Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности Калейдоскоп-наук-МАОУ-лицей-12

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
общеинтеллектуальной направленности
«КАЛЕЙДОСКОП НАУК 4»
Возраст обучающихся: 10-11 лет
Срок реализации: 1 год.

Составитель:
Масалович Лена Алексеевна,
Колотова Наталья Николаевна,
Прокина Ольга Васильевна,
Деменьшина Ирина Ивановна,
Райт Светлана Николаевна,
Педагоги дополнительного образования

Екатеринбург, 2024 г

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения программы
- личностные результаты
- метапредметные результаты
- предметные результаты
Содержание курса. Учебный план
Тематическое планирование

Пояснительная записка
Общая характеристика
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
общеинтеллектуальной направленности «Калейдоскоп наук 4» (далее- программа) для 4
классов составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
1.Федеральный Закон № 273-ФЗ от 20.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»
2.Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства
Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р)
3. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
Постановление № 41 об утв. СанПиН 2.4.4.3172-14 от 04.07.2014г.
4.Приказ Министерства Российской Федерации (Минпросвещения России) от 09.11.2018
№196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
5.Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских
духовно-нравственных ценностей»;
2.Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Указ Президента
Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности
Российской Федерации».
Актуальность выбора курса «Калейдоскоп наук» определена тем, что в концепции
ФГОС НОО второго поколения в качестве конечного результата образовательной
деятельности российской школы фиксируется портрет выпускника начальной школы, в
котором важнейшее место отводится интеллектуальным качествам ребёнка:
«Любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться,
способный к организации собственной деятельности…», потребностях обучающихся и их
родителей, обусловлена тем, что формируемые универсальные учебные действия в
будущем станут основой для успешного продолжения обучения в среднем и старшем звене
школы.
Цель курса: повышение качества подготовки выпускников начальной школы.
Основные задачи курса:
обучающие:
-формирование общеинтеллектуальных умений;
-углубление и расширение знаний учащихся по математике, русскому языку,
окружающему миру;
-создание условий для повышения эффективности подготовки выпускников начальной
школы.
развивающие:
-формирование и развитие логического мышления;
-развитие речи и словарного запаса учащихся;
-развитие внимание, памяти;
воспитательные:
-формирование положительной мотивации к учению;
-формирование умение работать в паре, группе.
Место курса

Программа курса рассчитана на 54 часа по 2 часа в неделю, которые могут быть
реализованы в течение одного учебного года с октября по апрель в составе группы из
обучающихся 4 классов.
Взаимосвязь с федеральной рабочей программой воспитания
Программа курса разработана с учетом рекомендаций федеральной рабочей
программы воспитания, предполагает объединение учебной и воспитательной
деятельности педагогов, нацелена на достижение всех основных групп образовательных
результатов – личностных, метапредметных, предметных.
Программа носит общеинтеллектуальную направленность, что позволяет
обеспечить достижение следующих целевых ориентиров воспитания на уровне начального
общего образования:
- осознанное выражение российской гражданской идентичности в поликультурном,
многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, мировом
сообществе;
– сознательное отношение и проявление обучающимися уважения к духовно-нравственным
ценностям российского общества, к достижениям России в науке и искусстве, к боевым
подвигам и трудовым достижениям, к героям и защитникам Отечества в прошлом и
современности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ
Содержание программы «Калейдоскоп наук 4» направлено на достижение
обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов при изучении
курса.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Будут сформированы:
 широкая мотивационная основа учебной деятельности;
 учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения новой задачи;
 ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей;
 способность к оценке своей учебной деятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные учебные познавательные действия:
Учащиеся научатся:
 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;
 осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем
мире и о себе самом;
 ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
 основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов,
выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую
очередь текстов);
 осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков;
 проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
 устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;





строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях;
обобщать и выведелять общности для целого ряда или класса единичных объектов,
на основе выделения сущностной связи;
владеть рядом общих приёмов решения задач.

Универсальные учебные коммуникативные действия:
Учащиеся научатся:
 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
 формулировать собственное мнение и позицию;
 задавать вопросы;
 адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть
диалогической формой речи.
Универсальные учебные регулятивные действия:
Учащиеся научатся:
 принимать и сохранять учебную задачу;
 учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале
в сотрудничестве с учителем;
 планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, в том числе во внутреннем плане;
 учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
 осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
 оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
«Русский язык»
 писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами правописания;
 проверять предложенный текст, находить и исправлять орфографические и
пунктуационные ошибки;
 осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
 при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять
способы действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных
работах;
 выделять предложения с однородными членами;
 находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
 распознавать грамматические признаки слов;
 с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы
отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей
речи;
 характеризовать звуки русского языка: согласные звонкие/глухие;
 определять тему и главную мысль текста;
 делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
 проводить морфологический разбор имен существительных и прилагательных по
предложенному в учебнике алгоритму;
 оценивать правильность проведения морфологического разбора;













находить в тексте предлог и вместе с именами существительными, к которым они
относятся.
«Математика»
выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных,
двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100
(в том числе с нулем и числом 1);
вычислять значение числового выражения (содержащего 2–3 арифметических
действия, со скобками и без скобок);
решать арифметическим способом (в 1–2 действия) учебные задачи и задачи,
связанные с повседневной жизнью;
читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь,
скорость);
используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними
(килограмм – грамм; час – минута, минута – секунда; километр – метр, метр –
дециметр, дециметр – сантиметр, метр – сантиметр, сантиметр - миллиметр);
вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь
прямоугольника и квадрата;
читать несложные готовые таблицы;
описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных
исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и
прогнозы).

Окружающий мир
 узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; использовать
знаково-символические средства для решения задач;
 понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде
таблицы, схемы;
 использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или
описания свойств объектов;
 обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой,
взаимосвязи в живой природе;
 понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного
поведения;
 использовать знания о строении и функционировании организма человека для
сохранения и укрепления своего здоровья;
 вычленять содержащиеся в тексте основные события;
 сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2-3 существенных
признака;
 проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя
простейшее лабораторное оборудование;
 создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.
Будут сформированы
 основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме
осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России;
 описывать достопримечательности столицы и родного края.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Курс представлен следующими содержательными линиями:

1.Система языка (16 ч.)
Лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова, грамматика. Орфография и
пунктуация. Развитие речи. Фонетический разбор слов.
Морфологический разбор имён существительных и прилагательных. Синтаксис.
2.Числа и величины(16ч.)
Арифметические
действия.
Текстовые
задачи. Пространственные
отношения.
Геометрические фигуры. Геометрические величины.
Работа с информацией. Логические задачи.
3.Человек и природа(17ч.)
Человек и общество. Строение тела человека. Природные зоны. Правила безопасной
жизни.
Достопримечательности родного края (Урала).
4. Индивидуальные задания (5ч.)
Содержание заданий соответствует реализации программы «Научный калейдоскоп»
предусматривает следующие формы работы с обучающими: занятия теоретического плана,
тренировочные занятия, мини работы, обучающие проверочные работы, диктанты,
выполнение заданий из демоверсий.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
1.

2.
3.
4.

5.
6.
7.
8.

9.
10.
11.

12.

Тема
Арифметические действия с числами.
Сравнение величин. Вычисление
площади.
Работа с таблицами, графиками,
диаграммами.
Решение текстовых задач.
Основы логического и
алгоритмического мышления.
Фонетика и орфоэпия. Фонетический
разбор слов.
Морфологический разбор имён
существительных и прилагательных.
Синтаксис. Различение простых и
сложных предложений.
Комплексная работа над структурой
текста: оглавление, корректирование
порядка предложений и частей текста.
Составление плана.
Погода и её составляющие. Изучение
прогноза погоды с интернет сайтов.
Географическая карта. Формы земной
поверхности.
Строение и функционирование
организма человека. Сохранение и
укрепление своего здоровья .
Достопримечательности столицы и
родного края.

Кол-во
часов
2

2
2
2

2
2
2
2

2
2
2

2

Основные виды деятельности обучающихся
-выполнять арифметические действия с числами и числовыми
выражениями;
-использовать начальные математических знаний для описания и объяснения
окружающих предметов, процессов, явлений, для оценки количественных и
пространственных отношений предметов, процессов, явлений;
-исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры;
-работать с таблицами, схемами, графиками, диаграммами.
-анализировать и интерпретировать данные;
-решать текстовые задачи;
-овладение основами логического и алгоритмического
-выполнять фонетический, морфологический и синтаксический разбор;
-распознавать значение слова; адекватно формулировать значение слова в
письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и
словоупотребления;
-подбирать к слову близкие по значению слова;
-распознавать имена существительные, прилагательные, глаголы в
предложении.

- использовать различные способы анализа, организации, передачи и
интерпретации информациив соответствии с познавательными задачами;
освоение доступных способов изучения природы;
-осваивать элементарные нормы здоровьесберегающего поведения в
природной и социальной среде; элементарных правил нравственного
поведения в мире природы и людей;
-знать достопримечательности Урала и уметь описывать
достопримечательности столицы и родного края.

13.
14.
15.
16.
17.

18.

19.
20.
21.

22.

23.
24.
25.

Решение текстовых задач в 3-4
действия.
Выполнение письменных действий с
многозначными числами.
Основы пространственного
воображения.
Основы логического и
алгоритмического мышления.

2

Построение речевого высказывания
заданной структуры (вопросительное
предложение) в письменной форме по
содержанию прочитанного текста.
Формулирование значения слова в
письменной форме, соблюдая нормы
построения предложения и
словоупотребления.
Интерпретации пословицы.
Написание диктанта.

2

Карта природных зон России.
Животные и растения климатических
зон .
Формулирование правил на основе
приведенных знаково - символических
изображений.
Достопримечательности родного края,
особенности природы.
Анализ информации и перевод ее из
текстовой в цифровую форму.
Выполнение индивидуальных заданий
по математике.

2

2
2
2

2

2
2

2

-выполнять арифметические действия с числами и числовыми
выражениями;
-использовать начальные математических знаний для описания и объяснения
окружающих предметов, процессов, явлений, для оценки количественных и
пространственных отношений предметов, процессов, явлений;
-исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры;
-анализировать и интерпретировать данные;
-решать текстовые задачи;
-овладение основами логического и алгоритмического мышления.
-распознавать основную мысль текста при его письменном предъявлении;
-адекватно формулировать основную мысль в письменной форме, соблюдая
нормы построения предложения и словоупотребления, составлять план;
-строить речевое высказывание заданной структуры (вопросительное
предложение) в письменной форме по содержанию прочитанного текста;
-распознавать значение слова; адекватно формулировать значение слова в
письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и
словоупотребления;
-подбирать к слову близкие по значению слова;
-распознавать имена существительные, прилагательные, глаголы в
предложении.
-уметь работать с картой;
-знать природные зоны России, находить их на карте;
-использовать знаково-символических средств представления информации
для создания моделей изучаемых объектов и процессов;
- осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами
коммуникации

3
2
1

-уметь самостоятельно выполнять задания

26.
27.
28.

Выполнение индивидуальных заданий
по русскому языку.
Выполнение индивидуальных заданий
по окружающему миру.
Итоговое занятие. Интеллектуальнопознавательная игра.

1
1
2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

1

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».