МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей № 12
(МАОУ лицей № 12)
СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
протокол от 29.08.2025 № 1
Приложение к ООП ООО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Элективный курс по русскому языку
для учащихся 7 класса
«Секреты орфографии»
Екатеринбург, 2025
Содержание курса
Историческая морфология русского языка. Звуковая система
древнерусского языка.
Вокалическая система древнерусского языка,
вторичное смягчение полумягких согласных; процессы падения
редуцированных. Последствия фонетических процессов в древнерусском
языке.
Общая характеристика грамматического строя древнерусского языка:
словообразование и формообразование, исторические процессы изменения
основы слова (упрощение и переразложение); связь звуковых изменений с
изменениями в морфемике; возникновении новых чередований на русской
почве
Устойчивость грамматического строя. Основные морфологические
процессы в грамматическом строе древнерусского языка. Части речи в
древнерусском языке. Имя и глагол.
Особенности организации системы именных частей речи. Специфика
именных и глагольных грамматических категорий древнерусского языка.
Общая характеристика именной и глагольной парадигмы в древнерусском
языке
История имени существительного Основные грамматические категории
имен существительных в древнерусском языке к началу письменного периода.
История склонения существительных во множественном числе. Изменения в
падежных окончаниях имен существительных. Вариантные окончания имен
существительных как результат исторического развития языка. Причины,
вызвавшие появление вариантных окончаний: фонетические изменения в
слове; влияние твердого варианта на мягкий в первом и во втором склонениях.
История имени прилагательного Происхождение прилагательных.
Именные и местоименные. История форм сравнительной степени
прилагательных. Образование форм сравнения прилагательных в
древнерусском языке. Утрата склонения прилагательных сравнительной
степени. История форм превосходной степени.
Проблема возникновения русских числительных как особой части речи.
Категория числа и формы счетных имен в праславянском и древнерусском
языке. Соотносительность числительных с другими частями речи по
происхождению. Система склонения количественных числительных в
древнерусском языке, ее исторические изменения.
История
местоимения.
Состав
местоимений;
их
разряды,
грамматические категории, синтаксические функции.
Исходная система глагольных форм и грамматических категорий
глагола, сложившаяся к началу письменности в древнерусском языке. Типы
глагольных основ. Тематические и нетематические классы глаголов по
основам настоящего времени. Древнерусские формы настоящего времени.
Утрата нетематического спряжения глагола, ее причины. Остатки форм
нетематических глаголов в современном русском языке. Исторические
изменения в формах 2-го и 3-го лица. История форм будущего времени.
Система форм прошедшего времени, унаследованная древнерусским языком
из праславянской эпохи (аорист, имперфект, перфект, плюсквамперфект).
История сослагательного наклонения глагола. История повелительного
наклонения.
История причастных форм и наречий. Образование и склонение
действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего
времени в древнерусском языке. Полные и краткие причастия и их история.
Процесс развития деепричастий из кратких действительных причастий
настоящего и прошедшего времени.
Наречия и история их образования. Древнейшие (первичные) наречия.
Наречия, образованные от других частей речи на протяжении истории
русского языка. Лексико-структурные причины этого изменения.
Предмет исторического синтаксиса. Простое предложение и его типы в
древнерусском языке. Конструкции с двойными косвенными падежами.
«Дательный самостоятельный» в древнерусском языке, его типы и причины
утраты. Особенности управления в древнерусском языке. Предложные и
беспредложные падежные конструкции.
Глагольные и именные распространители в истории русского языка, их
роль в формировании новых типов синтаксических связей слов.
Сочинение и подчинение в древнерусском языке. Постепенное
совершенствование синтаксических средств русского языка как результат
развития абстрагирующего уровня сознания и усложнения социальной жизни
Результаты освоения
Личностные результаты:
- умение осознавать и определять свои эмоции;
- умение осознавать и определять эмоции других людей, сопереживать,
сочувствовать им;
- осознание эстетической ценности русского языка;
- уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
потребность сохранить чистоту русского языка как явления
национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- понимание определяющей роли русского языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
- умение при восприятии текста понимать нравственные идеи, нашедшие
отражение в тексте;
- проявление интереса к созданию собственных текстов, к письменной
форме общения;
- осознание ответственности за произнесенное и написанное слово.
Метапредметные результаты Регулятивные УУД:
- умение самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- планирование деятельности: определение последовательности
промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и
последовательности действий;
- умение выбирать источники информации для решения определенных
задач (электронные базы данных, средства массовой информации, Интернет и
др.);
- применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной
жизни, способность использовать родной язык как средство получения знаний
по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и
навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
- владение навыками постановки задачи на основе известной и
усвоенной информации и того, что еще неизвестно;
- совместно с учителем вырабатывать критерии оценки и определять
степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими
критериями.
Познавательные УУД:
- преобразование информации из одной формы представления в другую
без потери ее смысла и полноты (составление плана, таблицы, схемы);
- умение извлекать информацию из различных источников, включая
средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы
Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной
литературой;
- овладение приемами отбора и систематизации материала на
определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации;
способность к преобразованию, сохранению и передаче информации;
- умение осуществлять для решения учебных задач операции анализа,
синтеза, сравнения, классификации;
- умение устанавливать причинно-следственные связи; строить
собственные рассуждения.
Коммуникативные УУД:
- умение использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач: владение монологической и диалогической формами
речи;
- умение формулировать, высказывать и обосновывать свою точку
зрения;
- умение задавать вопросы, слышать и слушать других, принимать иную
точку зрения и быть готовым корректировать свою точку зрения;
- умение работать в парах, в группе, договариваться, приходить к
общему решению в совместной деятельности.
Предметные результаты:
формирование умения выделять значимые части слова, находить в них
орфограммы, графически обозначать условия выбора правильных написаний;
умение пользоваться способами проверки орфограмм;
знание опознавательных признаков орфограмм;
умение применять орфографические и пунктуационные правила в
нужных случаях.
№
1
2
3
4
5
6
Учебный курс состоит из следующих разделов:
Раздел
Количество часов
Повторение изученного в 5-6 классах (6 часов)
6
Причастие
6
Деепричастие
4
Наречие
6
Служебные части речи
10
Морфемика, морфология, орфография
2
Итого
34
Планируемые
результаты
изучения
курса
Планируемые
результаты: окончив изучение курса, обучающийся научится:
выделять значимые части слова;
находить в словах изученные орфограммы;
находить и исправлять орфографические ошибки;
знать опознавательные признаки орфограмм;
графически обозначать условия выбора правильных написаний;
извлекать информацию из различных источников;
применять приобретенные знания, умения и навыки в повседневной
жизни;
использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач,
НОРМЫ ОЦЕНКИ
ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
И УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
(10-11 класс)
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
1. Оценивание по русскому языку осуществляет учитель – предметник, который в начале
учебного года знакомит учащихся с основными положениями и порядком оценивания по
предмету.
2. Родители вправе получить информацию о порядке оценивания по предмету от учителя –
предметника, классного руководителя.
3. При оценивании учитываются:
сложность материала;
самостоятельность и творческий характер применения знаний;
уровень приобретённых знаний, умений и навыков учащихся по отношению к
компетенциям, требуемым программами обучения;
полнота и правильность ответа, степень понимания материала, корректность
речевого оформления высказывания;
аккуратность выполнения письменных работ;
наличие и характер ошибок, допущенных учащимися;
особенности развития учащегося.
4. Оценивание итогов обучения делится на:
текущее оценивание в течение учебного года;
итоговое оценивание.
4.1. Текущее оценивание есть оценивание единичных результатов учёбы, а также
оценивание знаний, умений и навыков по какой–либо целостной части учебного материала.
Текущие оценки по литературе могут быть поставлены:
за устный ответ; за устные и письменные индивидуальные ответы учащегося на
уроке и во внеурочное время;
за выполнение домашней работы;
за словарный или текстовый диктант;
за выполнение грамматического задания;
за тестовую работу;
за самостоятельную, практическую, творческую (сочинение), срез знаний,
контрольную работу
за успешное выступление на олимпиадах; конкурсах.
4.2. Отметки за полугодия выставляются на основании не менее трёх текущих оценок.
Итоговая оценка выставляется по итогам двух полугодий.
Часть I . ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по
русскому языку.
Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически
последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять
определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями,
учитывать:
1) полноту и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Балл
Степень выполнения учащимся
общих требований к ответу
«5» 1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение
языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить
знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и
самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм
литературного языка.
«4» ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но
допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в
последовательности и языковом оформлении излагаемого.
«3» ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или
формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести
свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении
излагаемого
«2» ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого
материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие
их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие
недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к
успешному овладению последующим материалом.
Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда
на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за
рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении
урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только
заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять
знания на практике.
Часть 2. НОРМЫ ОЦЕНКИ ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Нормативы, определяющие уровень орфографической и пунктуационной грамотности
учащихся, фиксируются в программах по русскому языку для средней школы.
Критерии и нормативы оценки словарных диктантов
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и
труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из 35 — 40 слов:
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться
следующим:
Балл Количество ошибок
«5» ошибки отсутствуют
«4» 1 – 2 ошибки
«3» 3 – 4 ошибки
«2» 5 - 7 ошибок
Критерии и нормативы оценки текстовых диктантов
Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной
грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты... Объём диктанта
— 150-170 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные
слова).
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен
включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать
выявление прочности ранее приобретенных навыков.
Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку
учащихся, как правило, по всем изученным темам.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в
данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями.
— 24 различных орфограмм и 15 пунктограмм, не более 10 различных слов с
непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики
специально обучались.
Отметка Число ошибок (орфографических и пунктуационных)
«5»
«4»
«3»
«2»
0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка)
2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные)
4/4, 3/5, 0/7, 5/4 в 5 классе; 6/6 (если есть ошибки однотипные и негрубые)
7/7, 6/8, 5/9, 8/6
Критерии оценки орфографической грамотности
В письменных работах учащихся встречаются неверные написания двух видов:
орфографические ошибки и описки.
Орфографические ошибки представляют собой нарушение орфографической нормы,
требований, предусмотренных орфографическими правилами или традицией письма
(«безшумный» вместо бесшумный, «предлогать» вместо предлагать и т.п.).
Орфографические ошибки бывают:
1) на изученные правила;
2) на неизученные правила;
3) на правила, не изучаемые в школе.
Все ошибки исправляются учителем, но учитываются только ошибки первого типа.
Исправляются, но не учитываются ошибки в словах с непроверяемыми написаниями, если
над ними не проводилась специальная предварительная работа.
Среди ошибок на изученные правила выделяются негрубые ошибки. Они отражают
несовершенство русской орфографии; к ним относятся различного рода исключения из
правил; отсутствие единого способа присоединения приставок в наречиях; существование
дифференцированных правил (употребление ь регулируется 7 правилами).
К негрубым относятся ошибки:
1) в словах-исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от
существительных с предлогами, если их правописание не регулируется правилами;
4) в написании не с краткими прилагательными и причастиями, если они выступают в роли
сказуемого;
5) в написании ы и и после приставок;
6) в написании собственных имен нерусского происхождения;
7) в случаях трудного различения не и ни:
Куда он только не обращался; Куда он только ни обращался, никто ему не мог помочь;
Никто иной не...; Не кто иной, как ...; Ничто иное не...; Не что иное, как,…
При подсчете одна негрубая ошибка приравнивается к половине ошибки.
В письменных работах учащихся могут встретиться повторяющиеся и однотипные
ошибки. Их нужно различать и правильно учитывать при оценке диктанта. Если ошибка
повторяется в одном и том же слове или корне однокоренных слов, она учитывается как
одна ошибка.
К однотипным относятся ошибки на одно правило, если условия выбора написания
связаны с грамматическими и фонетическими особенностями слова.
Не относятся к однотипным ошибки на правило, применение которого требует подбора
опорного слова или формы слова.
Если ученик допустил ошибки в написании личных окончаний глагола в словах строят,
видят, то это однотипные ошибки, так как они сделаны на одно правило, применение
которого основано на анализе грамматических особенностей слова - определения
спряжения глагола.
Ошибки в парах поздний, грустный; взглянуть, тянуть не являются однотипными, так
как применение правил в данном случае связано с анализом семантики слов; это
выражается в подборе однокоренного (родственного) слова или его формы.
Описки - это следствие искажения звукового облика слова; они не связаны с правилами
орфографии (перестановка букв, их пропуск и т.п.). Описки не отражают уровня
орфографической грамотности учащихся. Они свидетельствуют о невнимательности,
несобранности учащихся. Описки исправляются учителем, но не учитываются при оценке
работы в целом.
Критерии пунктуационной грамотности
Все пунктуационные ошибки отражают неправильное выделение смысловых отрезков в
предложении и в тексте. Среди пунктуационных ошибок выделяются ошибки грубые и
негрубые.
К негрубым относятся:
1) ошибки в выборе знака (употребление запятой вместо точки с запятой, тире вместо
двоеточия в бессоюзном сложном предложении и т. п.);
2) ошибки, связанные с применением правил, которые ограничивают или уточняют
действия основного правила. Так, основное правило регламентирует постановку запятой
между частями сложносочиненного предложения с союзом и. Действие этого правила
ограничено одним условием: если части сложносочиненного предложения имеют общий
второстепенный член, то запятая перед союзом и не ставится. Постановка учеником запятой
в данном случае квалифицируется как ошибка негрубая, поскольку речь идет об
исключении из общего правила;
3) ошибки, связанные с постановкой сочетающихся знаков препинания: пропуск одного из
знаков в предложении типа Лес, расположенный за рекой, - самое грибное место в округе
или неправильная последовательность их расположения.
Некоторые пунктуационные ошибки не учитываются при оценке письменных работ
школьников. Это ошибки в передаче авторской пунктуации.
Среди пунктуационных ошибок не выделяется группа однотипных ошибок. Это
объясняется тем, что применение всех пунктуационных правил так или иначе основано на
семантическом анализе предложений и его частей. В остальном учет пунктуационных
ошибок идет по тем же направлениям, что и учет орфографических ошибок.
Критерии оценки грамматических заданий и тестов
Отметка «5» ставится, если ученик выполнил все задания без ошибок,
обнаружил осознанное усвоение материала (90% – 100%).
Отметка «4» ставится, если ученик выполнил 89% - 70% задания и
обнаружил осознанное усвоение материала.
Отметка «3» ставится, если ученик выполнил 45% - 69% задания и
обнаружил определённое знание материала.
Отметка «2» ставится, если ученик выполнил менее 44% задания и
обнаружил непонимание важных сторон изученного материала.
Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты
неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные
работы.
При оценке обучающих работ учитываются:
1) степень самостоятельности учащегося;
2) этап обучения;
3) объем работы;
4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки
«5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или
допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при
одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью
аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а
также наличием или отсутствием описок.
Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при
закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по
усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего
анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ
соответствующего или близкого вида.
Выведение итоговых отметок.
За учебное полугодие и учебный год ставится итоговая оценка. Она
является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки
ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение
умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной
грамотности. Решающую роль при определении итоговой отметки играет
фактическая подготовленность ученика по всем показателям ко времени
выведения этой оценки.
Однако, для того чтобы стимулировать серьезное отношение
учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении
итоговых оценок учитываются результаты их текущей успеваемости. При
выведении итоговой оценки преимущественное значение придаётся оценкам,
отражающим
степень
владения
навыками
(орфографическими,
пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая оценка за грамотность не
может быть положительной, если на протяжении года большинство
контрольных диктантов, сочинений за орфографическую, пунктуационную,
речевую грамотностъ оценивалось баллом «2».
Поурочное тематическое планирование
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Тема
Язык и речь. Дорога к письменности.
История возникновения написаний с чередованиями
Чередования гласных как последствие исторических процессов
фонетике
История формирования именных частей речи
Орфография глагола как результат исторических процессов в
морфологии
Связь звуковых изменений с изменениями в морфемике
История причастных форм
Образование и склонение действительных и страдательных
причастий настоящего и прошедшего времени в древнерусском
языке
Не с причастиями
Полные и краткие причастия, их история и правописание
Обобщение. Н и НН в прилагательных и причастиях.
Н и НН в суффиксах страдательных причастий и отглагольных
прилагательных
Переход причастий в прилагательные.
Процесс развития деепричастий из кратких действительных
причастий
НЕ с деепричастиями.
Наречия и история их образования
Древнейшие (первичные) наречия. Правописание наречий.
Правописание приставок и суффиксов наречий.
НЕ с наречиями
Правописание наречий. Отличие наречий от других частей речи.
Наречие: история одного слова
Образование наречий в современном языке
Предлог как часть речи.
Правописание производных предлогов.
Особенности управления в древнерусском языке
Предложные и беспредложные падежные конструкции
Союзы. Сочинение и подчинение в древнерусском языке.
Сочинительные и подчинительные союзы, их возникновение и
правописание.
Слитное и раздельное написание союзов.
Частицы. Раздельное и дефисное написание частиц.
НЕ с разными частями речи.
Реформы русской орфографии
Переходные явления в современной русской орфографии
Проблемы современной орфографии