ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ Начальное общее образование 1 КЛАСС Оценивание образовательных достижений при освоении всех учебных предметов Учебного плана в 1 классе (Русский язык, Литературное чтение, Родной язык, Литературное чтение на родном языке, Математика, Окружающий мир, Музыка, Изобразительное искусство, Труд (технология), Физическая культура) происходит в соответствии с Положением о системе оценивания образовательных достижений обучающихся в условиях безотметочного обучения. Критерии оценивания определяются учителем совместно с обучающимися, при этом критерии определяются однозначно и предельно четко. Система контроля в 1 классе предполагает разделение мероприятий по субъектам контрольно-оценочной деятельности на: внешний контроль, осуществляемый педагогами и/или одноклассниками (взаимоконтроль, взаимооценка) внутренний (рефлексивный) контроль, осуществляемый обучающимися и обращенный на понимание принципов построения и осуществления собственной деятельности, определение обучающимся границ своего знания/незнания, своих потенциальных возможностей (самоконтроль, самооценка). Текущий контроль успеваемости обучающихся 1 класса включает оценивание устных и письменных работ обучающихся. При оценивании устных работ применяются следующие приемы: № Форма контроля Прием оценивания 1 1. устный на уроке ответ поощрительные высказывания аплодисменты жетоны система жестов-сигналов, подаваемых обучающимися, используемая учителем в качестве средств обратной связи - и др. - поощрительные высказывания аплодисменты жетоны система жестов-сигналов, подаваемых обучающимися, используемая учителем в качестве средств обратной связи оценивание по критериям, включающим точное знание текста, выразительность, эмоциональность, соответствие орфоэпическим нормам и т.п. 3. пересказ поощрительные высказывания аплодисменты жетоны система жестов-сигналов, подаваемых обучающимися, используемая учителем в качестве средств обратной связи оценивание по критериям, включающим: 1) самостоятельность пересказа 2) последовательность передачи событий текста 3) полнота передачи информации (не упуская главное) 4) правильная речь (отсутствие речевых ошибок) 4. проверка Комплексная система оценки, техники чтения включающая следующие показатели: -способ чтения -темп чтения -правильность чтения -выразительность чтения -осознанность чтения Сформированность каждого показателя оценивается в баллах, определяется уровень овладения техникой чтения. Проверка техники чтения: 2. чтение наизусть 2 Показатель Способ чтения Правильность чтения Баллы Критерии Слог 0 Слог-слово 1 Слово 2 Допустил ошибки от от Допустил ошибки 4 1 и более ош. до 3 ош. 1 2 Читают без ошибок Выразительность Читает монотонно, без пауз и логических чтения ударений Осознанность чтения 0 0 Интонирует конец предложения, выделяет смысловые части, но читает без эмоций 1 Читает эмоционально, выделяя смысловые части внутри предложения, делает логические ударения 2 Не может передать содержание прочитанного 0 Пересказывает текст по вопросам учителя 1 Пересказывает текст самостоятельно 2 Темп чтения в 1 классе оценивается по следующим критериям: I полугодие: 31 слово и более – 3 балла, от 21 до 30 слов – 2 балла, от 11до 20 слов – 1 балл, от 0 до 10 слов – 0 баллов. II полугодие: 41 слово и более – 3 балла, от 31 до 40 слов – 2 балла, от 21до 30 слов – 1 балл, от 0 до 20 слов – 0 баллов. Уровни овладения техникой чтения: Высокий от 10 до 11 баллов Повышенный от 8 до 9 баллов Базовый от 6 до 7 баллов Ниже базового от 0 до 5 баллов Для текущего контроля письменных работ используются следующие формы контроля: диктант (в том числе словарный диктант, математический диктант и т.п.); списывание; письмо по памяти; комбинированная контрольная работа; 3 контрольная работа; тестирование (в том числе тест, тестовая работа, тестирование уровня физической подготовленности); проверочная работа; самостоятельная работа; практическая работа; комплексная работа; выполнение нормативов по физической культуре; выполнение физических упражнений. 2-4 КЛАСС РУССКИЙ ЯЗЫК Формы контроля: устный опрос, диктант, грамматические задания, контрольное списывание, контрольная работа, проверочная работа, тестовая работа, комбинированная работа, словарный диктант. Оценивание устных ответов обучающихся Устный опрос является одним из основных способов учета знаний обучающихся по русскому языку. Отметка «5» ставится, если ученик полно, логично излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий, обнаруживает понимание материала, может применить знания на практике, привести необходимые примеры. Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет и 1-2 недочета в последовательности изложения материала. Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основного материала данной темы, но излагает материал неполно, допускает неточности в определении понятий, правил, не может достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести примеры, ответ осуществляется по наводящим вопросам, имеются отдельные нарушения в логике изложения материала. Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части основного материала данной темы, не раскрывает обсуждаемый вопрос, допускает ошибки в определении понятий и правил, отсутствует полнота и логика изложения учебного материала. Отметка «0» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала. Отметка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, 4 если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике. При оценивании устных ответов может применяться накопительная система оценивания, когда за сумму правильных устных ответов, данных учеником на протяжении урока или нескольких уроков выдаются жетоны, которые суммируются и обмениваются на отметки по пятибалльной шкале. Оценивание диктантов Диктант – одна из основных форм проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Если текст имеет слова на не изученные к данному моменту правила, то эти слова заранее выписываются на доске (проговариваются учителем). Объем диктанта устанавливается: для 1 класса – 15-17 слов, для 2 класса – 25-35 слов (1, 2 четверти) и 35-52 слова (3, 4 четверти), для 3 класса – 45-53 слова (1,2 четверти) и 53-73 слова (3,4 четверти), для 4 класса – 58-77 слов (1, 2 четверти) и 77-93 слова (3, 4 четверти). (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.) При оценивании диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки: 1) На правила, которые не включены в программу 1-4 класса, на еще не изученные правила; 2) В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа; При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки: 1) Отсутствие знаков препинания в конце предложения, если начало следующего предложения написано с большой буквы; 2) Отсутствие красной строки; 3) Замена е/ѐ, и/й. Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических и фонетических особенностях данного слова: 1) Окончания существительных, прилагательных, глаголов; 2) Жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн; 5 3) Ь как показатель мягкости согласных; 4) Разделительные Ь и Ъ; 5) Ь после шипящих; 6) Гласные после щипящих. Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое слово или его форму: орфограммы корня (безударные гласные, парные согласные, непроизносимые согласные). Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Примечание. Если в одном слове с непроверяемым написанием допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку. Диктант оценивается одной отметкой. Отметка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой ошибки, при этом возможно 1-2 аккуратных исправления. Отметка «4» выставляется при наличии в диктанте до 2-х орфографических и до 2-х пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок, при этом возможно 3 аккуратных исправления. Отметка «3» выставляется за диктант, в котором допущены до 5 орфографических и до 2 пунктуационных ошибок. Отметка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 8 и более орфографических и до 4 и более пунктуационных ошибок. Отметка «0» 0%; ученик не приступил к выполнению заданий; ученик не сдал работу. Оценивание грамматических заданий Грамматические задания оцениваются следующим образом: сначала оценивается выполнение всех предложенных заданий, определяется сумма баллов, набранная учащимися по всем заданиям, и переводится в процентное отношение к максимально возможному количеству баллов, выставляемому за работу. Отметка «5» ставится за 95-100% выполнение работы. Отметка «4» ставится за 75-94% выполнение работы. Отметка «3» ставится за 50-74% выполнение работы. Отметка «2» ставится за выполнение работы от 1-49 %. Отметка «0» 0%; ученик не приступил к выполнению заданий; ученик не сдал работу. 6 Оценивание словарного диктанта Словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 2 класса – 8-10 слов, для 3 класса -10-12 слов, для 4 класса – 12-15 слов. Отметка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок. Отметка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1 ошибку и 1 исправление или 2 ошибки без исправлений. Отметка «3» ставится за диктант, в котором допущено 2 ошибки и 1 исправление или 3 ошибки без исправлений. Отметка «2» ставится за диктант, в котором допущено от 4 и более ошибок. Отметка «0» 0%; ученик не приступил к выполнению заданий; ученик не сдал работу. Оценивание контрольного списывания Контрольное списывание – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста. Отметка «5» ставится за безошибочную работу, допускается 1 аккуратное исправление. Отметка «4» ставится за работу, в которой допущена 1 ошибка, допускается 1-2 аккуратных исправления. Отметка «3» ставится за работу, в которой допущены 2 ошибки, допускается 1-2 аккуратных исправления. Отметка «2» ставится за работу, в которой допущены 3 и более ошибок. Отметка «0» 0%; ученик не приступил к выполнению заданий; ученик не сдал работу. Оценивание тестовых работ Тестовая работа – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях. Тестовые работы оцениваются следующим образом: сначала оценивается выполнение всех предложенных заданий, определяется сумма баллов, набранная учащимися по всем заданиям, и переводится в процентное отношение к максимально возможному количеству баллов, выставляемому за работу. Отметка «5» ставится за 95-100% выполнение работы. Отметка «4» ставится за 75-94% выполнение работы. 7 Отметка «3» ставится за 50-74% выполнение работы. Отметка «2» ставится за выполнение работы от 1-49 %. Отметка «0» 0%; ученик не приступил к выполнению заданий; ученик не сдал работу. Оценивание комбинированных, контрольных, проверочных работ Комбинированные, контрольные, проверочные работы необходимы для определения актуального развития ребѐнка, оценивание приобретѐнных знаний и умений по теме, разделу учебной программы. Данный вид работ оценивается следующим образом: сначала оценивается выполнение всех предложенных заданий, определяется сумма баллов, набранная учащимися по всем заданиям, и переводится в процентное отношение к максимально возможному количеству баллов, выставляемому за работу. Отметка «5» ставится за 95-100% выполнение работы. Отметка «4» ставится за 75-94% выполнение работы. Отметка «3» ставится за 50-74% выполнение работы. Отметка «2» ставится за выполнение работы от 1-49 %. Отметка «0» 0%; ученик не приступил к выполнению заданий; ученик не сдал работу. ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ Формы контроля: устный опрос, проверка техники чтения, чтение наизусть, чтение по ролям, пересказ, проверочная работа, тестовая работа, комбинированная работа. Оценивание устных ответов обучающихся При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями: знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения, умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения, знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно, владение монологической литературной речью, умение логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст. Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение 8 привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью. Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе. Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса. Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка или ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала. Отметка «0» 0%; ученик не приступил к выполнению заданий; ученик не сдал работу. Отметка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике. При оценивании устных ответов может применяться накопительная система оценивания, когда за сумму правильных устных ответов, данных учеником на протяжении урока или нескольких уроков выдаются жетоны, которые суммируются и обмениваются на отметки по пятибалльной шкале. Проверка техники чтения Проверка навыка чтения проводится в соответствии с планом контроля, при выставлении отметки учитываются следующие критерии: способ чтения, 9 темп чтения, правильность, выразительность, осознанность. За каждый критерий при проверке выставляются баллы, отметка определяется по сумме баллов. Баллы Показатель Критерии Способ чтения Правильность чтения Слог 0 Слог-слово 1 Слово 2 Допустил ошибки Допустил ошибки от от 4 1 и более ош. до 3 ош. Читают без ошибок Выразительность Читает монотонно, без пауз и логических чтения ударений Осознанность чтения 0 1 2 0 Интонирует конец предложения, выделяет смысловые части, но читает без эмоций 1 Читает эмоционально, выделяя смысловые части внутри предложения, делает логические ударения 2 Не может передать содержание прочитанного 0 Пересказывает текст по вопросам учителя 1 Пересказывает текст самостоятельно 2 Темп чтения в начальной школе оценивается по следующим критериям 2 класс I полугодие: 61 слово и более – 3 балла, от 51 до 60 слов – 2 балла, от 41до 50 слов – 1 балл, от 0 до 40 слов – 0 баллов. II полугодие: 71 слово и более – 3 балла, от 61 до 70 слов – 2 балла, от 51до 60 слов – 1 балл, от 0 до 50 слов – 0 баллов. 3 класс I полугодие: 81 слово и более – 3 балла, от 71 до 80 слов – 2 балла, от 61до 70 слов – 1 балл, от 0 до 60 слов – 0 баллов. II полугодие: 91 слово и более – 3 балла, от 81 до 90 слов – 2 балла, от 71до 80 слов – 1 балл, от 0 до 70 слов – 0 баллов. 4 класс I полугодие: 101 слово и более – 3 балла, от 91 до 100 слов – 2 балла, от 81до 90 слов – 1 балл, от 0 до 80 слов – 0 баллов. 10 II полугодие: 111 слово и более – 3 балла, от 101 до 110 слов – 2 балла, от 91до 100 слов – 1 балл, от 0 до 90 слов – 0 баллов. Отметка «5» ставится, если учащийся набрал в сумме 10 – 11 баллов Отметка «4» ставится, если учащийся набрал в сумме 8 – 9 баллов Отметка «3» ставится, если учащийся набрал в сумме 6 – 7 баллов Отметка «2» ставится, если учащийся набрал в сумме 0 – 5 баллов Оценивание чтения наизусть Объѐм для заучивания наизусть: 2 класс – 8-10 стихотворений по рекомендации учителя или по выбору ученика, 3 класс - 10-12 стихотворений по рекомендации учителя или по выбору ученика, 4 класс - не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы. Отметка «5» ставится, если ученик твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает. Отметка «4» ставится, если ученик знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности, интонирует конец предложений, но читает без эмоций. Отметка «3» ставится, если ученик читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста, читает монотонно. Отметка «2» ставится, если ученик нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст Отметка «0» ставится, если ученик не воспроизводит текст. Оценивание выразительного чтения К выразительному чтению произведения предъявляются следующие требования: -правильная постановка логического ударения, -соблюдение пауз, -правильный выбор темпа, -соблюдение нужной интонации, -безошибочное чтение. Объѐм прочитанного на оценку должен быть не менее: во 2 классе - ¼ страницы, в 3 классе - 1/3 страницы, в 4 классе - ½ страницы учебной книги для чтения. Отметка «5» - выполнены правильно все требования. Отметка «4» - не соблюдены 1-2 требования. Отметка «3» -допущены ошибки по 3 требованиям. Отметка «2» - допущены ошибки по 4 требованиям. Отметка «0» – допущены ошибки по всем требованиям 11 Оценивание чтения по ролям К выразительному чтению произведения предъявляются следующие требования: -своевременно начинать читать свои слова, -подбирать правильную интонацию, -читать безошибочно, -читать выразительно Отметка «5» - выполнены все требования. Отметка «4» – не выполняется 1 требование. Отметка «3» – не выполняются 2 требования. Отметка «2» – не выполняются 3 требования. Отметка «0» – допущены ошибки по всем требованиям. Оценивание пересказа Пересказ бывает следующих видов: выборочный, подробный и краткий. Цель подробного пересказа: научить ребенка по образцовому тексту создать свой собственный. Краткий пересказ помогает научиться сокращать текст, сохраняя замысел автора. Выборочный пересказ учить отбирать материал в зависимости от цели высказывания, сохраняя авторский язык и замысел. К пересказу предъявляются следующие требования: - самостоятельность пересказа - последовательность передачи событий текста - полнота передачи информации (не упуская главное) - правильная речь (отсутствие речевых ошибок) Отметка «5» ставится, если ученик пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), не допускает речевых ошибок. Отметка «4» ставится, если ученик допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их. Отметка «3» ставится, если ученик пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки. Отметка «2» ставится, если ученик может передать только отдельные разрозненные фрагменты содержания прочитанного. Отметка «0» ставится, если ученик не может передать содержания прочитанного. Оценивание тестовых, комплексных, проверочных и контрольных работ Тестовые, комплексные, проверочные и контрольные работы необходимы для определения актуального развития ребѐнка, оценивание приобретѐнных знаний и умений по теме, разделу учебной программы. 12 Данный вид работ оценивается следующим образом: сначала оценивается выполнение всех предложенных заданий, определяется сумма баллов, набранная учащимися по всем заданиям, и переводится в процентное отношение к максимально возможному количеству баллов, выставляемому за работу. Отметка «5» ставится за 95-100% выполнение работы. Отметка «4» ставится за 75-94% выполнение работы. Отметка «3» ставится за 50-74% выполнение работы. Отметка «2» ставится за выполнение работы от 1-49 %. Отметка «0» 0%; ученик не приступил к выполнению заданий; ученик не сдал работу. ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК Формы контроля: диктант (буквенный, словарный); контрольное списывание; развѐрнутое монологическое высказывание по плану на английском языке; чтение текста на английском языке (с пониманием основного содержания); чтение наизусть (стихи); комбинированная контрольная работа; лексико-грамматический текст; аудирование; выполнение домашних заданий (лексико-грамматические упражнения; чтение наизусть (стихи); развѐрнутое монологическое высказывание; написание личного письма с опорой на образец (2-3 класс) / без опоры на образец (4 класс); чтение текста с полным пониманием прочитанного) Диктант (буквенный, словарный) 1) Словарный диктант: (диктант-перевод, диктант по определениям, диктант по синонимам или антонимам, диктант по картинкам). Количество слов: 2 класс 3 класс 4 класс 5 10 10 Критерии: правильно подобранное слово, орфографическое оформление. Количество % правильно Отметка ошибок выполненного задания 13 0-1 90-100% 5 2-3 80-89% 4 4-5 50-79% 3 6 и более менее 50% 2 Отметка «5» ставится в том случае, если диктант написан практически без ошибок, допущена 1 незначительная орфографическая ошибка в написании слова; Отметка «4» ставится в том случае, если допущены 2-3 ошибки, в том числе присутствует неправильное написание букв; Отметка «3» ставится, если допущены 4-5 ошибок; Отметка «2» ставится, если допущены многочисленные грамматические и орфографические ошибки, затрудняющие понимание написанного текста. Контрольное списывание Отметка «5» ставится, если текст списан без ошибок, соблюдено правильное написание букв; Отметка «4» ставится, если присутствуют 1-2 ошибки в написании слов, в том числе имеются исправления; Отметка «3» ставится, если допущены 2-3 ошибки и / или присутствуют многочисленные исправления; Отметка «2» ставится в случае, если допущено более 3-х ошибок. Развѐрнутое монологическое высказывание по плану на английском языке Объѐм высказывания 2 класс 3-4 предложения 3 класс 4-5 предложений 4 класс 5-6 предложений Отметка «5» ставится в том случае, если общение осуществилось, высказывания учащихся соответствовали поставленной коммуникативной задаче и при этом их устная речь полностью соответствовала нормам иностранного языка в пределах программных требований для данного класса. 14 Отметка «4» ставится в том случае если, если общение осуществилось, высказывания учащихся соответствовали поставленной коммуникативной задаче и при этом учащиеся выразили свои мысли на иностранном языке с незначительными отклонениями от языковых норм, а в остальном их устная речь соответствовала нормам иностранного языка в пределах программных требований для данного класса. Отметка «3» ставится в том случае если, если общение осуществилось, высказывания учащихся соответствовали поставленной коммуникативной задаче и при этом учащиеся выразили свои мысли на иностранном языке с отклонениями от языковых норм, не мешающими, понять содержание сказанного. Отметка «2» ставится в том случае если, если общение не осуществилось, или высказывания учащихся не соответствовали поставленной коммуникативной задаче, учащиеся слабо усвоили пройденный языковой материал и выразили свои мысли на иностранном языке с такими отклонениями от языковых норм, которые не позволяют понять содержание большей части сказанного. Чтение текста на английском языке (с пониманием основного содержания) Отметка «5» ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом учащиеся полностью поняли и осмыслили содержание прочитанного иноязычного текста в объеме, предусмотренном заданием, чтение учащихся соответствовало программным требованиям для данного класса. Отметка «4» ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом учащиеся поняли и осмыслили содержание прочитанного иноязычного текста за исключением деталей и частностей, не влияющих на понимание этого текста, в объеме, предусмотренном заданием, чтение учащихся соответствовало программным требованиям для данного класса. Отметка «3» ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом учащиеся поняли и осмыслили главную идею прочитанного иноязычного текста в объеме, предусмотренном заданием, чтение учащихся в основном соответствует программным требованиям для данного класса. Отметка «2» ставится в том случае, если коммуникативная задача не решена – учащиеся не поняли содержание прочитанного иноязычного текста в объеме, предусмотренном заданием, и чтение учащихся не соответствовало программным требованиям для данного класса. 15 Чтение наизусть (стихи) Отметка «5» ставится в том случае, если соблюдены правильность произношения и речевые нормы английского языка, учащийся демонстрирует твѐрдое знание текста произведения и умение выразить свое восприятие произведения (выразительность при исполнении произведения). Отметка «4» ставится в том случае, если допускается 1 заминка, не соблюдены правильность произношения (1-2 ошибки в воспроизведении фонем) и постановка логического ударения (1-2 ошибки). Отметка «3» ставится, если учащийся демонстрирует нетвѐрдое знание текста произведения, не соблюдает нормы произношения звуков английского языка и интонации (допущено более 3 ошибок). Отметка «2» ставится в случае многочисленных ошибок при воспроизведении стихотворения. Письменные работы (комбинированная контрольная работа; лексико-грамматический текст) За письменные контрольные работы Отметка вычисляется исходя из процента правильных ответов, с учѐтом оценивания «выполнение / невыполнение» каждого задания в 1 балл: Виды работ /отметки «5» «4» «3» «2» Комбинированная контрольная работа 95% 100% Лексикограмматический 80% 100% тест 75% - 94% – 60% – 79% 50% - 74% 0% - 49% 40% – 59% 0% - 39% Аудирование Отметка «5» ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом учащиеся полностью поняли содержание иноязычной речи, соответствующей программным требованиям для каждого класса. Отметка «4» ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом учащиеся поняли содержание иноязычной речи, соответствующей программным требованиям для данного класса, за исключением отдельных подробностей, не влияющих на понимание содержания услышанного в целом. 16 Отметка «3» ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом учащиеся поняли только основной смысл иноязычной речи, соответствующей программным требованиям для данного класса. Отметка «2» ставится в том случае, если учащиеся не поняли смысл иноязычной речи, соответствующей программным требованиям для данного класса. Написание личного письма «5» «4» «3» «2» 17 Задание выполнено полностью: 1. Правильно написаны обращение, завершающая фраза и подпись. 2. Есть благодарность, выражена надежда на будущие контакты. 3. Использован ы разнообразная лексика и грамматические структуры, соответствующие поставленной коммуникативной задаче (допускается не более 2 языковых ошибок, не затрудняющи х понимания текста). Задание выполнено: 1. Есть 1–2 нарушения в стилевом оформлении письма, И/ИЛИ отсутствует благодарность, упоминание о будущих контактах 2. Текст логично выстроен и разделѐн на абзацы, правильно использованы языковые средства для передачи логической связи, оформление текста соответствует нормам письменного этикета. Имеются языковые ошибки, не затрудняющие понимания текста (допускается не более 4 негрубых ошибок) языковых ошибок). 3.Используются лексические единицы и грамматические структуры только элементарного Задание выполнено частично: 1.Имеется более 2 нарушений в стилевом оформлении письма и в соблюдении норм вежливост и. 2.Текст в основном логично выстроен, НО имеются недостатки (1–2) при использовании средств логической связи. 3.Имеются языковые ошибки, не затрудняющие понимания текста (допускается не более 5 негрубых языковых ошибок) И/ИЛИ допущены языковые ошибки, которые затрудняют понимание текста (не более 1–2 грубых ошибок). Задание не выполнено: 1. Текст письма не соответствует требуемому объѐму. 2.Текст выстроен нелогично, допу-щены многочисленные ошибки в структурном оформлении текста письма, ИЛИ оформление текста не соответствует нормам письменного этикета, принятого в стране изучаемого языка. 3. Допущены многочисленные языковые ошибки, которые затрудняют понимание текста. 4. Допущены многочисленные орфографически е и пунктуационные ошибки, И/ИЛИ допущены ошибки, 18 4.Допущенные орфо- которые затрудняют понимание текста. 19 уровня. 4.Орфографические и пунктуационные ошибки практически отсутствуют (допускается не более 2 ошибок, не затрудняющих понимания текста). графические и пунктуационные ошибки не затрудняют понимания текста (допускается не более 3–4 ошибок). МАТЕМАТИКА Формы контроля: устный ответ на уроке, математический диктант, устные вычисления на время, комбинированная контрольная работа, тестовая работа, проверочная работа и самостоятельная работа. Оценивание устных ответов В основу оценивания устного ответа обучающихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота. К ошибкам относятся: неправильный ответ на поставленный вопрос, неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя, при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения. К недочетам относятся: неточный или неполный ответ на поставленный вопрос, при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его, неумение точно сформулировать ответ решенной задачи, медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника, неправильное произношение математических терминов. Отметка «5» ставится, если ученик: полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником, изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику, отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов, которые ученик легко исправил по замечанию учителя. 20 Отметка «4» ставится, если ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков, в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа, допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя, допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов, легко исправленные по замечанию учителя. Отметка «3» ставится в следующих случаях: неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя, ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме, при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков. Отметка «2» ставится в следующих случаях: не раскрыто основное содержание учебного материала, обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала, допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя. Отметка «0» ставится, если ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу. Отметка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике. При оценивании устных ответов может применяться накопительная система оценивания, когда за сумму правильных устных ответов, данных учеником на протяжении урока или нескольких уроков выдаются жетоны, которые суммируются и обмениваются на отметки по пятибалльной шкале. Оценивание устных вычислений (на время) и математических диктантов 21 Устные вычисления на время и математические диктанты используют с целью проверки усвоения детьми математических понятий, сформированности их вычислительных навыков. Время выполнения этого вида работ — от 5 до 15 минут. Отметка «5» ставится, если вся работа выполнена безошибочно. Отметка «4» ставится, если допущено 1-2 ошибки. Отметка «3» ставится, если допущено 3-4 ошибки. Отметка «2» ставится, если допущено 5 и более ошибок. Отметка «0» 0%; ученик не приступил к выполнению заданий; ученик не сдал работу. Оценивание комбинированных, контрольных, тестовых, проверочных и самостоятельных работ Комбинированные, контрольные, тестовые, проверочные и самостоятельные работы необходимы для определения актуального развития ребѐнка, оценивание приобретѐнных знаний и умений по теме, разделу учебной программы. Данный вид работ оценивается следующим образом: сначала оценивается выполнение всех предложенных заданий, определяется сумма баллов, набранная учащимися по всем заданиям, и переводится в процентное отношение к максимально возможному количеству баллов, выставляемому за работу. Отметка «5» ставится за 95-100% выполнение работы. Отметка «4» ставится за 75-94% выполнение работы. Отметка «3» ставится за 50-74% выполнение работы. Отметка «2» ставится за выполнение работы от 1-49 %. Отметка «0» 0%; ученик не приступил к выполнению заданий; ученик не сдал работу. ОКРУЖАЮЩИЙ МИР Формы контроля: устный опрос, практическая работа, проверочная работа, тестовая работа, контрольная работа. Оценивание устных ответов Устный опрос - проверка знания фактов учебного материала, умения обучающихся классифицировать, сравнивать объекты окружающей действительности, делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительной литературы. Отметка «5» ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе и результаты 22 практических работ (в пределах программы), устанавливает связи между объектами и явлениями природы, между природой и человеком, умеет ориентироваться в тексте учебника и находить правильные ответы, даѐт полные ответы на поставленные вопросы. Отметка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, в использовании отдельных терминов. При указании на них учителем все эти недочѐты ученик легко исправляет сам. Отметка «3» ставится ученику, если он усвоил учебный материал, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, результаты практических работ, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, между природой и человеком, но может с помощью учителя исправить перечисленные недочѐты, ориентируясь в тексте учебника с помощью учителя. Отметка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала. Отметка «0» 0%; ученик не приступил к выполнению заданий; ученик не сдал работу. Отметка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике. При оценивании устных ответов может применяться накопительная система оценивания, когда за сумму правильных устных ответов, данных учеником на протяжении урока или нескольких уроков выдаются жетоны, которые суммируются и обмениваются на отметки по пятибалльной шкале. Оценивание практических работ Практическая работа помогает понять степень освоения учащимися способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др.), развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире. Программой курса предусмотрены практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием. 23 Отметка «5» ставится, если ученик правильно определяет задачу работы, правильно выполняет необходимые действия, осмысленно и чѐтко описывает свои действия и наблюдения, правильно формулирует выводы. Отметка «4» ставится, если ученик правильно определяет задачу, работы, при выполнении работы допускает незначительные ошибки. В целом осмысленно и чѐтко описывает свои действия и наблюдения. Но допускает неточность, правильно формулирует выводы. Отметка «3» ставится, если ученик допустил неточность в определении задачи работы, допускает существенные ошибки при выполнении работы, неточность и ошибки при описании своих действий и наблюдений, формулировании выводов. Отметка «2» ставится, если ученик не может определить задачу работы, допускает существенные ошибки при выполнении работы, не может сформулировать выводы. Отметка «0» 0%; ученик не приступил к выполнению заданий; ученик не сдал работу. Оценивание контрольных, тестовых, проверочных работ Контрольные, тестовые и проверочные работы включают задания, в которых ученик должен продемонстрировать разные виды учебных умений. В письменных проверочных работах по предмету окружающий мир орфографические ошибки не учитываются. Данный вид работ оценивается следующим образом: сначала оценивается выполнение всех предложенных заданий, определяется сумма баллов, набранная учащимися по всем заданиям, и переводится в процентное отношение к максимально возможному количеству баллов, выставляемому за работу. Отметка «5» ставится за 95-100% выполнение работы. Отметка «4» ставится за 75-94% выполнение работы. Отметка «3» ставится за 50-74% выполнение работы. Отметка «2» ставится за выполнение работы от 1-49 %. Отметка «0» 0%; ученик не приступил к выполнению заданий; ученик не сдал работу. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ Формы контроля: устный ответ на уроке, диагностическая работа, защита творческих работ. По курсу «Основы религиозных культур и светской этики» используется безотметочное обучение, в котором отсутствует пятибалльная 24 форма отметки как форма количественного выражения результата оценочной деятельности, а присутствует качественная оценка, оценивание образовательных достижений обучающихся происходит в соответствии с Положением о системе оценивания образовательных достижений обучающихся в условиях безотметочного обучения. Целью введения безотметочного обучения является поиск подхода к оцениванию, который позволит устранить негативные моменты в обучении, будет способствовать гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении. Никакому оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия и т. д.). Основными показателями развития обучающихся 4-х классов по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» являются: учебно-познавательный интерес, самостоятельность суждений. Содержательный контроль и оценка знаний и умений обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики развития обучающихся (от начала изучения курса к концу) с учетом личностных особенностей и индивидуальных успехов и не допускает сравнения его с другими детьми. Осуществление информативной и регулируемой обратной связи с учащимися должно быть ориентировано на успех, содействовать становлению и развитию самооценки. Оценивание должно быть направлено на эффективное обучение и научение ребенка. Оценивание устных ответов Оцениванию подлежат индивидуальные учебные достижения обучающихся (сравнение сегодняшних достижений с его собственными вчерашними достижениями). Положительно оценивается каждый удавшийся шаг ребенка, попытка (даже неудачная) самостоятельно найти ответ на вопрос. Необходимо поощрять любое проявление инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос, поработать у доски. Поощрять, не боясь перехвалить. Учить детей осуществлять самоконтроль: сравнивать свою работу с образцом, находить ошибки устанавливать их причины, самому вносить исправления. Нельзя при неправильном ответе ученика говорить «не думал», «не старался», «неверно». Допускаются реплики: «ты так думаешь», «это твое мнение», «давай послушаем других» и т. д. Оценивание диагностических работ Система оценки результатов усвоения комплексного учебного курса Основы религиозных культур и светской этики исключает систему балльного (отметочного) оценивания. Не допускается использование любой знаковой 25 символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышка и пр.). Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Отметки не выставляются. Оценка творческих работ При оценивании достижений обучающихся при изучении курса основ религиозных культур и светской этики используется качественная взаимооценка в виде создания и презентации творческих проектов. Результаты подготовки и зашиты творческих продуктов и проектов могут учитываться при формировании портфолио обучающихся. Все итоговые работы выполняются с учетом общих задач курса и с выходом на диалог культур и традиции многонационального народа России. Защита работ осуществляется на общеклассных мероприятиях. МУЗЫКА Формы контроля: анализ музыкальных произведений (устно); музыкальные викторины, контрольные и тестовые работы (письменно). Оценивание устного анализа музыкальных произведений Отметка «5»: обучающийся правильно излагает изученный материал; анализирует произведения музыки, живописи, графики, архитектуры, скульптуры; выделяет особенности образного языка; знает основные этапы развития и истории музыки, архитектуры, живописи и т.д., тенденции современного искусства. Отметка «4»: обучающийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера. Отметка «3»: обучающийся слабо справляется с поставленным вопросом; допускает неточности в изложении изученного материала. Отметка «2»: обучающийся допускает грубые ошибки в ответе, не справляется с поставленной целью урока. Отметка «0»: обучающийся отказывается отвечать. Оценивание музыкальной викторины (письменно) Отметка «5»: все музыкальные номера определены верно; Отметка «4»: два музыкальных произведения названы не верно; Отметка «3»: четыре музыкальных номера не определены; Отметка «2»: пять музыкальных номеров не названы; Отметка «0» 0%; ученик не приступил к выполнению заданий; ученик не сдал работу. 26 Оценивание тестовой и контрольной работы Данный вид работ оценивается следующим образом: сначала оценивается выполнение всех предложенных заданий, определяется сумма баллов, набранная учащимися по всем заданиям, и переводится в процентное отношение к максимально возможному количеству баллов, выставляемому за работу. Отметка «5» при выполнении 85-100% объѐма работы Отметка «4» при выполнении 65-84% объѐма работы Отметка «3» при выполнении 45 - 64% объѐма работы Отметка «2» при выполнении 0 - 44 % объѐма работы Отметка «0» 0%; ученик не приступил к выполнению заданий; ученик не сдал работу. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Формы контроля: устный опрос, контрольная работа, тестирование, практическая работа, творческая работа. Оценивание устных ответов обучающихся Отметка «5» ставится, если ученик: - Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объѐма программного материала. - Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главное, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать выводы. Последовательно, чѐтко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. - Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания; допускает не более одного недочѐта, который легко исправляет по требованию учителя. Отметка «4» ставится, если ученик: - Показывает знания всего изученного программного материала; допускает незначительные ошибки и недочѐты при воспроизведении изученного материала; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи учителя; подтверждает ответ конкретными 27 примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Умеет самостоятельно выделять главное в изученном материале; на основании фактов и примеров делать выводы, соблюдать основные правила культуры устной речи, использовать термины. Отметка «3» ставится, если ученик: -Усвоил основное содержание учебного материала, но имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; - Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; - Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы аргументирует слабо, допускает в них ошибки. - Допустил ошибки и неточности в использовании терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; -Отвечает на вопросы учителя неполно с ошибками (упуская основное). Отметка «2» ставится, если ученик: - Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; - Не делает выводов; - Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; -Имеет слабо сформированные и неполные знания; -При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя. Отметка «0» 0%; ученик не приступил к выполнению заданий; ученик не сдал работу. Оценивание контрольных и тестовых работ Данный вид работ оценивается следующим образом: сначала оценивается выполнение всех предложенных заданий, определяется сумма баллов, набранная учащимися по всем заданиям, и переводится в процентное отношение к максимально возможному количеству баллов, выставляемому за работу. Отметка «5» ставится за 90-100% выполнение работы. Отметка «4» ставится за 70-89% выполнение работы. Отметка «3» ставится за 50-69% выполнение работы. Отметка «2» ставится за 0-49 % выполнение работы. Отметка «0» 0%; ученик не приступил к выполнению заданий; ученик не сдал работу. Оценивание практических, творческих работ Контроль осуществляется по следующим параметрам: 28 -степень самостоятельности учащихся при выполнении заданий; -характер деятельности (репродуктивная, творческая); -качество выполняемых работ. Отметка «5» ставится, если ученик: - полностью справляется с поставленной целью урока; - умеет применить полученные знания на практике; - верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; - умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное; - полностью овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их изображениям и твердо знает изученные правила и условности изображений; - вполне самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет творческую работу, соблюдая все правила композиции, цветового решения, форму предмета и т.д.; - не делает ошибок в изображениях, но допускает незначительные неточности; - может интегрировать знания из различных разделов для решения поставленной задачи; - правильно применяет приемы и изученные техники рисования; - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески; - уровень художественной грамотности вполне соответствует этапу обучения; - учебная задача по методу полностью выполнена. Отметка «4» ставится, если ученик: - полностью овладел программным материалом; - гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; - умеет подметить, но не совсем точно передаѐт в изображении наиболее характерное; - при выполнении рисунка испытывает небольшие затруднения в передаче света, тени, полутени и т.д.; - при выполнении рисунка и творческих работ допускает ошибки второстепенного характера, которые исправляет после замечаний учителя и устраняет самостоятельно без дополнительных пояснений; - работа выполнена в заданное время, самостоятельно; - уровень художественной грамотности соответствует этапу обучения (допускаются незначительные отклонения); учебная задача выполнена. 29 Отметка «3» ставится, если ученик: - слабо справляется с поставленной целью урока; - основной программный материал знает не твердо, но большинство изученных условностей изображений усвоил; - обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет, но несвоевременно; - в рисунке допускает существенные ошибки, которые исправляет по указанию и помощью учителя; - владеет знаниями из различных разделов, но испытывает затруднения в их практическом применении при выполнении рисунка; - понимает последовательность создания рисунка, но допускает отдельные ошибки; - работа не выполнена в заданное время, с нарушением технологической последовательности; - уровень художественной грамотности в основном соответствует этапу обучения; - учебная задача по методу в основном выполнена (или выполнена не полностью). Отметка «2» ставится, если ученик: - не справляется с поставленной целью урока; - не умеет применить полученные знания на практике; - допускает существенные ошибки в рисунке, которые не может исправить даже с помощью учителя. - не знает основных элементов процесса рисования; - уровень художественной грамотности не соответствует этапу обучения; - учебная задача в заданное время не выполнена (или выполнена не полностью). Отметка «0» ставится, если ученик: - не справляется с поставленной целью урока; - обнаруживает полное незнание учебного материала; - работа не выполнена; - уровень художественной грамотности не может быть оценен, поскольку учебная задача сознательно не выполнялась. ТЕХНОЛОГИЯ Формы контроля: устный опрос, практическая работа, проверочная работа, тестовая работа, контрольная работа. 30 Оценивание устных ответов Устный опрос - проверка знания фактов учебного материала, умения обучающихся классифицировать, сравнивать объекты окружающей действительности, делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительной литературы. Отметка «5» ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения и результаты практических работ (в пределах программы), устанавливает связи между объектами, между природой и человеком, умеет ориентироваться в тексте учебника и находить правильные ответы, даѐт полные ответы на поставленные вопросы. Отметка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, в использовании отдельных терминов. При указании на них учителем все эти недочѐты ученик легко исправляет сам. Отметка «3» ставится ученику, если он усвоил учебный материал, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений, результаты практических работ, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами, между природой и человеком, но может с помощью учителя исправить перечисленные недочѐты, ориентируясь в тексте учебника с помощью учителя. Отметка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала. Отметка «0» 0%; ученик не приступил к выполнению заданий; ученик не сдал работу. Отметка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике. При оценивании устных ответов может применяться накопительная система оценивания, когда за сумму правильных устных ответов, данных учеником на протяжении урока или нескольких уроков выдаются жетоны, которые суммируются и обмениваются на отметки по пятибалльной шкале. Оценивание практических работ В ходе практической деятельности, на каждом этапе работы над объектом производится контроль применения теории на практике. В случае 31 необходимости, производится повторный контроль усвоения теоретического материала. Отметка «5» ставится, если работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, в соответствии с образцом, качественно и творчески. Отметка «4» ставится, если работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный. Отметка «3» ставится, если работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонениями от образца (если не было на то установки); изделие оформлено небрежно или не закончено в срок. Отметка «2» ставится, если ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид. Отметка «0» 0%; ученик не приступил к выполнению заданий; ученик не сдал работу. Оценка контрольных, тестовых, проверочных работ Данный вид работ оценивается следующим образом: сначала оценивается выполнение всех предложенных заданий, определяется сумма баллов, набранная учащимися по всем заданиям, и переводится в процентное отношение к максимально возможному количеству баллов, выставляемому за работу. Отметка «5» ставится за 95-100% выполнение работы. Отметка «4» ставится за 75-94% выполнение работы. Отметка «3» ставится за 50-74% выполнение работы. Отметка «2» ставится за выполнение работы от 1-49 %. Отметка «1» - 0% или ученик не приступил к выполнению заданий ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА Формы контроля: устный ответ на уроке; тестирование; комбинированная контрольная работа, оценка техники двигательных действий; выполнение физических упражнений; выполнение нормативов по физической культуре (для основной медицинской группы). Оценивание устных ответов обучающихся 32 Оценивая теоретические знания учащихся по предмету «физическая культура», надо учитывать их глубину и полноту, аргументированность, умение использовать полученные знания на практике. Отметку «5» выставляют за ответ, в котором ученик демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает, используя примеры из практики своего опыта. Отметкой «4» оценивают ответ, в котором содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки. Отметку «3» ученики получают за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются проблемы в излагаемом материале, не содержится должной аргументации и умения использовать знания на практике. Отметка «2» ставят за плохое понимание и знания теоретического материала. Отметка «1» - ученик не приступил к выполнению заданий. Оценивание тестовых работ Тестовые работы оцениваются следующим образом: сначала оценивается выполнение всех предложенных заданий, определяется сумма баллов, набранная учащимися по всем заданиям, и переводится в процентное отношение к максимально возможному количеству баллов, выставляемому за работу. Отметка «5» ставится за 95-100% выполнение работы. Отметка «4» ставится за 75-94% выполнение работы. Отметка «3» ставится за 50-74% выполнение работы. Отметка «2» ставится за выполнение работы от 1-49 %. Отметка «0» - 0% или ученик не приступил к выполнению заданий. Оценивание комбинированных, контрольных, проверочных работ Комбинированные, контрольные, проверочные работы необходимы для определения актуального развития ребѐнка, оценивание приобретѐнных знаний и умений по теме, разделу учебной программы. Данный вид работ оценивается следующим образом: сначала оценивается выполнение всех предложенных заданий, определяется сумма баллов, набранная учащимися по всем заданиям, и переводится в процентное отношение к максимально возможному количеству баллов, выставляемому за работу. Отметка «5» ставится за 95-100% выполнение работы. Отметка «4» ставится за 75-94% выполнение работы. Отметка «3» ставится за 50-74% выполнение работы. 33 Отметка «2» ставится за выполнение работы от 1-49 %. Отметка «0» - 0% или ученик не приступил к выполнению заданий Оценивание техники двигательных действий отметка «5»: двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно в надлежащем темпе, легко и четко; отметка «4»: двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движений; отметка «3»: двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к не уверен ному или напряженному выполнению; отметка «2»: двигательное действие выполнено неправильно, с грубыми ошибками, неуверенно, нечетко. отметка «0» - ученик не приступил к выполнению заданий. Оценивание выполнения физических упражнений отметка «5»: учащийся демонстрирует полный и разнообразный комплекс упражнений, направленный на развитие конкретной физической (двигательной) способности, или комплекс упражнений утренней, атлетической или ритмической гимнастики; может самостоятельно организовать место занятий, подобрать инвентарь и применять в конкретных условиях, контролировать ход выполнения заданий и оценить его; отметка «4»: имеются незначительные ошибки или неточности в осуществлении самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности; отметка «3»: учащийся допускает грубые ошибки в подборе и демонстрации упражнений, направленных на развитие конкретной физической (двигательной) способности, утренней, атлетической и ритмической гимнастики, испытывает затруднения в организации мест занятий, подборе и инвентаре, удовлетворительно контролирует ход и итоги задания; отметка «2»: учащийся не владеет умениями осуществлять различные виды физкультурно-оздоровительной деятельности. отметка «0» - ученик не приступил к выполнению заданий. Оценивание выполнения нормативов по физической культуре (для основной медицинской группы) Отметка «5» ставится, если результат соответствует высокому уровню подготовленности или высокому приросту ученика в показателях физической подготовленности за определенный период времени. 34 Отметка «4» ставится, если результат соответствует среднему уровню подготовленности или достаточному темпу прироста. Отметка «3» ставится, если результат соответствует низкому уровню подготовленности или незначительному приросту. Отметка «2» ставится, если результат не достиг низкого уровня подготовленности, нет роста показателей физической подготовленности. Отметка «0» ставится, если ученик присутствовал на уроке, но результат работы не представил. Уровень физической подготовленности обучающихся 1 класс мальчики Контрольное упражнение высокий средний девочки низкий высокий средний низкий 6.4-7.4 7.5 Легкая атлетика Бег 30 м, сек 6.1 и ниже 6.2-7.2 7.3 6.3 и ниже Бег 150 м, мин/ сек. Без учета времени Бег 300 м, мин/ сек. Без учета времени Бег 1 км мин./сек. Без учета времени Прыжок в длину с места, см Поднимание-опускание туловища, кол-во раз за 30 с Подтягивание на перекладине (мальчики из виса, девочки из виса лежа), кол-во раз Наклон вперѐд в положении сидя, см Челночный бег 3*10 м, сек Сгибание-разгибание рук в упоре лежа колво раз Метание в неподвижную цель с 5м, Прыжки на скакалке за 1мин, кол-во раз Передача мяча двумя руками (за 30 сек.) 136 и выше 21 и выше 4и выше 6и выше 135-124 20-17 2-3 5-3 9.9-10.7 10.811.1 12 и выше 11-10 35 и 34-30 выше Баскетбол 20 19-17 Ведение баскетбольного мяча 131 и 130-110 выше 21 и 16 20-17 выше 10 и 1 9-8 выше 10 и 2 9-7 выше 10.211.311.2 11.2 11.6 8и 9 7-5 выше Техника выполнения 123 109 16 7 6 11.7 4 29 60 и выше 59-55 54 16 20 19-17 16 Техника выполнения Гимнастика 35 Лазание по канату Техника выполнения Перекаты в группировке Техника выполнения Стойка на лопатках Техника выполнения «Ласточка» Техника выполнения Лыжные гонки Прохождение дистанции 1 км Без учета времени Скользящий шаг Техника выполнения Подъем «Лесенкой» Техника выполнения Подъем «Елочкой» Техника выполнения Волейбол Верхняя передача мяча Техника выполнения Футбол Пас одной ногой в парах (за 1 мин.) 10 и выше 9 Ведение футбольного мяча 10 и выше Техника выполнения 8 9 8 Уровень физической подготовленности обучающихся 2 класс мальчики Контрольное упражнение высокий средний девочки низкий высокий средний низкий 6.2-7.1 7.2 Легкая атлетика Бег 30 м, сек Бег 60 м, сек Бег 300 м, мин/ сек. 5.9 и ниже 11.3 и ниже 1.201.25 6.0-6.9 11.412.4 1.261.30 Бег 1 км мин./сек. Прыжок в длину с места, см Поднимание-опускание туловища, кол-во раз за 30 с Подтягивание на перекладине (мальчики из виса, девочки из виса лежа), кол-во раз 146 и выше 22 и выше 4и выше 7.0 6.1 и ниже 11.3 и ниже 1.201.31 1.25 Без учета времени 12.5 145-125 124 21-18 17 2-3 1 141 и выше 22 и выше 12 и выше 11.412.6 1.261.30 12.7 1.31 140-125 124 21-18 17 11-10 9 36 Наклон вперѐд в положении сидя, см 6и выше 5-3 2 9и выше 8-6 5 Челночный бег 3*10 м, сек 9.1-9.9 10.010.3 10.4 9.7-10.6 10.711.1 11.2 13 и выше 12-11 8-6 5 Сгибание-разгибание рук в упоре лежа колво раз Метание в неподвижную цель с 5м, Прыжки на скакалке за 1мин, кол-во раз Передача мяча двумя руками (за 30 сек.) 40 и 39-35 выше Баскетбол 24-25 23-22 Ведение баскетбольного мяча 9и выше Техника выполнения 10 34 65 и выше 64-60 59 21 24-25 23-22 21 8.319.00 9.01 15 14 Техника выполнения Гимнастика Лазание по канату Техника выполнения Перекаты в группировке Техника выполнения Стойка на лопатках Техника выполнения «Ласточка» Техника выполнения Лыжные гонки Скользящий шаг 8.30 и ниже Техника выполнения Подъем «Лесенкой» Техника выполнения Подъем «Елочкой» Техника выполнения Техника попеременного двушажного хода Техника выполнения Техника одновременного бесшажного хода Техника выполнения Прохождение дистанции 1 км 8.30 и ниже 8.319.00 9.01 Волейбол Верхняя передача мяча Техника выполнения Нижняя передача мяча Техника выполнения Футбол Пас одной ногой в парах (за 1 мин.) Ведение футбольного мяча 16 и выше 15 16 и выше Техника выполнения 14 37 Уровень физической подготовленности обучающихся 3 класс мальчики Контрольное упражнение высокий средний девочки низкий высокий средний низкий 6.0-6.8 6.9 Легкая атлетика Бег 30 м, сек Бег 60 м, сек Бег 300 м, мин/ сек. 5,6 и ниже 11.0 и ниже 1.151.20 5.7-6.6 11.112.2 1.211.25 Бег 1 км мин./сек. Прыжок в длину с места, см Поднимание-опускание туловища, кол-во раз за 30 с Подтягивание на перекладине (мальчики из виса, девочки из виса лежа), кол-во раз Наклон вперѐд в положении сидя, см Челночный бег 3*10 м, сек Сгибание-разгибание рук в упоре лежа колво раз Метание в неподвижную цель с 5м, кол-во раз Прыжки на скакалке за 1мин, кол-во раз Передача мяча двумя руками (за 30 сек.) 151 и выше 23 и выше 5и выше 6и выше 8.8 и ниже 14 и выше 11.0 и ниже 1.151.26 1.20 Без учета времени 134 22-19 18 4-3 2 5-4 3 8.9-9.9 10.0 13-10 9 2 1 45 и 44-40 выше Баскетбол 25-23 Ведение баскетбольного мяча 5.9 и ниже 12.3 150-135 3 28-26 6.7 151 и выше 23 и выше 13 и выше 10 и выше 9.3 и ниже 10 и выше 11.112.6 1.211.25 12.7 1.26 150-135 134 22-19 18 9-7 6 10 9-7 9.4-10.3 10.4 9-7 6 3 2 1 39 70 и выше 69-60 59 22 28-26 25-23 22 8.018.30 8.319.00 Техника выполнения Гимнастика Лазание по канату Техника выполнения Перекаты в группировке Техника выполнения Стойка на лопатках Техника выполнения «Ласточка» Техника выполнения Лыжные гонки Прохождение дистанции 1 км 8.00 и ниже 8.018.30 8.319.00 8.00 и ниже 38 Скользящий шаг Техника выполнения Подъем «Лесенкой» Техника выполнения Подъем «Елочкой» Техника выполнения Техника попеременного двушажного хода Техника выполнения Техника одновременного бесшажного хода Техника выполнения Волейбол Верхняя передача мяча Техника выполнения Нижняя передача мяча Техника выполнения Футбол Пас одной ногой в парах (за 1 мин.) 18 и выше 17 Ведение футбольного мяча 18 и выше Техника выполнения 16 17 16 Уровень физической подготовленности обучающихся 4 класс мальчики Контрольное упражнение высокий средний девочки низкий высокий средний низкий 5.6-6.4 6.5 Легкая атлетика Бег 30 м, сек Бег 60 м, сек Бег 300 м, мин/ сек. 5,5 и ниже 11.0 и ниже 1.131.17 5.6-6.4 11.112.2 1.181.22 Бег 1 км мин./сек. Прыжок в длину с места, см Поднимание-опускание туловища, кол-во раз за 30 с Подтягивание на перекладине (мальчики из виса, девочки из виса лежа), кол-во раз Наклон вперѐд в положении сидя, см 161 и выше 24 и выше 5и выше 7и выше 6.5 5.5 и ниже 11.0 и ниже 1.131.23 1.17 Без учета времени 12.3 160-150 149 23-20 19 4 3 6 5 161 и выше 24 и выше 14 и выше 11 и выше 11.112.2 1.181.22 12.3 1.23 160-150 149 23-20 19 13-12 11 10 9-7 Челночный бег 3*10 м, сек 8.6-9.4 9.5-9.8 9.9 9.1-9.9 10.010.3 10.4 Сгибание-разгибание рук в упоре лежа колво раз Метание в неподвижную цель с 5м, кол-во раз 15 и выше 14 13 12 и выше 11 10 3 2 1 3 2 1 39 Прыжки на скакалке за 1мин, кол-во раз Передача мяча двумя руками (за 30 сек.) 50 и 49-40 выше Баскетбол 30-28 27-25 Ведение баскетбольного мяча 39 75 и выше 74-60 59 24 30-28 27-25 24 7.017.30 7.318.00 19 18 Техника выполнения Гимнастика Лазание по канату Техника выполнения Перекаты в группировке Техника выполнения Стойка на лопатках Техника выполнения «Ласточка» Техника выполнения Лыжные гонки Скользящий шаг 7.317.00 и 8.00 ниже Техника выполнения Подъем «Лесенкой» Техника выполнения Подъем «Елочкой» Техника выполнения Техника попеременного двушажного хода Техника выполнения Техника одновременного бесшажного хода Техника выполнения Прохождение дистанции 1 км 7.00 и ниже 7.017.30 Волейбол Верхняя передача мяча Техника выполнения Нижняя передача мяча Техника выполнения Футбол Пас одной ногой в парах (за 1 мин.) Ведение футбольного мяча 20 19 18 20 Техника выполнения УЧИМСЯ РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ Формы контроля: устный опрос, комплексная работа. Оценивание устных ответов обучающихся Устный опрос является одним из основных способов учета знаний обучающихся по предмету учимся работать с текстом. 40 Отметка «5» ставится, если ученик полно, логично излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий, обнаруживает понимание материала, может применить знания на практике, привести необходимые примеры. Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет и 1-2 недочета в последовательности изложения материала. Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основного материала данной темы, но излагает материал неполно, допускает неточности в определении понятий, не может достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести примеры, ответ осуществляется по наводящим вопросам, имеются отдельные нарушения в логике изложения материала. Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части основного материала данной темы, не раскрывает обсуждаемый вопрос, допускает ошибки в определении понятий и правил, отсутствует полнота и логика изложения учебного материала. Отметка «0» 0%; ученик не приступил к выполнению заданий; ученик не сдал работу. Отметка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике. При оценивании устных ответов может применяться накопительная система оценивания, когда за сумму правильных устных ответов, данных учеником на протяжении урока или нескольких уроков выдаются жетоны, которые суммируются и обмениваются на отметки по пятибалльной шкале. Оценивание комплексных работ Комплексная работа включает тексты и задания, направленные на проверку одного из основных метапредметных результатов обучения – сформированности умений читать и понимать различные тексты, включая учебные; работать с информацией, представленной в различной форме; использовать полученную информацию для решения различных учебнопознавательных и учебно-практических задач. Данный вид работ оценивается следующим образом: сначала оценивается выполнение всех предложенных заданий, определяется сумма баллов, набранная учащимися по всем заданиям, и переводится в процентное 41 отношение к максимально возможному количеству баллов, выставляемому за работу. Отметка «5» ставится за 95-100% выполнение работы. Отметка «4» ставится за 75-94% выполнение работы. Отметка «3» ставится за 50-74% выполнение работы. Отметка «2» ставится за выполнение работы от 1-49 %. Отметка «0» 0%; ученик не приступил к выполнению заданий; ученик не сдал работу. 42