мирового хозяйства (объёмы ВВП, промышленного,
сельскохозяйственного производства и др.) и важнейших отраслей хозяйства
в отдельных странах, сравнения
показателей, характеризующих
демографическую ситуацию, урбанизацию, миграции и качество жизни
населения мира и отдельных стран, с использованием источников
географической информации, сравнения структуры экономики аграрных,
индустриальных и постиндустриальных стран, регионов и стран по
обеспеченности минеральными, водными, земельными и лесными ресурсами
с использованием источников географической информации, для
классификации крупнейших стран, в том числе по особенностям
географического положения, форме правления и государственного
устройства,
уровню
социально-экономического
развития,
типам
воспроизводства населения, занимаемым ими позициям относительно России,
для
классификации
ландшафтов
с
использованием
источников
географической информации;
устанавливать взаимосвязи между социально-экономическими и
геоэкологическими процессами и явлениями; между природными условиями
и размещением населения, в том числе между глобальным изменением
климата и изменением уровня Мирового океана, хозяйственной
деятельностью и возможными изменениями в размещении населения, между
развитием науки и технологии и возможностями человека прогнозировать
опасные природные явления и противостоять им;
устанавливать взаимосвязи между значениями показателей рождаемости,
смертности, средней ожидаемой продолжительности жизни и возрастной
структурой населения, развитием отраслей мирового хозяйства и
особенностями их влияния на окружающую среду;
формулировать и/или обосновывать выводы на основе использования
географических знаний;

4) владение географической терминологией и системой базовых
географических понятий: применять социально-экономические понятия:
политическая карта, государство, политико-географическое положение,
монархия, республика, унитарное государство, федеративное государство,
воспроизводство населения, демографический взрыв, демографический
кризис, демографический переход, старение населения, состав населения,
структура населения, экономически активное население, индекс
человеческого развития (ИЧР), народ, этнос, плотность населения, миграции
населения,
«климатические
беженцы»,
расселение
населения,
демографическая
политика,
субурбанизация,
ложная
урбанизация,
мегалополисы, развитые и развивающиеся, новые индустриальные,
нефтедобывающие страны, ресурсообеспеченность, мировое хозяйство,
международная экономическая интеграция, международная хозяйственная
специализация, международное географическое разделение труда, отраслевая
и территориальная структура мирового хозяйства, транснациональные
корпорации (ТНК), «сланцевая революция», «водородная энергетика»,
«зелёная энергетика», органическое сельское хозяйство, глобализация
мировой экономики и деглобализация, «энергопереход», международные
экономические отношения, устойчивое развитие для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач;
5) сформированность умений проводить наблюдения за отдельными
географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в
результате воздействия природных и антропогенных факторов: определять
цели и задачи проведения наблюдения/исследования; выбирать форму
фиксации результатов наблюдения/исследования;
6) сформированность умений находить и использовать различные
источники географической информации для получения новых знаний о
природных и социально-экономических процессах и явлениях, выявления
закономерностей и тенденций их развития, прогнозирования: выбирать и
использовать источники географической информации (картографические,
статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, геоинформационные
системы, адекватные решаемым задачам;
сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики
и другие источники географической информации для выявления
закономерностей социально-экономических, природных и экологических
процессов и явлений;
определять и сравнивать по географическим картам различного
содержания и другим источникам географической информации качественные

и количественные показатели, характеризующие изученные географические
объекты, процессы и явления;
прогнозировать изменения состава и структуры населения, в том числе
возрастной структуры населения отдельных стран с использованием
источников географической информации;
определять и находить в комплексе источников недостоверную и
противоречивую географическую информацию для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач;
самостоятельно находить, отбирать и применять различные методы
познания для решения практико-ориентированных задач;
7) владение умениями географического анализа и интерпретации
информации из различных источников:
находить, отбирать, систематизировать информацию, необходимую для
изучения географических объектов и явлений, отдельных территорий мира и
России, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами,
хозяйственного потенциала, экологических проблем;
представлять в различных формах (графики, таблицы, схемы, диаграммы,
карты и др.) географическую информацию о населении мира и России,
отраслевой и территориальной структуре мирового хозяйства, географических
особенностях развития отдельных отраслей;
формулировать выводы и заключения на основе анализа и интерпретации
информации из различных источников;
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из
различных источников;
использовать различные источники географической информации для
решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
8) сформированность умений применять географические знания для
объяснения изученных социально-экономических и геоэкологических
процессов и явлений, в том числе:
объяснять особенности демографической политики в странах с
различным типом воспроизводства населения, направления международных
миграций, различия в уровнях урбанизации, в уровне и качестве жизни
населения, влияние природно-ресурсного капитала на формирование
отраслевой структуры хозяйства отдельных стран;
использовать географические знания о мировом хозяйстве и населении
мира, об особенностях взаимодействия природы и общества для решения
учебных и (или) практико-ориентированных задач;
9) сформированность умений применять географические знания для
оценки разнообразных явлений и процессов:

оценивать географические факторы, определяющие сущность и
динамику важнейших социально-экономических и геоэкологических
процессов;
оценивать изученные социально-экономические и геоэкологические
процессы и явления, в том числе оценивать природно-ресурсный капитал
одной из стран с использованием источников географической информации,
влияние урбанизации на окружающую среду, тенденции развития основных
отраслей мирового хозяйства и изменения его отраслевой и территориальной
структуры, изменение климата и уровня Мирового океана для различных
территорий, изменение содержания парниковых газов в атмосфере и меры,
предпринимаемые для уменьшения их выбросов;
10) сформированность знаний об основных проблемах взаимодействия
природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах
экологических проблем: описывать географические аспекты проблем
взаимодействия природы и общества: различия в особенностях проявления
глобальных изменений климата, повышения уровня Мирового океана, в
объёмах выбросов парниковых газов в разных регионах мира, изменения
геосистем в результате природных и антропогенных воздействий на примере
регионов и стран мира, на планетарном уровне;
11 КЛАСС
1) понимание роли и места современной географической науки в системе
научных дисциплин, её участии в решении важнейших проблем человечества:
определение роли географических наук в достижении целей устойчивого
развития;
2) освоение и применение знаний о размещении основных
географических объектов и территориальной организации природы и
общества: выбирать и использовать источники географической информации
для определения положения и взаиморасположения регионов и стран в
пространстве;
описывать положение и взаиморасположение регионов и стран в
пространстве, особенности природно-ресурсного капитала, населения и
хозяйства регионов и изученных стран;
3) сформированность
системы
комплексных
социально
ориентированных географических знаний о закономерностях развития
природы, размещения населения и хозяйства: распознавать географические
особенности проявления процессов воспроизводства, миграции населения и
урбанизации в различных регионах мира и изученных странах;
использовать знания об основных географических закономерностях для
определения географических факторов международной хозяйственной

специализации изученных стран; сравнения регионов мира и изученных стран
по уровню социально-экономического развития, специализации различных
стран и по их месту в МГРТ; для классификации стран отдельных регионов
мира, в том числе по особенностям географического положения, форме
правления и государственного устройства, уровню социально-экономического
развития, типам воспроизводства населения с использованием источников
географической информации;
устанавливать взаимосвязи между социально-экономическими и
геоэкологическими процессами и явлениями в изученных странах;
природными условиями и размещением населения, природными условиями и
природно-ресурсным капиталом и отраслевой структурой хозяйства
изученных стран;
прогнозировать изменения возрастной структуры населения отдельных
стран зарубежной Европы с использованием источников географической
информации;
формулировать и/или обосновывать выводы на основе использования
географических знаний;
4) владение географической терминологией и системой базовых
географических понятий: применять изученные социально-экономические
понятия: политическая карта, государство; политико-географическое
положение, монархия, республика, унитарное государство, федеративное
государство; воспроизводство населения, демографический взрыв,
демографический кризис, старение населения, состав населения, структура
населения, экономически активное население, Индекс человеческого развития
(ИЧР), народ, этнос, плотность населения, миграции населения, расселение
населения, демографическая политика, субурбанизация, ложная урбанизация;
мегалополисы, развитые и развивающиеся, новые индустриальные,
нефтедобывающие страны; ресурсообеспеченность, мировое хозяйство,
международная экономическая интеграция; международная хозяйственная
специализация, международное географическое разделение труда; отраслевая
и территориальная структура мирового хозяйства, транснациональные
корпорации (ТНК), «сланцевая революция», водородная энергетика, «зелёная
энергетика», органическое сельское хозяйство; глобализация мировой
экономики
и
деглобализация,
«энергопереход»,
международные
экономические отношения, устойчивое развитие для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач;
5) сформированность умений проводить наблюдения за отдельными
географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в
результате воздействия природных и антропогенных факторов: определять

цели и задачи проведения наблюдения/исследования; выбирать форму
фиксации результатов наблюдения/исследования; формулировать обобщения
и выводы по результатам наблюдения/исследования;
6) сформированность умений находить и использовать различные
источники географической информации для получения новых знаний о
природных и социально-экономических процессах и явлениях, выявления
закономерностей и тенденций их развития, прогнозирования:
выбирать и использовать источники географической информации
(картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения,
геоинформационные системы), адекватные решаемым задачам;
сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики
и другие источники географической информации для выявления
закономерностей социально-экономических, природных и экологических
процессов и явлений на территории регионов мира и отдельных стран;
определять и сравнивать по географическим картам разного содержания
и другим источникам географической информации качественные и
количественные показатели, характеризующие регионы и страны, а также
географические процессы и явления, происходящие в них; географические
факторы международной хозяйственной специализации отдельных стран с
использованием источников географической информации;
определять и находить в комплексе источников недостоверную и
противоречивую географическую информацию о регионах мира и странах для
решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; самостоятельно
находить, отбирать и применять различные методы познания для решения
практико-ориентированных задач;
7) владение умениями географического анализа и интерпретации
информации из различных источников:
находить, отбирать, систематизировать информацию, необходимую для
изучения регионов мира и стран (в том числе и России), их обеспеченности
природными и человеческими ресурсами; для изучения хозяйственного
потенциала стран, глобальных проблем человечества и их проявления на
территории (в том числе и России);
представлять в различных формах (графики, таблицы, схемы, диаграммы,
карты и др.) географическую информацию о населении, размещении хозяйства
регионов мира и изученных стран; их отраслевой и территориальной
структуре их хозяйств, географических особенностях развития отдельных
отраслей;
формулировать выводы и заключения на основе анализа и интерпретации
информации из различных источников;

критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из
различных источников;
использовать различные источники географической информации для
решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
8) сформированность умений применять географические знания для
объяснения изученных социально-экономических и геоэкологических
явлений и процессов в странах мира:
объяснять географические особенности стран с разным уровнем
социально-экономического развития, в том числе объяснять различие в
составе, структуре и размещении населения, в уровне и качестве жизни
населения;
объяснять влияние природно-ресурсного капитала на формирование
отраслевой структуры хозяйства отдельных стран; особенности отраслевой и
территориальной структуры хозяйства изученных стран, особенности
международной специализации стран и роль географических факторов в её
формировании; особенности проявления глобальных проблем человечества в
различных странах с использованием источников географической
информации;
9) сформированность умений применять географические знания для
оценки разнообразных явлений и процессов: оценивать географические
факторы, определяющие сущность и динамику важнейших социальноэкономических и геоэкологических процессов; изученные социальноэкономические и геоэкологические процессы и явления; политикогеографическое положение изученных регионов, стран и России; влияние
международных миграций на демографическую и социально-экономическую
ситуацию в изученных странах; роль России как крупнейшего поставщика
топливно-энергетических и сырьевых ресурсов в мировой экономике;
конкурентные преимущества экономики России; различные точки зрения по
актуальным экологическим и социально-экономическим проблемам мира и
России; изменения направления международных экономических связей
России в новых экономических условиях;
10) сформированность знаний об основных проблемах взаимодействия
природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах
экологических проблем: описывать географические аспекты проблем
взаимодействия природы и общества; умение приводить примеры взаимосвязи
глобальных проблем; возможных путей решения глобальных проблем.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Раздел 1. ГЕОГРАФИЯ КАК НАУКА
1.1

Традиционные и новые методы в
географии. Географические прогнозы

1

1.2

Географическая культура

1

Итого по разделу

2

Раздел 2. Раздел. ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ГЕОЭКОЛОГИЯ
2.1

Географическая среда

1

2.2

Естественный и антропогенный
ландшафты

1

0.5

2.3

Проблемы взаимодействия человека и
природы

2

0.5

2.4

Природные ресурсы и их виды

2

1

Итого по разделу
Раздел 3. СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА
3.1
Политическая география и геополитика
3.2

Классификации и типология стран мира

Итого по разделу
Раздел 4. НАСЕЛЕНИЕ МИРА

6

1
2
3

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

4.1

Численность и воспроизводство
населения

2

1

4.2

Состав и структура населения

2

1

4.3

Размещение населения

2

0.5

4.4

Качество жизни населения

1

0.5

Итого по разделу

7

Раздел 5. МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО
5.1

Состав и структура мирового хозяйства.
Международное географическое
разделение труда

2

5.2

Международная экономическая
интеграция

1

5.3

География главных отраслей мирового
хозяйства. Промышленность мира

6

5.4

Сельское хозяйство мира

2

5.5

Сфера нематериального производства.
Мировой транспорт

3

0.5

1

Итого по разделу

14

Резервное время

2

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

2

6.5

11 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Раздел 1. РЕГИОНЫ И СТРАНЫ МИРА
1.1

Регионы мира. Зарубежная Европа

6

1

1.2

Зарубежная Азия

6

0.5

1.3

Америка

6

0.5

1.4

Африка

4

0.5

1.5

Австралия и Океания

2

1.6

Россия на геополитической,
геоэкономической и геодемографической
карте мира

3

Итого по разделу

1

27

Раздел 2. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
2.1

Глобальные проблемы человечества

4

Итого по разделу

4

Резервное время

3

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

0.5

0

4

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

1

Традиционные и новые методы
исследований в географии. Источники
географической информации

1

2

Элементы географической культуры. Их
значимость для представителей разных
профессий

1

3

Географическая среда как геосистема.
Географическая и окружающая среда

1

4

Естественный и антропогенный
ландшафты. Практическая работа
"Классификация ландшафтов с
использованием источников
географической информации"

1

5

Проблемы взаимодействия человека и
природы.Опасные природные явления,
климатические изменения, их
последствия

1

6

Стратегия устойчивого развития. ООПТ.
Объекты Всемирного природного и
культурного наследия. Практическая
работа "Определение целей и задач

1

Контрольные
работы

Практические
работы

0.5

0.5

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

учебного исследования, связанного с
опасными природными явлениями и
(или) глобальными изменениями
климата и (или) загрязнением Мирового
океана, выбор формы фиксации
результатов наблюдения/исследования"

7

Природные ресурсы и их виды.
Природно-ресурсный капитал регионов,
крупных стран, в том числе России.
Ресурсообеспеченность. Практическая
работа "Оценка природно-ресурсного
капитала одной из стран (по выбору) по
источникам географической
информации"

1

0.5

8

Агроклиматические ресурсы.
Рекреационные ресурсы. Практическая
работа "Определение
ресурсообеспеченности стран
отдельными видами природных
ресурсов"

1

0.5

9

Резервный урок. Обобщение знаний по
Разделам "География как наука.
Природопользование и геоэкология

1

10

Теоретические основы геополитики как
науки. Политическая география и
геополитика. Политическая карта мира и
изменения, на ней происходящие. Новая
многополярная модель политического
мироустройства. ПГП. Специфика

1

России как евразийского и
приарктического государства
11

Основные типы стран: критерии их
выделения

1

12

Формы правления государств мира,
унитарное и федеративное устройство.

1

13

Численность населения мира. Теория
демографического перехода.
Воспроизводство населения, его типы.
Практическая работа "Определение и
сравнение темпов роста населения
крупных по численности населения
стран, регионов мира"

1

0.5

14

Демографическая политика и её
направления. Теория демографического
перехода. Практическая работа
"Объяснение особенности
демографической политики в странах с
различным типом воспроизводства
населения"

1

0.5

15

Возрастной и половой состав населения
мира. Практическая работа "Сравнение
половой и возрастной структуры в
странах различных типов
воспроизводства населения на основе
анализа половозрастных пирамид"

1

0.5

16

Структура занятости населения.
Этнический и религиозный состав
населения. Религии. География

1

0.5

культуры в системе географических
наук. Практическая работа
"Прогнозирование изменений
возрастной структуры отдельных стран
на основе анализа различных
источников географической
информации"

17

Географические особенности
размещения населения и факторы, его
определяющие. Плотность населения,
ареалы высокой и низкой плотности
населения. Миграции населения:
причины, основные типы и направления.

1

18

Расселение населения: типы и формы.
Урбанизация. Городские агломерации и
мегалополисы мира. Практическая
работа "Сравнение и объяснение
различий в соотношении городского и
сельского населения разных регионов
мира на основе анализа статистических
данных"

1

0.5

19

Качество жизни населения, показатели.
ИЧР. Практическая работа "Объяснение
различий в показателях качества жизни
населения в отдельных регионах и
странах мира на основе анализа
источников географической
информации"

1

0.5

20

Мировое хозяйство: определение и
состав. Отраслевая, территориальная и
функциональная структура

1

21

МГРТ. Отрасли международной
специализации. Аграрные,
индустриальные и постиндустриальные
страны. Роль и место России в МГРТ.
Практическая работа "Сравнение
структуры экономики аграрных,
индустриальных и постиндустриальных
стран".

1

22

МЭИ. Крупнейшие международные
отраслевые и региональные
интеграционные группировки. Роль ТНК
в современной мировой экономике

1

23

Географические особенности
размещения основных видов сырьевых и
топливных ресурсов. Страны-лидеры по
запасам и добыче нефти, природного
газа и угля

1

24

ТЭК мира: основные этапы развития,
«энергопереход». География отраслей
топливной промышленности

1

25

Мировая электроэнергетика. Структура
мирового производства электроэнергии
и её географические особенности. Роль
России. Практическая работа
"Представление в виде диаграмм данных
о динамике изменения объёмов и

1

0.5

0.5

структуры производства электроэнергии
в мире"

26

Металлургия мира. Географические
особенности сырьевой базы. Ведущие
страны-производители и экспортёры
продукции чёрных и цветных металлов

1

27

Машиностроительный комплекс мира.
Ведущие страны-производители и
экспортёры продукции
автомобилестроения, авиастроения и
микроэлектроники

1

28

Химическая промышленность. Ведущие
страны-производители и экспортёры
продукции. Лесопромышленный
комплекс мира. Ведущие страны производители продукции и влияние
химической и лесной промышленности
на окружающую среду

1

29

Географические различия в
обеспеченности земельными ресурсами.
Земельный фонд мира, его структура.
Современные тенденции развития
отрасли. Органическое сельское
хозяйство

1

30

Резервный урок. Контрольная работа по
теме "География главных отраслей
мирового хозяйства" / Всероссийская
проверочная работа

1

1

31

Всероссийская проверочная работа

1

1

32

Растениеводство и животноводство.
География. Ведущие экспортёры и
импортёры. Влияние на окружающую
среду. Практическая работа
"Определение направления
грузопотоков продовольствия на основе
анализа статистических материалов и
создание карты "Основные экспортёры и
импортёры продовольствия"

1

33

Сфера нематериального производства.
Мировой транспорт. Роль разных видов
транспорта в современном мире.
Основные международные магистрали и
транспортные узлы. Мировая система
НИОКР

1

34

Международные экономические
отношения: основные формы и факторы,
влияющие на их развитие. География
международных финансовых центров.
Мировая торговля и туризм

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

0.5

2

6.5

11 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

1

Многообразие подходов к выделению
регионов мира. Зарубежная Европа:
состав, общая характеристика.
Геополитические проблемы региона

1

2

Западная Европа. Общие черты и
особенности природно-ресурсного
капитала, населения и хозяйства стран
субрегиона

1

3

Северная Европа: общие черты и
особенности природно-ресурсного
капитала, населения и хозяйства
субрегиона

1

4

Южная Европа: общие черты и
особенности природно-ресурсного
капитала, населения и хозяйства
субрегиона

1

5

Восточная Европа: общие черты и
особенности природно-ресурсного
капитала, населения и хозяйства
субрегиона

1

6

Практическая работа "Сравнение по
уровню социально-экономического
развития стран различных субрегионов

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

зарубежной Европы с использованием
источников географической
информации"

7

Зарубежная Азия: состав, общая
экономико-географическая
характеристика. Юго-Западная Азия.
Иран: общая экономикогеографическая характеристика.
Современные проблемы

1

8

Южная Азия. Индия: общая экономикогеографическая характеристика.
Современные проблемы

1

9

Центральная Азия: общие черты и
особенности природно-ресурсного
капитала, населения и хозяйства
субрегиона. Современные проблемы

1

10

Юго-Восточная Азия: общие черты и
особенности природно-ресурсного
капитала, населения и хозяйства
субрегиона. Современные проблемы

1

11

Восточная Азия. Китай: общая
экономико-географическая
характеристика. Современные
проблемы. Практическая работа
"Сравнение международной
промышленной и
сельскохозяйственной специализации
Китая и Индии на основании анализа

1

0.5

данных об экспорте основных видов
продукции"

12

Восточная Азия. Япония: общая
экономико-географическая
характеристика. Современные
проблемы

1

13

Резервный урок. Современные
экономические отношения России со
странами Зарубежной Азии (Китай,
Индия, Турция, страны Центральной
Азии). Обобщение по темам:
Зарубежная Европа. Зарубежная Азия

1

14

Америка. Субрегионы: Северная
Америка, Латинская Америка: общая
экономико-географическая
характеристика

1

15

Субрегионы Америки. Особенности
природно-ресурсного капитала,
населенизя и хозяйства

1

16

США: особенности ЭГП, природноресурсного капитала, населения и
хозяйства, современные проблемы

1

17

Канада: особенности ЭГП, природноресурсного капитала, населения и
хозяйства, современные проблемы

1

18

Мексика: особенности ЭГП, природноресурсного капитала, населения и
хозяйства, современные проблемы

1

1

19

Бразилия: особенности ЭГП, природноресурсного капитала, населения и
хозяйства, современные проблемы.
Практическая работа "Особенности
территориальной структуры хозяйства
Канады и Бразилии на основе анализа
географических карт"

1

20

Африка: состав (субрегионы), общая
экономико-географическая
характеристика. Особенности.
Экономические и социальные
проблемы субрегионов. Последствия
колониализма в экономике Африке.

1

21

Северная Африка. Особенности
природно-ресурсного капитала,
населения и хозяйства Алжира и Египта

1

22

Южная Африка. Особенности
природно-ресурсного капитала,
населения и хозяйства ЮАР

1

23

Западная Африка, Центральная
Африка, Восточная Африка.
Особенности природно-ресурсного
капитала, населения и хозяйства
Нигерии. Практическая работа
"Сравнение на основе анализа
статистических данных роли сельского
хозяйства в экономике Алжира и
Эфиопии"

1

0.5

0.5

24

Резервный урок. Обобщающее
повторение по темам: Америка, Африка

1

25

Австралия и Океания: особенности ГП
Австралийский Союз: главные факторы
размещения населения и развития
хозяйства . Место в МГРТ

1

26

Океания: особенности природных
ресурсов, населения и хозяйства.Место
в МГРТ

1

27

Роль и место России в мировой
политике, экономике, человеческом
потенциале. Особенности интеграции
России в мировое сообщество

1

28

Географические аспекты решения
внешнеэкономических и
внешнеполитических задач развития
экономики России

1

29

Практическая работа по теме
"Изменение направления
международных экономических связей
России в новых геоэкономических и
геополитических условиях"

1

30

Группы глобальных проблем.
Геополитические проблемы

1

31

Геоэкология — фокус глобальных
проблем человечества

1

32

Глобальные проблемы
народонаселения: демографическая,

1

1

продовольственная, роста городов,
здоровья и долголетия человека

33

Взаимосвязь глобальных проблем и
проблем народонаселения. Возможные
пути решения. Роль России в их
решении. Практическая работа
"Выявление примеров взаимосвязи
глобальных проблем человечества на
основе анализа различных источников
географической информации и участия
России в их решении"

1

34

Резервный урок. Обобщение по теме:
Глобальные проблемы человечества

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

0.5

0

4

Критерии и нормы оценивания предметных результатов по учебному
предмету «География»
Текущее оценивание
Текущее оценивание является важнейшей составляющей оценочной деятельности
учителя. Текущее оценивание также должно способствовать осознанию обучающимися
результатов своей деятельности, включать обучающихся в самостоятельную оценочную
деятельность, поддерживать и направлять их усилия в освоении содержания учебного
предмета «География». Основными объектами текущего оценивания являются прежде
всего планируемые предметные результаты, отражающие знания фактов, географической
номенклатуры, понимание географических понятий и терминов. Процедурные знания и
знание алгоритмов (например, порядок действий при определении географических
координат) не отражены отдельно в планируемых предметных результатах, но эти знания
являются основой формирования многих умений, без освоения этих знаний будет просто
нечего «применять», поэтому они также должны обязательно быть объектом текущего
оценивания. Также обязательно должны оцениваться и результаты самостоятельной работы
обучающихся по получению субъективно новых знаний при работе с различными
источниками географической информации – в первую очередь, с географическими картами,
текстом и иллюстрациями учебника. В текущем оценивании традиционно используются
такие формы проверки, как устные и письменные опросы (в том числе выполнение
тестовых заданий), практические работы и их различные сочетания. Выбор форм текущего
оценивания учитель может определить в зависимости от особенностей класса (количество
обучающихся, уровень их подготовки и мотивации).
Оценка устных и письменных ответов
Устный опрос рекомендуется использовать в начале урока, поскольку такая форма
оценивания позволяет учителю оперативно получать информацию об уровне овладения
обучающимися содержанием программы, являющимся опорным в образовательном
процессе по теме, которая будет изучаться на этом уроке. При проведении устного опроса
рекомендуется использовать вопросы и задания из методического аппарата учебника,
которые представлены после каждого параграфа, при этом формулировка таких вопросов
на уроке может носить более личностно ориентированный характер. При оценивании
устных ответов принимаются во внимание: – правильность ответа по содержанию,
свидетельствующая о понимании изученного материала; – полнота ответа; – умение
практически применять свои знания; – последовательность изложения и речевое
оформление ответа.
Отметка «5» ставится, если обучающийся: обнаруживает понимание материала,
может самостоятельно сформулировать и(или) обосновать свой ответ, привести
необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Отметка «4» ставится, если обучающийся: дает ответ, в целом соответствующий
оценке «5», но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя.

Отметка «3» ставится, если обучающийся 29 в ответе на вопрос не всегда
демонстрирует понимание изученного; излагает материал недостаточно полно и
последовательно; не способен самостоятельно применять знания; нуждается в наводящих
вопросах учителя.
Отметка «2» ставится, если обучающийся: не усвоил и не раскрыл основное
содержание материала; не делает выводов и обобщений; при ответе допускает более двух
грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи наводящих вопросов
учителя.
Текущая оценка должна быть естественным образом интегрированной в
образовательный процесс и производиться не только в ходе процедур текущего контроля
(оценивание результатов выполнения заданий, используемых для текущего контроля).
Поэтому оцениваются и устные ответы обучающихся на вопросы учителя в процессе
объяснения нового материала с использованием метода эвристической беседы. Оценивание
таких ответов не подразумевает обязательного выставления отметки и может выражаться
оценочными суждениями учителя: «молодец, правильно», «не совсем так, кто может
уточнить и(или) дополнить?»
Письменный опрос также может проводиться в начале урока, в том числе при
проведении комбинированного опроса, но если требуется получить информацию об
овладении содержанием программы всеми или большинством обучающихся в классе, то
рекомендуется запланировать время для его проведения в конце урока, с тем чтобы иметь
возможность во внеурочное время проверить результаты выполнения заданий и при
необходимости на следующем уроке обратить внимание обучающихся на недостатки в их
подготовке, разобрать и исправить их ошибки. При использовании тестовых заданий в
начале урока рекомендуется с учетом особенностей класса организовывать перекрестное
взаимооценивание обучающимися результатов их выполнения с разбором при
необходимости типичных ошибок. В письменный опрос, в том числе в составе
комбинированного опроса, рекомендуется включать задания, в формулировках которых
используются такие же глаголы, как в планируемых результатах: «приведите примеры
опасных природных явлений в литосфере», «назовите причины образования цунами»,
«опишите строение атмосферы». Письменный опрос целесообразно осуществлять в форме
карточек- заданий или мини-теста. Оценивание учителя может заменить самооценивание
обучающихся и перекрестное оценивание.
Оценивание практических работ
Текущее оценивание включает оценивание результатов выполнениятренировочных
практических работ, в ходе которых то или иное умение только формируется. Все
тренировочные практические работы могут быть разделены на две большие группы: те,
которые в значительной степени выполняются под руководством учителя, и те, при
выполнении которых обучающиеся работают по алгоритму, самостоятельно
последовательно выполняя ряд заданий, применяя знания и умения, которыми они овладели
ранее. Текущее оценивание осуществляется на стадии незавершенности образовательного
процесса по теме, в то время, когда планируемые результаты освоения содержания темы

еще просто не могут быть полностью достигнуты всеми обучающимися, поэтому
оценивание результатов выполнения тренировочных практических работ в первую очередь
является процедурой фиксации индивидуального продвижения обучающегося в освоении
программы и необязательно подразумевает выставление отметки в журнал. Оценивание
результатов выполнения таких тренировочных практических работ рекомендуется (с
учетом особенностей класса) проводить с использованием методов самооценивания и
перекрестной оценки. Так, при оценивании практической работы учитель совместно с
обучающимися 30 анализирует ее выполнение. Результаты ранжируются на три группы:
отличные, хорошие и удовлетворительные.
К отличным следует отнести представленные обучающимися карты, глядя на
которые можно не только быстро определить, в какой период был открыт тот или объект,
но и назвать все объекты, открытые в каждый период.
К хорошим – те, по которым можно быстро определить, в какой период был открыт
тот или объект, и назвать все объекты, но в которых присутствуют ошибки (не более двух)
при обозначении объектов или в написании названий географических объектов.
К удовлетворительным – те, по которым трудно, не сверяясь постоянно с
легендой, назвать все объекты, открытые в тот или иной период, ИЛИ в которых допущено
более двух ошибок при обозначении объектов или в написании названий географических
объектов. На следующем уроке учитель может раздать работы обучающимся,
продемонстрировать образцы отличных и хороших работ и предложить ученикам самим
поставить себе отметки, подчеркнув, что в журнал он эти оценки выставит по их желанию.
При текущем оценивании результатов выполнения тренировочных практических работ
оценивается каждое из предложенных заданий. Если учитель считает целесообразным
оценить работы обучающихся отметками, то рекомендуется ориентироваться на
следующие нормы:
Отметка «5» ставится, если обучающийся правильно выполнил все задания работы
без ошибок.
Отметка «4» ставится, если обучающийся выполнил все задания работы, но
допустил в ней не более двух негрубых ошибок;
Отметка «3» ставится, если обучающийся правильно выполнил не менее половины
заданий работы.
Отметка «2» за тренировочные практические работы выставлять не рекомендуется.
В случае, если обучающийся не справился с работой, необходимо отработать с ним умения
(в т. ч., возможно, базовые логические действия как часть познавательных универсальных
учебных действий), несформированность которых помешала ему выполнить задания
работы. При оценивании результатов выполнения таких тренировочных практических
работ также могут быть использованы методы самооценивания или взаимооценивания. В
этих случаях учитель должен продемонстрировать обучающимся эталонные образцы
выполнения работ и предложить сравнить с ними свои ответы. Оценки (отметки) за такие
работы рекомендуется выставлять только по желанию обучающихся.

Тематическое и итоговое оценивание
Объектами тематического оценивания являются планируемые результаты,
подразумевающие освоение обучающимися дидактических единиц содержания как на
уровне воспроизведения, так и применения обучающимися знаний и умений в учебных и
реальных жизненных ситуациях. Основным предметом оценки является способность к
решению учебнопознавательных и учебно- практических задач. Тематическое оценивание
позволяет не только констатировать, устанавливать уровень и качество освоения
обучающимися программного материала по отдельно взятой теме, разделу, но и
ориентирует, регулирует дальнейший учебный процесс, способствует освоению
планируемых результатов ФОП СОО. По итогам оценивания учитель в случае
недостижения планируемых результатов принимает решение о необходимости
корректирования образовательной траектории отдельных обучающихся.
К традиционным формам контроля и оценивания относится устный опрос. При
оценивании достижения того или иного предметного результата в процессе устного опроса
на уроках географии необходимо обращать внимание на правильность, осознанность,
логичность и полноту ответа, точность использования географической терминологии,
умение связать воедино основные элементы учебного материала, показывать на карте
географические объекты, названные в ходе ответа. Важной составляющей оценивания
устного ответа является оценивание умений работы с картой, в процессе которого
производится не только проверка знаний географической номенклатуры на
физической/политической карте, но и проверка усвоения системы приемов чтения карты
(при характеристике отдельных компонентов природы и комплексной характеристике
определенной территории с использованием различных тематических карт). Нормы
оценивания устных ответов
Отметку «5» за устный ответ рекомендуется ставить, если обучающий дает полный
и верный ответ, практически не допускает ошибки, при этом ▪ демонстрирует знание
географического материала и сформированность требуемых видов деятельности; ▪ верно
использует источники географической информации, обращается к ним при ответе; ▪ верно
выстраивает логику ответа, формулирует выводы.
Отметку «4» за устный ответ рекомендуется ставить, если обучающийся в целом
дает верный ответ на вопрос, но допускает ошибки при ▪ демонстрации знаний
географического материала (допускает ошибки в использовании географических понятий
или терминов, использовании источников географической информации (выбирает
источники географической информации, с помощью которых можно получить ответ на
вопрос, но не все или не оптимальные; не всегда верно использует источники информации)
при обращении к ним при ответе (не всегда обращается к источникам); ▪ выстраивании
логики ответа, формулировке выводов (незначительные ошибки в логике, формулировке
выводов).
Отметку «3» за устный ответ рекомендуется ставить, если обучающийся допускает
значительное число ошибок при ▪ демонстрации знаний географического материала или
сформированности требуемых видов деятельности показывает фрагментарность

географических знаний, не может осуществить требуемые виды деятельности и получить
необходимый результат без помощи учителя; ▪ работе с источниками географической
информации: затрудняется в выборе верного источника, в извлечении необходимой для
ответа информации и ее использовании при ответе; ▪ выстраивает ответ фрагментарно, не
формулирует выводы, хотя демонстрирует понимание вопроса; характер ошибок
свидетельствует о возможности использовать освоенные знания и умения для дальнейшего
изучения темы, раздела.
Отметку «2» рекомендуется ставить, если обучающийся ▪ не дает верного ответа на
вопрос, показывает несформированность необходимых знаний (знания фрагментарные, не
владеет терминологией, не понимает закономерности, не умеет выделить необходимые
взаимосвязи и применить их для ответа) и видов деятельности (не знает алгоритма
действий, не умеет выполнить необходимые виды деятельности); ▪ не демонстрирует
умение использовать источники географической информации (может выбрать, но не может
использовать; или может фрагментарно извлечь информацию, но не может ее применить
для ответа на вопрос); понимание вопроса может при этом быть продемонстрировано. При
оценивании возможно применение критерия креативности. Система внутришкольного
оценивания должна быть направлена на совершенствование образовательного процесса,
отслеживание продвижения обучающихся в достижении требований ФГОС СОО. Каждый
обучающийся может увидеть свои успехи и недостатки, что будет способствовать
осознанности овладения материалом, развитию рефлексии, служить мотивацией к
изучению географии.
После выполнения итоговой письменной работы рекомендуется предусмотреть
возможность обсудить результаты ее выполнения с обучающимися, дать им возможность
провести самооценку продвижения по освоению программы по географии в течение года,
выявить недочеты подготовки и наметить пути их корректировки совместно с учителем.
Оценивание итоговых письменных работ происходит на основании оценки каждого
задания, успешное выполнение которого соответствует заранее определенному количеству
баллов. В итоге обучающийся получает сумму баллов (часть от максимально возможного),
выставление отметки происходит исходя из этого.
Итоговое оценивание подводит итоги изучения географии за учебный год. Оно
должно быть комплексным и предусматривать оценивание всех видов деятельности,
которые формировались на протяжении учебного года – урочной деятельности и
внеурочной деятельности, при защите проекта, выполнении учебных исследований и т. п.
Возможен учет участия обучающихся в предметных олимпиадах, конкурсах проектных и
научных работ. Критерии оценивания разных видов деятельности обучающихся и
нормативы оценки (выставления отметок) за выполнение разных видов работ также
должны быть известны всем участникам образовательного процесса заранее.
Форма и процедура итогового оценивания определяется образовательной
организацией. Одной из используемых форм является итоговый урок, на котором
обучающиеся дают ответы на поставленные вопросы (как правило, требующие
развернутого ответа). При выборе такой формы итогового оценивания рекомендуется
составить вопросы с учетом категорий освоения: знание, понимание; применение по

образцу для решения задач; творческое применение в новых, незнакомых, в том числе
жизненных (функциональность), ситуациях.
Вопросы должны предполагать работу с географической картой. Критерии
оценивания развернутого ответа, которые можно использовать, соответствуют критериям,
описанным в разделе «Тематическое оценивание». Форма ответов на вопросы – устная или
письменная – может быть выбрана учителем с учетом всех возможных аспектов – затрат
времени на проведение зачета, на проверку работ (при письменных ответах); возможного
субъективизма проверки и усталости учителя.
Проверка и оценка результатов на основе тестирования
Наиболее
тестирование.

распространенной

формой

тематического

оценивания

является

В тестовую работу должны быть включены задания, оценивающие умения работы с
различными источниками географической информации, что позволяет оценить достижение
как предметных, так и метапредметных результатов освоения программы.
Отбор проверяемого содержания и видов деятельности для тематического
оценивания проводится с учетом того, что работа в форме тестирования должна содержать
разноуровневые задания. Кроме заданий на воспроизведение, применение по образцу для
решения задач, в работу в тестовой форме должны быть включены задания на применение
знаний и умений в новой ситуации для решения реальных жизненных проблем, т. е.
проверять функциональную грамотность.
Приведем примеры заданий, различающихся по уровню сложности, форме и
содержанию.
Оценивание ответа на задание с выбором ответа
Задание 1 (базовый уровень) За выполнение заданий с выбором ответа выставляется
1 балл при условии, если обведен только один номер верного ответа.
Оценивание ответа на задание с кратким ответом
Задание 2 (повышенный уровень) За выполнение заданий с кратким ответом
выставляется 1 балл при условии, что записано только соответствующее эталону слово,
словосочетание или комбинация букв.
Оценивание задания с развернутым ответом . Задание (высокий уровень сложности)
Оценивание практических работ
Достижение отдельных планируемых предметных результатов по некоторым темам
в рамках тематического оценивания целесообразно проводить по результатам выполнения
программных практических работ. Это относится к планируемыми результатам,
включающим умения, которые должны быть в основном сформированы к моменту

завершения изучения темы (раздела). При оценивании практической работы рекомендуется
ориентироваться на следующие нормы:
Отметка «5» ставится, если обучающийся:
▪ правильно выполнил все задания практической работы в полном объеме с
соблюдением необходимой последовательности; ▪ работал полностью самостоятельно:
подобрал необходимые для выполнения заданий источники информации, использовал
необходимые для их выполнения теоретические знания и практические умения.
Отметка «4» ставится, если обучающийся:
▪ выполнил все задания работы в полном объеме и в основном правильно (допущено
не более двух ошибок); допускается отклонение от необходимой последовательности
выполнения заданий, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка
пунктов типового плана при характеристике и(или) сравнении отдельных территорий или
стран и т. д.);
▪ использовал необходимые источники информации; показал знание основного
теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного
выполнения работы.
Отметка «3» ставится, если обучающийся:
▪ правильно выполнил половину или более половины всех заданий (дал ответы не
по всем пунктам плана); ▪ продемонстрировал знание теоретического материала, но
допускает ошибки при его использовании или ошибки при извлечении и использовании
источников географической информации.
Отметка «2» ставится, если обучающийся:
▪ не выполнил или выполнил неправильно более половины заданий практической
работы (даны ответы на менее половины пунктов плана); ▪ ответы свидетельствуют об
отсутствии теоретических знаний и о неспособности их правильно использовать или о
несформированности умений выбирать и использовать источники географической
информации, необходимые для выполнения заданий практической работы.
Контрольная итоговая работа
Наиболее часто формой итогового оценивания за год обучения становится
письменная работа, состоящая из заданий с выбором ответа, с кратким ответом и заданий,
требующих развернутого ответа на вопрос. Для итогового оценивания можно использовать
письменные тестовые работы, которые позволяют быстро и объективно оценить
достижение каждым обучающимся планируемых результатов в соответствии с
требованиями ФГОС СОО. Работа должна состоять из заданий разного уровня сложности,
чтобы была возможность выявить проблемы и недочеты подготовки обучающихся,
выделить группы с разным уровнем освоения материала программы по географии для
дальнейшей работы. В итоговую работу должны быть включены задания, позволяющие

оценить умение использовать источники географической информации (географические
карты, тексты, статистические материалы, простейшие ГИС и т. п.). Как правило, это
комплексные задания (несколько вопросов, разработанных к одному (нескольким)
источникам информации).
Итоговая работа должна содержать задания, позволяющие оценить
сформированность умения использовать географическую карту как источник информации.
Отметка
«5»

«4»

«3»

«2»

Норма оценки
Правильно даны ответы ко всем заданиям базового и повышенного уровня
сложности; один или два развернутых ответа (высокого уровня
сложности) даны полностью и верно, ошибок и неточностей нет); набрано
количество баллов: 10–12
Правильно даны ответы ко всем заданиям базового и повышенного уровня
сложности;
ИЛИ правильно даны ответы ко всем заданиям базового и к одному
заданию повышенного уровня сложности и одному заданию высокого
уровня сложности;
ИЛИ верно выполнены задания, ответы на которые по совокупности
оцениваются 8–10 баллов
Правильно даны ответы к 3–4 заданиям базового уровня сложности и
одному заданию повышенного уровня сложности;
ИЛИ верно выполнены задания, ответы на которые по совокупности
оцениваются 5–7 баллов
Правильно даны ответы к менее половины заданий базового уровня
сложности;
ИЛИ выполнены задания, ответы на которые по совокупности
оцениваются менее 5 баллов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

1

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».