ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по информатике на уровне среднего общего образования даёт
представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития
обучающихся средствами учебного предмета «Информатика» на базовом
уровне,
устанавливает
обязательное
предметное
содержание,
предусматривает его структурирование по разделам и темам, определяет
распределение его по классам (годам изучения).
Программа по информатике определяет количественные и качественные
характеристики учебного материала для каждого года изучения, в том числе
для содержательного наполнения разного вида контроля (промежуточной
аттестации
обучающихся,
всероссийских
проверочных
работ,
государственной итоговой аттестации). Программа по информатике является
основой для составления авторских учебных программ и учебников,
поурочного планирования курса учителем.
Информатика на уровне среднего общего образования отражает:
сущность информатики как научной дисциплины, изучающей
закономерности протекания и возможности автоматизации информационных
процессов в различных системах;
основные области применения информатики, прежде всего
информационные технологии, управление и социальную сферу;
междисциплинарный характер информатики и информационной
деятельности.
Курс информатики на уровне среднего общего образования является
завершающим этапом непрерывной подготовки обучающихся в области
информатики и информационно-коммуникационных технологий, он
опирается на содержание курса информатики уровня основного общего
образования
и
опыт
постоянного
применения
информационнокоммуникационных
технологий,
даёт
теоретическое
осмысление,
интерпретацию и обобщение этого опыта.
В содержании учебного предмета «Информатика» выделяются четыре
тематических раздела.
Раздел «Цифровая грамотность» охватывает вопросы устройства
компьютеров и других элементов цифрового окружения, включая
компьютерные сети, использование средств операционной системы, работу в
сети Интернет и использование интернет-сервисов, информационную
безопасность.
Раздел «Теоретические основы информатики» включает в себя
понятийный аппарат информатики, вопросы кодирования информации,
измерения информационного объёма данных, основы алгебры логики и
компьютерного моделирования.
Раздел «Алгоритмы и программирование» направлен на развитие
алгоритмического мышления, разработку алгоритмов, формирование навыков
реализации программ на выбранном языке программирования высокого
уровня.
Раздел «Информационные технологии» охватывает вопросы применения
информационных технологий, реализованных в прикладных программных
продуктах и интернет-сервисах, в том числе при решении задач анализа
данных, использование баз данных и электронных таблиц для решения
прикладных задач.
Результаты
базового
уровня
изучения
учебного
предмета
«Информатика» ориентированы в первую очередь на общую функциональную
грамотность, получение компетентностей для повседневной жизни и общего
развития. Они включают в себя:
понимание предмета, ключевых вопросов и основных составляющих
элементов изучаемой предметной области;
умение решать типовые практические задачи, характерные для
использования методов и инструментария данной предметной области;
осознание рамок изучаемой предметной области, ограниченности
методов и инструментов, типичных связей с другими областями знания.
Основная цель изучения учебного предмета «Информатика» на базовом
уровне для уровня среднего общего образования – обеспечение дальнейшего
развития информационных компетенций выпускника, его готовности к жизни
в условиях развивающегося информационного общества и возрастающей
конкуренции на рынке труда. В связи с этим изучение информатики в 10 – 11
классах должно обеспечить:
сформированность
представлений
о
роли
информатики,
информационных и коммуникационных технологий в современном обществе;
сформированность основ логического и алгоритмического мышления;
сформированность умений различать факты и оценки, сравнивать
оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценивания и связь
критериев с определённой системой ценностей, проверять на достоверность и
обобщать информацию;
сформированность представлений о влиянии информационных
технологий на жизнь человека в обществе, понимание социального,
экономического, политического, культурного, юридического, природного,
эргономического,
медицинского
и
физиологического
контекстов
информационных технологий;
принятие правовых и этических аспектов информационных технологий,
осознание ответственности людей, вовлечённых в создание и использование
информационных систем, распространение информации;
создание условий для развития навыков учебной, проектной, научноисследовательской и творческой деятельности, мотивации обучающихся к
саморазвитию.
На изучение информатики (базовый уровень) отводится 68 часов: в 10
классе – 34 часа (1 час в неделю), в 11 классе – 34 часа (1 час в неделю).
Базовый уровень изучения информатики обеспечивает подготовку
обучающихся, ориентированных на те специальности, в которых
информационные технологии являются необходимыми инструментами
профессиональной деятельности, участие в проектной и исследовательской
деятельности, связанной с междисциплинарной и творческой тематикой,
возможность решения задач базового уровня сложности Единого
государственного экзамена по информатике.
Последовательность изучения тем в пределах одного года обучения
может быть изменена по усмотрению учителя при подготовке рабочей
программы и поурочного планирования.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
10 КЛАСС
Цифровая грамотность
Требования техники безопасности и гигиены при работе с компьютерами
и другими компонентами цифрового окружения.
Принципы работы компьютера. Персональный компьютер. Выбор
конфигурации компьютера в зависимости от решаемых задач.
Основные
тенденции
развития
компьютерных
технологий.
Параллельные вычисления. Многопроцессорные системы. Суперкомпьютеры.
Микроконтроллеры. Роботизированные производства.
Программное обеспечение компьютеров. Виды программного
обеспечения и их назначение. Особенности программного обеспечения
мобильных устройств. Операционная система. Понятие о системном
администрировании. Инсталляция и деинсталляция программного
обеспечения.
Файловая система. Поиск в файловой системе. Организация хранения и
обработки данных с использованием интернет-сервисов, облачных
технологий и мобильных устройств.
Прикладные компьютерные программы для решения типовых задач по
выбранной специализации. Системы автоматизированного проектирования.
Программное обеспечение. Лицензирование программного обеспечения
и цифровых ресурсов. Проприетарное и свободное программное обеспечение.
Коммерческое и некоммерческое использование программного обеспечения и
цифровых ресурсов. Ответственность, устанавливаемая законодательством
Российской Федерации, за неправомерное использование программного
обеспечения и цифровых ресурсов.
Теоретические основы информатики
Информация, данные и знания. Универсальность дискретного
представления информации. Двоичное кодирование. Равномерные и
неравномерные коды. Условие Фано. Подходы к измерению информации.
Сущность объёмного (алфавитного) подхода к измерению информации,
определение бита с точки зрения алфавитного подхода, связь между размером
алфавита и информационным весом символа (в предположении о
равновероятности появления символов), связь между единицами измерения
информации: бит, байт, Кбайт, Мбайт, Гбайт. Сущность содержательного
(вероятностного) подхода к измерению информации, определение бита с
позиции содержания сообщения.
Информационные процессы. Передача информации. Источник,
приёмник, канал связи, сигнал, кодирование. Искажение информации при
передаче. Скорость передачи данных по каналу связи. Хранение информации,
объём памяти. Обработка информации. Виды обработки информации:
получение нового содержания, изменение формы представления информации.
Поиск информации. Роль информации и информационных процессов в
окружающем мире.
Системы. Компоненты системы и их взаимодействие. Системы
управления. Управление как информационный процесс. Обратная связь.
Системы счисления. Развёрнутая запись целых и дробных чисел в
позиционных системах счисления. Свойства позиционной записи числа:
количество цифр в записи, признак делимости числа на основание системы
счисления. Алгоритм перевода целого числа из P-ичной системы счисления в
десятичную. Алгоритм перевода конечной P-ичной дроби в десятичную.
Алгоритм перевода целого числа из десятичной системы счисления в P-ичную.
Двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления, перевод
чисел между этими системами. Арифметические операции в позиционных
системах счисления.
Представление целых и вещественных чисел в памяти компьютера.
Кодирование текстов. Кодировка ASCII. Однобайтные кодировки.
Стандарт UNICODE. Кодировка UTF-8. Определение информационного
объёма текстовых сообщений.
Кодирование изображений. Оценка информационного объёма растрового
графического изображения при заданном разрешении и глубине кодирования
цвета.
Кодирование звука. Оценка информационного объёма звуковых данных
при заданных частоте дискретизации и разрядности кодирования.
Алгебра логики. Высказывания. Логические операции. Таблицы
истинности логических операций «дизъюнкция», «конъюнкция», «инверсия»,
«импликация», «эквиваленция». Логические выражения. Вычисление
логического значения составного высказывания при известных значениях
входящих в него элементарных высказываний. Таблицы истинности
логических выражений. Логические операции и операции над множествами.
Примеры законов алгебры логики. Эквивалентные преобразования
логических выражений. Логические функции. Построение логического
выражения с данной таблицей истинности. Логические элементы компьютера.
Триггер. Сумматор. Построение схемы на логических элементах по
логическому выражению. Запись логического выражения по логической
схеме.
Информационные технологии
Текстовый процессор. Редактирование и форматирование. Проверка
орфографии и грамматики. Средства поиска и автозамены в текстовом
процессоре. Использование стилей. Структурированные текстовые
документы. Сноски, оглавление. Облачные сервисы. Коллективная работа с
документом. Инструменты рецензирования в текстовых процессорах. Деловая
переписка. Реферат. Правила цитирования источников и оформления
библиографических ссылок. Оформление списка литературы.
Ввод изображений с использованием различных цифровых устройств
(цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров и других
устройств.). Графический редактор. Обработка графических объектов.
Растровая и векторная графика. Форматы графических файлов.
Обработка изображения и звука с использованием интернет-приложений.
Мультимедиа.
Компьютерные
презентации.
Использование
мультимедийных онлайн-сервисов для разработки презентаций проектных
работ.
Принципы построения и редактирования трёхмерных моделей.
11 КЛАСС
Цифровая грамотность
Принципы построения и аппаратные компоненты компьютерных сетей.
Сетевые протоколы. Сеть Интернет. Адресация в сети Интернет. Система
доменных имён.
Веб-сайт. Веб-страница. Взаимодействие браузера с веб-сервером.
Динамические страницы. Разработка интернет-приложений (сайтов). Сетевое
хранение данных.
Виды деятельности в сети Интернет. Сервисы Интернета.
Геоинформационные системы. Геолокационные сервисы реального времени
(например, локация мобильных телефонов, определение загруженности
автомагистралей), интернет-торговля, бронирование билетов, гостиниц.
Государственные электронные сервисы и услуги. Социальные сети –
организация коллективного взаимодействия и обмена данными. Сетевой
этикет: правила поведения в киберпространстве. Проблема подлинности
полученной информации. Открытые образовательные ресурсы.
Техногенные и экономические угрозы, связанные с использованием
информационно-коммуникационных технологий. Общие проблемы защиты
информации и информационной безопасности. Средства защиты информации
в компьютерах, компьютерных сетях и автоматизированных информационных
системах.
Правовое
обеспечение
информационной
безопасности.
Предотвращение несанкционированного доступа к личной конфиденциальной
информации, хранящейся на персональном компьютере, мобильных
устройствах. Вредоносное программное обеспечение и способы борьбы с ним.
Антивирусные программы. Организация личного архива информации.
Резервное копирование. Парольная защита архива.
Информационные технологии и профессиональная деятельность.
Информационные ресурсы. Цифровая экономика. Информационная культура.
Теоретические основы информатики
Модели и моделирование. Цели моделирования. Соответствие модели
моделируемому объекту или процессу. Формализация прикладных задач.
Представление результатов моделирования в виде, удобном для
восприятия человеком. Графическое представление данных (схемы, таблицы,
графики).
Графы. Основные понятия. Виды графов. Решение алгоритмических
задач, связанных с анализом графов (построение оптимального пути между
вершинами графа, определение количества различных путей между
вершинами ориентированного ациклического графа).
Деревья. Бинарное дерево. Дискретные игры двух игроков с полной
информацией. Построение дерева перебора вариантов, описание стратегии
игры в табличной форме. Выигрышные стратегии.
Использование графов и деревьев при описании объектов и процессов
окружающего мира.
Алгоритмы и программирование
Определение возможных результатов работы простейших алгоритмов
управления исполнителями и вычислительных алгоритмов. Определение
исходных данных, при которых алгоритм может дать требуемый результат.
Этапы решения задач на компьютере. Язык программирования (Паскаль,
Python, Java, C++, C#). Основные конструкции языка программирования.
Типы данных: целочисленные, вещественные, символьные, логические.
Ветвления. Составные условия. Циклы с условием. Циклы по переменной.
Использование таблиц трассировки.
Разработка и программная реализация алгоритмов решения типовых
задач базового уровня. Примеры задач: алгоритмы обработки конечной
числовой последовательности (вычисление сумм, произведений, количества
элементов с заданными свойствами), алгоритмы анализа записи чисел в
позиционной системе счисления, алгоритмы решения задач методом перебора
(поиск наибольшего общего делителя двух натуральных чисел, проверка числа
на простоту).
Обработка символьных данных. Встроенные функции языка
программирования для обработки символьных строк.
Табличные величины (массивы). Алгоритмы работы с элементами
массива с однократным просмотром массива: суммирование элементов
массива, подсчёт количества (суммы) элементов массива, удовлетворяющих
заданному условию, нахождение наибольшего (наименьшего) значения
элементов массива, нахождение второго по величине наибольшего
(наименьшего) значения, линейный поиск элемента, перестановка элементов
массива в обратном порядке.
Сортировка одномерного массива. Простые методы сортировки
(например, метод пузырька, метод выбора, сортировка вставками).
Подпрограммы.
Информационные технологии
Анализ данных. Основные задачи анализа данных: прогнозирование,
классификация, кластеризация, анализ отклонений. Последовательность
решения задач анализа данных: сбор первичных данных, очистка и оценка
качества данных, выбор и/или построение модели, преобразование данных,
визуализация данных, интерпретация результатов.
Анализ данных с помощью электронных таблиц. Вычисление суммы,
среднего арифметического, наибольшего и наименьшего значений диапазона.
Компьютерно-математические
модели.
Этапы
компьютерноматематического моделирования: постановка задачи, разработка модели,
тестирование модели, компьютерный эксперимент, анализ результатов
моделирования.
Численное решение уравнений с помощью подбора параметра.
Табличные (реляционные) базы данных. Таблица – представление
сведений об однотипных объектах. Поле, запись. Ключ таблицы. Работа с
готовой базой данных. Заполнение базы данных. Поиск, сортировка и
фильтрация записей. Запросы на выборку данных. Запросы с параметрами.
Вычисляемые поля в запросах.
Многотабличные базы данных. Типы связей между таблицами. Запросы
к многотабличным базам данных.
Средства искусственного интеллекта. Сервисы машинного перевода и
распознавания устной речи. Идентификация и поиск изображений,
распознавание лиц. Самообучающиеся системы. Искусственный интеллект в
компьютерных играх. Использование методов искусственного интеллекта в
обучающих системах. Использование методов искусственного интеллекта в
робототехнике. Интернет вещей. Перспективы развития компьютерных
интеллектуальных систем.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
ИНФОРМАТИКЕ НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты отражают готовность и способность
обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией
личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних
убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского
общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе
реализации средствами учебного предмета основных направлений
воспитательной деятельности. В результате изучения информатики на уровне
среднего общего образования у обучающегося будут сформированы
следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона
и правопорядка, соблюдение основополагающих норм информационного
права и информационной безопасности;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам в виртуальном пространстве;
2) патриотического воспитания:
ценностное отношение к историческому наследию, достижениям России
в науке, искусстве, технологиях, понимание значения информатики как науки
в жизни современного общества;
3) духовно-нравственного воспитания:
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности, в том числе в
сети Интернет;
4) эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и
технического творчества;
способность воспринимать различные виды искусства, в том числе
основанные на использовании информационных технологий;
5) физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни,
ответственного отношения к своему здоровью, в том числе и за счёт
соблюдения требований безопасной эксплуатации средств информационных и
коммуникационных технологий;
6) трудового воспитания:
готовность к активной деятельности технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такую деятельность;
интерес к сферам профессиональной деятельности, связанным с
информатикой, программированием и информационными технологиями,
основанными на достижениях информатики и научно-технического прогресса,
умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать
собственные жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на
протяжении всей жизни;
7) экологического воспитания:
осознание глобального характера экологических проблем и путей их
решения, в том числе с учётом возможностей информационнокоммуникационных технологий;
8) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития информатики, достижениям научно-технического прогресса
и общественной практики, за счёт понимания роли информационных
ресурсов, информационных процессов и информационных технологий в
условиях цифровой трансформации многих сфер жизни современного
общества;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять
проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.
В процессе достижения личностных результатов освоения программы по
информатике у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект,
предполагающий сформированность:
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать
ответственность за своё поведение, способность адаптироваться к
эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и
успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать исходя из своих
возможностей;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние
других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к
сочувствию и сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения
с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения информатики на уровне среднего общего
образования у обучающегося будут сформированы метапредметные
результаты, отражённые в универсальных учебных действиях, а именно:
познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные
универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные
действия, совместная деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
1) базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему,
рассматривать её всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения,
классификации и обобщения;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их
достижения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;
разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся
материальных и нематериальных ресурсов;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов
целям, оценивать риски последствий деятельности;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального
и комбинированного взаимодействия;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем.
2) базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем, способностью и готовностью к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
овладеть видами деятельности по получению нового знания, его
интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных
ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;
формирование научного типа мышления, владение научной
терминологией, ключевыми понятиями и методами;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу,
выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих
утверждений, задавать параметры и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты,
критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых
условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт;
осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов
действия в профессиональную среду;
переносить знания в познавательную и практическую области
жизнедеятельности;
интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения,
ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.
3) работа с информацией:
владеть навыками получения информации из источников разных типов,
самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и
интерпретацию информации различных видов и форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учётом назначения
информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации;
оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие
правовым и морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных
технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной
безопасности;
владеть
навыками
распознавания
и
защиты
информации,
информационной безопасности личности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
1) общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и
уметь смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия,
аргументированно вести диалог;
развёрнуто и логично излагать свою точку зрения.
2) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих
интересов и возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и
координировать действия по её достижению: составлять
план действий, распределять роли с учётом мнений участников,
обсуждать результаты совместной работы;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий
результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны,
оригинальности, практической значимости;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных
ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
Регулятивные универсальные учебные действия
1) самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять
проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся
ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за
решение;
оценивать приобретённый опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в
разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и
культурный уровень.
2) самоконтроль:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора
верного решения;
оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов
деятельности.
3) принятия себя и других:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов
деятельности;
признавать своё право и право других на ошибку;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В процессе изучения курса информатики базового уровня в 10 классе
обучающимися будут достигнуты следующие предметные результаты:
владение представлениями о роли информации и связанных с ней
процессов в природе, технике и обществе, понятиями «информация»,
«информационный процесс», «система», «компоненты системы», «системный
эффект», «информационная система», «система управления»;
владение методами поиска информации в сети Интернет, умение
критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет;
умение характеризовать большие данные, приводить примеры
источников их получения и направления использования;
понимание основных принципов устройства и функционирования
современных стационарных и мобильных компьютеров, тенденций развития
компьютерных технологий;
владение навыками работы с операционными системами, основными
видами программного обеспечения для решения учебных задач по выбранной
специализации;
соблюдение требований техники безопасности и гигиены при работе с
компьютерами и другими компонентами цифрового окружения, понимание
правовых основ использования компьютерных программ, баз данных и
материалов, размещённых в сети Интернет;
понимание основных принципов дискретизации различных видов
информации, умение определять информационный объём текстовых,
графических и звуковых данных при заданных параметрах дискретизации;
умение строить неравномерные коды, допускающие однозначное
декодирование сообщений (префиксные коды);
владение теоретическим аппаратом, позволяющим осуществлять
представление заданного натурального числа в различных системах
счисления, выполнять преобразования логических выражений, используя
законы алгебры логики;
умение создавать структурированные текстовые документы и
демонстрационные материалы с использованием возможностей современных
программных средств и облачных сервисов;
В процессе изучения курса информатики базового уровня в 11 классе
обучающимися будут достигнуты следующие предметные результаты:
наличие представлений о компьютерных сетях и их роли в современном
мире, об общих принципах разработки и функционирования интернетприложений;
понимание угроз информационной безопасности, использование методов
и средств противодействия этим угрозам, соблюдение мер безопасности,
предотвращающих незаконное распространение персональных данных;
владение теоретическим аппаратом, позволяющим определять
кратчайший путь во взвешенном графе и количество путей между вершинами
ориентированного ациклического графа;
умение читать и понимать программы, реализующие несложные
алгоритмы обработки числовых и текстовых данных (в том числе массивов и
символьных строк) на выбранном для изучения универсальном языке
программирования высокого уровня (Паскаль, Python, Java, C++, C#),
анализировать алгоритмы с использованием таблиц трассировки, определять
без использования компьютера результаты выполнения несложных программ,
включающих циклы, ветвленияи подпрограммы, при заданных исходных
данных, модифицировать готовые программы для решения новых задач,
использовать их в своих программах в качестве подпрограмм (процедур,
функций);
умение реализовывать на выбранном для изучения языке
программирования высокого уровня (Паскаль, Python, Java, C++, C#) типовые
алгоритмы обработки чисел, числовых последовательностей и массивов:
представление числа в виде набора простых сомножителей, нахождение
максимальной (минимальной) цифры натурального числа, записанного в
системе счисления с основанием, не превышающим 10, вычисление
обобщённых
характеристик
элементов
массива
или
числовой
последовательности (суммы, произведения, среднего арифметического,
минимального и максимального элементов, количества элементов,
удовлетворяющих заданному условию), сортировку элементов массива;
умение использовать табличные (реляционные) базы данных, в
частности, составлять запросы к базам данных (в том числе запросы с
вычисляемыми полями), выполнять сортировку и поиск записей в базе
данных, наполнять разработанную базу данных, умение использовать
электронные таблицы для анализа, представления и обработки данных
(включая вычисление суммы, среднего арифметического, наибольшего и
наименьшего значений, решение уравнений);
умение использовать компьютерно-математические модели для анализа
объектов и процессов: формулировать цель моделирования, выполнять анализ
результатов, полученных в ходе моделирования, оценивать соответствие
модели моделируемому объекту или процессу, представлять результаты
моделирования в наглядном виде;
умение организовывать личное информационное пространство с
использованием различных цифровых технологий, понимание возможностей
цифровых сервисов государственных услуг, цифровых образовательных
сервисов,
понимание
возможностей
и
ограничений
технологий
искусственного интеллекта в различных областях, наличие представлений об
использовании информационных технологий в различных профессиональных
сферах.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Количество часов
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Раздел 1. Цифровая грамотность
1.1
Компьютер: аппаратное и программное
обеспечение, файловая система
Итого по разделу
Библиотека ЦОК
6
https://m.edsoo.ru/af8b25f4
6
Раздел 2. Теоретические основы информатики
2.1
Информация и информационные
процессы
5
2.2
Представление информации в
компьютере
8
2.3
Элементы алгебры логики
8
Итого по разделу
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/af8b25f4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/af8b25f4
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/af8b25f4
21
Раздел 3. Информационные технологии
3.1
Технологии обработки текстовой,
графической и мультимедийной
информации
7
Итого по разделу
7
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
Библиотека ЦОК
1
2
https://m.edsoo.ru/af8b25f4
0
11 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Количество часов
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Раздел 1. Цифровая грамотность
1.1
Сетевые информационные технологии
5
1.2
Основы социальной информатики
3
Итого по разделу
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f47857e0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f47857e0
8
Раздел 2. Теоретические основы информатики
2.1
Информационное моделирование
Итого по разделу
5
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f47857e0
5
Раздел 3. Алгоритмы и программирование
3.1
Алгоритмы и элементы
программирования
Итого по разделу
11
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f47857e0
11
Раздел 4. Информационные технологии
4.1
Электронные таблицы
6
4.2
Базы данных
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f47857e0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f47857e0
4.3
Средства искусственного интеллекта
Библиотека ЦОК
2
Итого по разделу
10
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
https://m.edsoo.ru/f47857e0
2
0
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№
п/п
Количество часов
Тема урока
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Дата
изучения
1
Техника безопасности и гигиена
при работе с компьютерами.
Принципы работы компьютера
1
02.09.2025
2
Тенденции развития
компьютерных технологий
1
09.09.2025
3
Программное обеспечение
компьютера
1
16.09.2025
4
Операции с файлами и папками
1
23.09.2025
5
Работа с прикладным
программным обеспечением
1
30.09.2025
6
Законодательство Российской
Федерации в области
программного обеспечения
1
07.10.2025
7
Двоичное кодирование
1
14.10.2025
8
Подходы к измерению
информации
1
21.10.2025
9
Информационные процессы.
Передача и хранение
информации
1
11.11.2025
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/820e7a19
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/06b14abb
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/dc08b2c6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/228ee427
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/cdfae35e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/06a855bf
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/38214cec
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/9deef96b
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/da4dd13d
10
Обработка информации
1
18.11.2025
11
Системы, компоненты систем и
их взаимодействие
1
25.11.2025
12
Системы счисления
1
02.12.2025
13
Алгоритмы перевода чисел из Pичной системы счисления в
десятичную и обратно
1
09.12.2025
14
Двоичная, восьмеричная и
шестнадцатеричная системы
счисления
1
16.12.2025
15
Арифметические операции в
позиционных системах
счисления
1
23.12.2025
16
Представление целых и
вещественных чисел в памяти
компьютера
1
30.12.2025
17
Кодирование текстов
1
13.01.2026
18
Кодирование изображений
1
20.01.2026
19
Кодирование звука
1
27.01.2026
20
Высказывания. Логические
операции
1
03.02.2026
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/60f2394f
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/abbcd321
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/b3b712c0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/06c384e6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/abbcd321
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/de2c5353
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/b2010e6e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8f8cd2cb
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/5dd23ae4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/a8b48364
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/61d9006a
21
Логические выражения. Таблицы
истинности логических
выражений
1
10.02.2026
22
Логические операции и
операции над множествами
1
17.02.2026
23
Законы алгебры логики
1
24.02.2026
24
Решение простейших логических
уравнений
1
03.03.2026
25
Логические функции.
Построение логического
выражения с данной таблицей
истинности
1
10.03.2026
26
Логические элементы
компьютера
1
17.03.2026
27
Контрольная работа по теме
"Теоретические основы
информатики"
1
28
Текстовый процессор и его
базовые возможности
1
07.04.2026
29
Коллективная работа с
документом. Правила
оформления реферата
1
14.04.2026
30
Растровая графика
1
21.04.2026
31
Векторная графика
1
28.04.2026
1
31.03.2026
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/4c662a0d
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ad7328fc
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/4fad160e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/bb9d8b7f
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f1593521
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/46ba058b
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/5fad1b53
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/aa862c53
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/aaba738c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/b0ececed
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c686f9bb
32
Создание и преобразование
аудиовизуальных объектов.
Компьютерные презентации
1
05.05.2026
33
Принципы построения и
редактирования трёхмерных
моделей
1
12.05.2026
34
Контрольная работа по теме
"Технологии обработки
текстовой, графической и
мультимедийной информации"
1
1
34
2
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
19.05.2026
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/45633de5
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/d7253a6a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/acc1db62
11 КЛАСС
№
п/п
Количество часов
Тема урока
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Дата
изучения
1
Принципы построения и
аппаратные компоненты
компьютерных сетей. Сетевые
протоколы. Сеть Интернет.
Адресация в сети Интернет.
Система доменных имён
1
02.09.2025
2
Веб-сайт. Веб-страница.
Взаимодействие браузера с вебсервером. Динамические
страницы. Разработка интернетприложений (сайтов). Сетевое
хранение данных
1
09.09.2025
3
Виды деятельности в сети
Интернет. Сервисы Интернета
1
16.09.2025
4
Сетевой этикет. Проблема
подлинности полученной
информации
1
23.09.2025
5
Государственные электронные
сервисы и услуги. Открытые
образовательные ресурсы
1
30.09.2025
6
Техногенные и экономические
угрозы, связанные с
1
07.10.2025
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/04ed7e2d
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/189f67e7
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f51ef401
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/b0e87321
https://m.edsoo.ru/50da30fb
https://m.edsoo.ru/5248229e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/1658594e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/68ac9784
использованием ИКТ. Защита
информации и информационная
безопасность
7
Вредоносное программное
обеспечение и способы борьбы с
ним
1
14.10.2025
8
Организация личного архива
информации. Информационные
технологии и профессиональная
деятельность
1
21.10.2025
9
Модели и моделирование.
Представление результатов
моделирования
1
11.11.2025
10
Графы. Решение
алгоритмических задач,
связанных с анализом графов
1
18.11.2025
11
Деревья. Дискретные игры двух
игроков с полной информацией
1
25.11.2025
12
Использование графов и
деревьев при описании объектов
и процессов окружающего мира
1
02.12.2025
13
Контрольная работа по теме
"Информационное
моделирование"
1
14
Анализ алгоритмов. Этапы
решения задач на компьютере
1
1
09.12.2025
16.12.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/039e1c9b
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7981dba5
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/abbcd321
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/079bc8f8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/68a2d279
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/82cb0c49
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/4b24ce20
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c1535090
15
Язык программирования.
Основные конструкции языка
программирования. Типы данных
1
23.12.2025
16
Ветвления. Составные условия
1
30.12.2025
17
Циклы с условием. Циклы по
переменной
1
13.01.2026
18
Разработка и программная
реализация алгоритмов решения
типовых задач
1
20.01.2026
19
Разработка и программная
реализация алгоритмов решения
задач методом перебора
1
27.01.2026
20
Обработка символьных данных
1
03.02.2026
21
Табличные величины (массивы)
1
10.02.2026
22
Сортировка одномерного
массива
1
17.02.2026
23
Подпрограммы
1
24.02.2026
24
Контрольная работа по теме
"Алгоритмы и элементы
программирования"
1
25
Анализ данных. Основные
задачи анализа данных
1
1
03.03.2026
10.03.2026
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/3012411
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e1b7db2d
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/10ab9353
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/5d4f7ac9
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/72a11b12
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/2d234361
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/b37f7ca0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/660ff291
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/3bb7214a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/2ff5fd90
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/096dddd8
26
Последовательность решения
задач анализа данных
1
17.03.2026
https://m.edsoo.ru/e0e7ee3b
Библиотека ЦОК
27
Анализ данных с помощью
электронных таблиц
1
31.03.2026
28
Компьютерно-математические
модели
1
07.04.2026
29
Работа с готовой компьютерной
моделью
1
14.04.2026
30
Численное решение уравнений с
помощью подбора параметра
1
21.04.2026
31
Табличные (реляционные) базы
данных
1
28.04.2026
32
Работа с готовой базой данных
1
05.05.2026
33
Средства искусственного
интеллекта
1
12.05.2026
34
Перспективы развития
компьютерных
интеллектуальных систем
1
19.05.2026
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
34
2
0
https://m.edsoo.ru/e0aaf73a
https://m.edsoo.ru/24865de3
https://m.edsoo.ru/b808dfd9
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/2e62e4a7
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/2ac0c441
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c5699db9
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/87468fbd
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/487808d8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/9c62b830
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/5225af37
ПРОВЕРЯЕМЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ
ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
10 КЛАСС
Код
проверяемого
результата
1
Проверяемые предметные результаты освоения основной
образовательной программы среднего общего образования
###Par###По теме «Цифровая грамотность»
1.1
###Par###Владение представлениями о роли информации и
связанных с ней процессов в природе, технике и обществе,
понятиями «информация», «информационный процесс», «система»,
«компоненты системы», «системный эффект», «информационная
система», «система управления»; владение методами поиска
информации в сети Интернет; умение критически оценивать
информацию, полученную из сети Интернет
1.2
###Par###Умение характеризовать большие данные, приводить
примеры источников их получения и направления использования
1.3
###Par###Понимание основных принципов устройства и
функционирования современных стационарных и мобильных
компьютеров; тенденций развития компьютерных технологий;
владение навыками работы с операционными системами и
основными видами программного обеспечения для решения
учебных задач по выбранной специализации
2
###Par###По теме «Теоретические основы информатики»
2.1
###Par###Понимание
основных
принципов
дискретизации
различных
видов
информации;
умение
определять
информационный объём текстовых, графических и звуковых
данных при заданных параметрах дискретизации
2.2
###Par###Умение строить неравномерные коды, допускающие
однозначное декодирование сообщений (префиксные коды);
использовать простейшие коды, которые позволяют обнаруживать и
исправлять ошибки при передаче данных
2.3
###Par###Владение теоретическим аппаратом, позволяющим
осуществлять представление заданного натурального числа в
различных системах счисления
###Par###Владение теоретическим аппаратом, позволяющим
выполнять преобразования логических выражений, используя
законы алгебры логики
2.4
3
###Par###По теме «Информационные технологии»
3.1
###Par###Умение
создавать
структурированные
текстовые
документы и демонстрационные материалы с использованием
возможностей современных программных средств и облачных
сервисов
3.2
###Par###Умение использовать табличные (реляционные) базы
данных, в частности, составлять запросы в базах данных (в том
числе вычисляемые запросы), выполнять сортировку и поиск
записей в базе данных; наполнять разработанную базу данных
3.3
###Par###Умение использовать электронные таблицы для анализа,
представления и обработки данных (включая вычисление суммы,
среднего арифметического, наибольшего и наименьшего значений,
решение уравнений)
11 КЛАСС
Код
проверяемого
результата
1
Проверяемые предметные результаты освоения основной
образовательной программы среднего общего образования
###Par###По теме «Цифровая грамотность»
1.1
###Par###Наличие представлений о компьютерных сетях и их
роли в современном мире; об общих принципах разработки и
функционирования интернет-приложений
1.2
###Par###Умение организовывать личное информационное
пространство с использованием различных средств цифровых
технологий; понимание возможностей цифровых сервисов
государственных услуг, цифровых образовательных сервисов;
понимание
возможностей
и
ограничений
технологий
искусственного интеллекта в различных областях; наличие
представлений об использовании информационных технологий в
различных профессиональных сферах
2
###Par###По теме «Теоретические основы информатики»
2.1
3
###Par###Владение теоретическим аппаратом, позволяющим
определять кратчайший путь во взвешенном графе и количество
путей между вершинами ориентированного ациклического графа
###Par###По теме «Алгоритмы и программирование»
3.1
###Par###Умение читать и понимать программы, реализующие
несложные алгоритмы обработки числовых и текстовых данных
(в том числе массивов и символьных строк) на выбранном для
изучения универсальном языке программирования высокого
уровня (Паскаль, Python, Java, С++, С#); умение анализировать
алгоритмы с использованием таблиц трассировки; определять без
использования компьютера результаты выполнения несложных
программ, включающих циклы, ветвления и подпрограммы, при
заданных исходных данных
3.2
###Par###Умение модифицировать готовые программы для
решения новых задач, использовать их в своих программах в
качестве подпрограмм (процедур, функций)
###Par###Умение реализовать этапы решения задач на
компьютере; умение реализовывать на выбранном для изучения
языке программирования высокого уровня (Паскаль, Python, Java,
3.3
4
4.1
С++, С#) типовые алгоритмы обработки чисел, числовых
последовательностей и массивов: представление числа в виде
набора простых сомножителей; нахождение максимальной
(минимальной) цифры натурального числа, записанного в
системе счисления с основанием, не превышающим 10;
вычисление обобщённых характеристик элементов массива или
числовой последовательности (суммы, произведения среднего
арифметического, минимального и максимального элементов,
количества элементов, удовлетворяющих заданному условию);
сортировку элементов массива
###Par###По теме «Информационные технологии»
###Par###Умение использовать компьютерно-математические
модели для анализа объектов и процессов: формулировать цель
моделирования, выполнять анализ результатов, полученных в
ходе моделирования;
оценивать
адекватность
модели
моделируемому объекту или процессу; представлять результаты
моделирования в наглядном виде
ПРОВЕРЯЕМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ
10 КЛАСС
Код
1
Проверяемый элемент содержания
###Par###Цифровая грамотность
1.1
###Par###Принципы работы компьютера. Персональный компьютер.
Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемых задач
1.2
###Par###Основные тенденции развития компьютерных технологий.
Параллельные
вычисления.
Многопроцессорные
системы.
Суперкомпьютеры. Микроконтроллеры. Роботизированные производства
1.3
###Par###Файловая система. Поиск в файловой системе. Организация
хранения и обработки данных с использованием интернет-сервисов,
облачных технологий и мобильных устройств
2
###Par###Теоретические основы информатики
2.1
###Par###Информация, данные и знания. Универсальность дискретного
представления информации. Двоичное кодирование
2.2
###Par###Равномерные и неравномерные коды. Условие Фано
2.3
###Par###Подходы к измерению информации. Сущность объёмного
(алфавитного) подхода к измерению информации, определение бита с
точки зрения алфавитного подхода, связь между размером алфавита и
информационным весом символа (в предположении о равновероятности
появления символов), связь между единицами измерения информации:
бит, байт, Кбайт, Мбайт, Гбайт. Сущность содержательного
(вероятностного) подхода к измерению информации, определение бита с
позиции содержания сообщения
2.4
###Par###Информационные процессы. Передача информации. Источник,
приёмник, канал связи, сигнал, кодирование. Искажение информации при
передаче. Скорость передачи данных по каналу связи. Хранение
информации, объём памяти
2.5
###Par###Системы. Компоненты системы и их взаимодействие. Системы
управления. Управление как информационный процесс. Обратная связь
2.6
###Par###Системы счисления. Развёрнутая запись целых и дробных чисел
в позиционных системах счисления. Свойства позиционной записи числа:
количество цифр в записи, признак делимости числа на основание системы
счисления. Алгоритм перевода целого числа из P-ичной системы
счисления в десятичную. Алгоритм перевода конечной P-ичной дроби в
десятичную. Алгоритм перевода целого числа из десятичной системы
счисления в P-ичную. Двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная
системы счисления, перевод чисел между этими системами.
Арифметические операции в позиционных системах счисления
2.7
###Par###Представление целых и вещественных чисел в памяти
компьютера
2.8
###Par###Кодирование текстов. Кодировка ASCII. Однобайтные
кодировки. Стандарт UNICODE. Кодировка UTF-8. Определение
информационного объёма текстовых сообщений
2.9
###Par###Кодирование изображений. Оценка информационного объёма
растрового графического изображения при заданном разрешении и
глубине кодирования цвета. Кодирование звука. Оценка информационного
объёма звуковых данных при заданных частоте дискретизации и
разрядности кодирования
2.10
###Par###Алгебра логики. Высказывания. Логические операции. Таблицы
истинности логических операций «дизъюнкция», «конъюнкция»,
«инверсия», «импликация», «эквиваленция». Логические выражения.
Вычисление логического значения составного высказывания при
известных значениях входящих в него элементарных высказываний.
Таблицы истинности логических выражений. Логические операции и
операции над множествами. Примеры законов алгебры логики.
Эквивалентные преобразования логических выражений. Логические
функции. Построение логического выражения с данной таблицей
истинности. Логические элементы компьютера. Триггер. Сумматор.
Построение схемы на логических элементах по логическому выражению.
Запись логического выражения по логической схеме
3
3.1
11 КЛАСС
###Par###Информационные технологии
###Par###Текстовый процессор. Редактирование и форматирование.
Проверка орфографии и грамматики. Средства поиска и автозамены в
текстовом процессоре. Использование стилей. Структурированные
текстовые документы. Сноски, оглавление. Облачные сервисы.
Коллективная работа с документом. Инструменты рецензирования в
текстовых процессорах. Деловая переписка. Реферат. Правила
цитирования источников и оформления библиографических ссылок.
Оформление списка литературы
Код
1
1.1
2
Проверяемый элемент содержания
###Par###Цифровая грамотность
###Par###Принципы построения и аппаратные компоненты компьютерных
сетей. Сетевые протоколы. Сеть Интернет. Адресация в сети Интернет. Система
доменных имён
###Par###Теоретические основы информатики
2.1
###Par###Модели и моделирование. Цели моделирования. Соответствие
модели моделируемому объекту или процессу. Формализация прикладных
задач. Представление результатов моделирования в виде, удобном для
восприятия человеком. Графическое представление данных (схемы, таблицы,
графики)
2.2
###Par###Графы. Основные понятия. Виды графов. Решение алгоритмических
задач, связанных с анализом графов (построение оптимального пути между
вершинами графа, определение количества различных путей между
вершинами ориентированного ациклического графа)
2.3
###Par###Деревья. Бинарное дерево. Дискретные игры двух игроков с полной
информацией. Построение дерева перебора вариантов, описание стратегии
игры в табличной форме. Выигрышные стратегии. Использование графов и
деревьев при описании объектов и процессов окружающего мира
3
###Par###Алгоритмы и программирование
3.1
###Par###Определение возможных результатов работы простейших
алгоритмов управления исполнителями и вычислительных алгоритмов.
Определение исходных данных, при которых алгоритм может дать требуемый
результат
3.2
###Par###Этапы решения задач на компьютере. Язык программирования
(Паскаль, Python, Java, C++, C#). Основные конструкции языка
программирования. Типы данных: целочисленные, вещественные,
символьные, логические. Ветвления. Составные условия. Циклы с условием.
Циклы по переменной. Использование таблиц трассировки
3.3
###Par###Разработка и программная реализация алгоритмов решения
типовых задач базового уровня. Примеры задач: алгоритмы обработки
конечной числовой последовательности (вычисление сумм, произведений,
количества элементов с заданными свойствами), алгоритмы анализа записи
чисел в позиционной системе счисления, алгоритмы решения задач методом
перебора (поиск наибольшего общего делителя двух натуральных чисел,
проверка числа на простоту)
3.4
###Par###Обработка символьных данных. Встроенные функции языка
программирования для обработки символьных строк
3.5
###Par###Табличные величины (массивы). Алгоритмы работы с элементами
массива с однократным просмотром массива: суммирование элементов
массива, подсчёт количества (суммы) элементов массива, удовлетворяющих
заданному условию, нахождение наибольшего (наименьшего) значения
элементов массива, нахождение второго по величине наибольшего
(наименьшего) значения, линейный поиск элемента, перестановка элементов
массива в обратном порядке. Сортировка одномерного массива. Простые
методы сортировки (например, метод пузырька, метод выбора, сортировка
вставками). Подпрограммы
4
###Par###Информационные технологии
4.1
###Par###Анализ
данных.
Основные
задачи
анализа
данных:
прогнозирование, классификация, кластеризация, анализ отклонений.
Последовательность решения задач анализа данных: сбор первичных данных,
очистка и оценка качества данных, выбор и (или) построение модели,
преобразование данных, визуализация данных, интерпретация результатов
4.2
###Par###Анализ данных с помощью электронных таблиц. Вычисление
суммы, среднего арифметического, наибольшего и наименьшего значений
диапазона
4.3
###Par###Компьютерно-математические модели. Этапы компьютерноматематического моделирования: постановка задачи, разработка модели,
тестирование модели, компьютерный эксперимент, анализ результатов
моделирования
4.4
###Par###Численное решение уравнений с помощью подбора параметра
4.5
###Par###Табличные (реляционные) базы данных. Таблица – представление
сведений об однотипных объектах. Поле, запись. Ключ таблицы. Работа с
готовой базой данных. Заполнение базы данных. Поиск, сортировка и
фильтрация записей. Запросы на выборку данных. Запросы с параметрами.
Вычисляемые поля в запросах. Многотабличные базы данных. Типы связей
между таблицами. Запросы к многотабличным базам данных
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся по информатике являются
приложением к рабочей программе по предмету соответствующего уровня.
Разработаны на основе следующих нормативных правовых актов:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Федеральный закон от 19 декабря 2023 г № 618-ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (утв. приказом Минпросвещения России от 31 мая 2021 г.
№ 287) (далее – ФГОС ООО);
Федеральная образовательная программа основного общего образования
(утв. приказом Минпросвещения России от 18 мая 2023 г. № 370) (далее – ФОП
ООО);
приказ Минпросвещения России от 21 сентября 2022 г. № 858
«Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных 2 к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования организациями, осуществляющими образовательную
деятельность и установления предельного срока использования исключённых
учебников»;
приказ Минпросвещения России от 21 мая 2024 г. № 347 «О внесении
изменений в приказ Минпросвещения России от 21 сентября 2022 г. № 858
«Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования организациями, осуществляющими образовательную
деятельность и установления предельного срока использования исключённых
учебников»»;
приказ Минпросвещения России от 4 октября 2023 г. № 738
«Об утверждении федерального перечня электронных образовательных
ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2024 г. №
556 «Об утверждении перечня мероприятий по оценке качества образования и
Правил проведения мероприятий по оценке качества образования»;
приказ Минпросвещения России от 2 августа 2022 г. № 653
«Об утверждении федерального перечня электронных образовательных
ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования»;
– приказ Минпросвещения России от 19 марта 2024 г. № 171 «О внесении
изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального
общего образования, основного общего образования и среднего общего
образования»;
Информационно-методическое письмо об особенностях преподавания
учебного предмета «Информатика» в 2024/2025 учебном году (документ размещен
на информационном портале «Единое содержание общего образования»
https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2024/07/12_inf_metod-pismo-informatika.pdf;
- Положение об оценивании обучающихся ГБОУ гимназии №505 Санкт–
Петербурга:
- Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся ГБОУ гимназии № 505
Санкт-Петербург.
Общее положение
–
Оценивание по информатике в 10-11-х классах осуществляет учитель –
предметник, который в начале учебного года знакомит обучающихся с основными
положениями, критериями и нормами оценивания по предмету.
–
Родители вправе получить информацию о критериях и нормах оценивания
по предмету от учителя – предметника, классного руководителя, а также могут
ознакомиться с критериями и нормах оценивания по предмету на официальном сайте
ГБОУ гимназии № 505 Санкт-Петербурга в разделе «Учебная деятельность» (рабочие
программы).
–
При оценивании учитываются:
–
сложность материала;
–
самостоятельность применения знаний;
–
полнота и правильность ответа, степень понимания и корректность
использования терминов;
–
аккуратность выполнения письменных работ;
–
особенности развития обучающегося.
–
Система оценивания обучающихся ГБОУ гимназии № 505 является
критериальной и включает в себя оценивание в ходе учебного процесса
(формирующее (текущее оценивание) и оценивание результата обучения
(констатирующее оценивание), в том числе итоговое оценивание за отчетный период.
Многообразие видов и форм оценивания
–
–
Комплексный подход
к
оцениванию предполагает
использование во взаимосвязи его разнообразных видов и форм.
–
К видам внутришкольного оценивания предметных результатов освоения
образовательных программ, развертываемых по периодам обучения, относятся:
–
стартовая
диагностика,
направленная
на
оценку
общей готовности обучающихся к обучению на данном уровне
образования;
–
входная диагностика, направленная на оценку готовности обучающихся к
обучению в следующем учебном классе;
–
текущее оценивание, отражающее индивидуальное продвижение
обучающегося в освоении программы учебного предмета;
–
тематическое оценивание, направленное на выявление и оценку достижения
образовательных результатов, связанных с изучением отдельных тем образовательной
программы;
–
итоговое оценивание результатов освоения образовательной программы за
учебный год.
–
Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации»
образовательная организация в соответствии с определенными ею формами и
установленным порядком проводит также промежуточную аттестацию обучающихся.
–
Государственная итоговая аттестация согласно закону «Об образовании в
Российской Федерации», завершающая освоение имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ, выходит за рамки внутришкольного
контроля.
–
Стартовая или входная диагностика проводится учителем или
администрацией образовательной организации в рамках внутришкольного
мониторинга в целях оценки готовности обучающихся к обучению.
–
К текущему оцениванию по информатике относится оценка учителем
результатов различных видов деятельности обучающегося:
–
устного/письменного ответа у доски;
–
выполнения письменной самостоятельной работы (выполнение упражнений
и решение задач различной сложности);
–
выполнения практической работы;
–
выполнения проверочных
работ (теста
на
проверку
сформированности базовых умений по теме и пр.).
–
Тематическое оценивание
–
Тематическая оценка
представляет
собой процедуру
оценивания уровня достижения тематических планируемых результатов
по учебному предмету.
–
Для оценки тематических планируемых результатов по информатике
традиционно использование проверочных работ. На проведение работы отводится до
30 минут.
–
Итоговое оценивание осуществляется в конце года обучения. Традиционно
итоговый контроль по информатике проводится в форме учета текущих достижений.
–
Критерии и нормы оценивания образовательных результатов по
предмету «Информатика»
Критерии оценивания устных ответов по информатике:
–
отметка
критерии выставления отметок
в
баллах
–
5
полно
раскрыл
содержание материала
в
объеме,
предусмотренном программой и учебником;
изложил материал
грамотным языком
в
определенной
логической последовательности;
правильно выполнил рисунки и т.д. сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными
примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического
задания;
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя Возможны одна –
две неточности при освещении второстепенных вопросов или в
выкладках, которые ученик легко исправил по
замечанию учителя
4
–
Ответ не полный, но был дополнен по замечанию учителя или с
помощью учителя
3
Ответ не полный, присутствуют ошибки, который учащийся не может
исправить даже с помощью учителя
неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано
общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для
дальнейшего
усвоения программного материала
2
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее
важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии,
в рисунках и т.д., которые не исправлены после нескольких наводящих
вопросов учителя
1
–
ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого материала
или не смог ответить ни на один из поставленных
вопросов по изучаемому материалу
Критерии оценивания письменных работ по информатике:
отметка
в
баллах
критерии выставления отметок
5
работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обоснованиях нет ошибок;
в решении нет ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся
следствием незнания
или непонимания учебного
материала)
4
– работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения
недостаточны;
– допущена одна ошибка или два-три недочета
3
– допущены более одной ошибки или более двух- трех недочетов, но
учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме
2
допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет
обязательными знаниями по данной теме в полной мере;
работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний, умений
по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена
несамостоятельно
1
–
полное незнание изученного материала, отсутствие элементарных
умений и навыков
Критерии оценивания практических работ по информатике:
отметка
в
баллах
критерии выставления отметок
5
– правильно выполнены все задания работы, могут присутствовать
недочеты, исправляемые по замечанию или подсказке учителя
4
– выполнено правильно 2/3 заданий, могут присутствовать недочеты,
исправляемые по замечанию или подсказке учителя
3
– выполнено правильно более 1/2, могут присутствовать недочеты,
исправляемые по замечанию или подсказке учителя
2
– выполнено правильно менее 1/2 заданий
1
– полное незнание изученного материала, отсутствие элементарных
умений и навыков
Общая классификация ошибок
–
Грубыми считаются ошибки:
–
незнание определения основных понятий, законов, правил, основных
положений теории, незнание формул;
–
незнание наименований единиц измерения;
–
неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
–
неумение делать выводы и обобщения;
–
логические ошибки.
–
–
К негрубым ошибкам следует отнести:
–
неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная
неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой
одного - двух из этих признаков второстепенными;
–
вычислительные ошибки;
–
Недочетами являются:
–
нерациональные приемы вычислений и преобразований;
–
небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
–
За орфографические ошибки, допущенные учениками, оценка не
снижается; об орфографических ошибках доводится до сведения преподавателя
русского языка.
–
Определение уровня достижения планируемых результатов может
осуществляться на основе процента от числа выполненных верно заданий
следующим образом:
–
обучающийся достиг высокого уровня, ему выставляется отметка «5»,
если он выполнил не менее 85% заданий;
–
обучающийся достиг повышенного уровня, ему выставляется отметка
не ниже «4», если он выполнил не менее 75% общего числа заданий;
–
обучающийся достиг обязательного уровня подготовки, ему
выставляется отметка не ниже «3», если он выполнил не менее 51% заданий
обязательного уровня подготовки, включенных в работу;
–
обучающийся не достиг обязательного уровня подготовки, и ему
выставляется отметка «2», если он выполнил менее 51% заданий обязательного
уровня подготовки, включенных в работу;
–
выставляется отметка «1», если обучающийся не приступил к
выполнению задания.
–
–
При
использовании
накопительной
системы
оценивания
суммируются все баллы, включая баллы за устные ответы (1 балл соответствует
критериям устного ответа на «5») и баллы за выполнение письменных заданий,
с дальнейшим переводом их в итоговую отметку за работу на уроке:
«5»
«4»
«3»
«2»
«1»
с 90% -100%
с 75- до 90%
с 51- до 75%
до 51%
0%