Рабочая программа Решение нестандартных задач по информатике

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа элективного курса «Решение нестандартных задач по
информатике» на уровне основного общего образования подготовлена на
основе:
- федерального закона от 29.12.2012г №273- ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
-приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от
17 декабря 2010года №1897 «Об утверждении федерального
государственного
образовательного
стандарта
основного
общего
образования» (с изменениями и дополнениями);
- методических рекомендаций по реализации элективных курсов
(приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 04/03.2010г.
№03-413);
- ФГОС ООО, ФОП ООО, Концепции преподавания элективных курсов
по информатике с применением ИКТ в Российской Федерации (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2021 г. №
287), федеральной рабочей программы воспитания, с учётом распределённых
по классам проверяемых требований к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования.
В программе по данному курсу соблюдается преемственность с
Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования, а также учитываются возрастные и психологические
особенности обучающихся на ступени основного общего образования,
необходимость формирования межпредметных связей.
Необходимость постоянно обновлять и расширять профессиональные
знания продиктована современными условиями информационного общества.
Истинным профессионалам любой отрасли науки и техники свойственно
рассматривать умение представлять себя и свой продукт как инструмент,
позволяющий расширять и поддерживать профессиональную компетенцию
на должном уровне, улавливать самые перспективные тенденции развития
мировой конъюнктуры, шагать в ногу со временем. В этой связи следует
отметить, что информационные технологии и глобальная информационная
сеть Интернет дает возможность получать самую разнообразную актуальную
информацию в широчайшем диапазоне науки и техники.
Обучающиеся с помощью необходимых инструментов, содержащихся в
составе программы Microsoft Power Point, учатся создавать профессионально
оформленные законченные презентации.
Данный курс по выбору формирует знания и способности к
деятельности, которые актуальны и востребованы практикой, рынком труда.

Технологии, используемые в организации предпрофильной подготовке,
должны быть деятельностно ориентированными, чтобы способствовать
процессу самоопределения учащихся и помочь им адекватно оценить себя.
Теоретической основой для проведения занятий должно стать проблемное
обучение и технология деятельностного подхода, которые обеспечат
максимальное вовлечение школьника в процесс построения индивидуальной
траектории.
Основным методом обучения в данном курсе по выбору является метод
проектов. Проектная деятельность позволяет развить исследовательские и
творческие способности обучающихся. Метод проектов дает возможность
рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение
для решения конкретных проблем окружающей действительности в
совместной деятельности школьников. Тематику проекта учащиеся должны
выбрать самостоятельно. Можно предложить им несколько вариантов,
например: «Мой класс будущего», «Какой я представляю себе
роботизированную школьную жизнь», «История нашей школы от истоков
основания к современности» или «Школьная Интернет-газета будущего».
Создание электронных документов сложно и интересно. Не случайно
зачастую по качеству созданных документов судят о сформированности
информационной культуры пользователя, и это весьма важно в будущей
профессиональной деятельности учащихся. Знание информационных
технологий
становится
одним
из
факторов,
способствующих
востребованности человека в жизни. Повысить свои технологические умения
по работе с прикладными программными средствами компьютера, а также
приобрести навыки работы с теми программами, которые не изучаются в
базовом курсе информатики, учащиеся могут на межпредметном элективном
курсе по информатике с применением ИКТ.
Курс помогает формированию у учащихся межпредметных умений,
способствующих реализации способностей и в других предметных областях,
дает возможность учащимся самим создавать мультимедийные проекты,
которые можно применять на уроках.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения
элективного курса место в структуре учебного плана, а также подходы к
отбору содержания и определению планируемых результатов.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые
предлагаются для обязательного изучения на уровне основного общего
образования.
Планируемые результаты освоения программы элективный включают:
личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне

основного общего образования, а
обучающегося за каждый год обучения.

также

предметные

достижения

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «РЕШЕНИЕ
НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ ПО ИНФОРМАТИКЕ»
В последнее время особенно бурно на всем земном шаре идет процесс
информатизации, связанный с общением и коммуникационными процессами.
Современному человеку требуется не только определенный набор знаний, а
умения самостоятельно приобретать недостающие, применять их в жизни.
Одним из таких умений является умение работать с компьютером. Темп
развития информатизации общества обгоняют школьную программу. В
основной школе на эти темы отводится недостаточно времени, поэтому нет
возможности организовать индивидуальную работу.
Современный компьютер предоставляет пользователю большое
количество возможностей, включающих в себя обработку числовой
информации, создание и оформление электронных документов,
прослушивание музыки, просмотр фильмов, общение в сети Интернет и
многое другое. Курс носит прикладной характер и призван выработать у
обучаемых знания о специфике тематических документов и материалов
школьных дисциплин, сформировать и закрепить соответствующие навыки
оперирования прикладными программными средствами в процессе
оформления тематических документов.
Одним из ключевых направлений применения компьютерной техники
школьниками является грамотное оформление результатов своей
деятельности в виде рефератов, докладов, отчетов: в текстовых редакторах
набираются тексты с символами различной конфигурации, таблицы, рисунки,
диаграммы, формулы, внедряются мультимедийные объекты; графические
редакторы позволяют получать элементарные рисунки и композиции из них,
схемы, диаграммы. В процессе работы с документами некоторые из
входящих в них объектов предварительно получаются с помощью
специализированных аппаратных средств, например сканера или цифровой
камеры.
В процессе изучения элективного курса школьники получают
возможность систематизировать, расширять и углублять полученные в
рамках общественно-научных дисциплин знания и представления о
структуре и закономерностях развития компьютерной информации, о ее
поиске и отборе в глобальной системе интернет, научатся находить и
перерабатывать существенные и актуальные сведения в рамках написания
своей проектной работы, определять свою идентичность в информационно
меняющимся мире, приобретут навыки коллективной работы, определят свои
социальные ценности. Не менее важно отметить, что данный курс
формируется и преподаётся в соответствии с принципами интернет-

глобализации и информатизации современного общества, научности
содержания и подхода к отбору информации, соответствия требованиям
возрастной педагогики и психологии.
В процессе изучения курса обучающиеся получают представление о
разнообразных
возможностях
компьютерного
интерфейса
пакета
программного обеспечения Microsoft office 2010. Изучают его основные
компоненты и преимущества их использования в работе.
Содержание курса направлено на формирование информационно-грамотной
личности, умеющей использовать основные возможности компьютерных
технологий. Материал курса представлен через актуализацию глобализации
информационных технологий в современном мире.
Принцип культурологичности в преподавании данного курса означает
важность возможности систематизации знаний полученных из доступной
интернет информации и актуализации их применений с учетом
индивидуальных культурных особенностей и предпочтений конкретного
обучающегося.
Принцип научности подходов и содержания в преподавании данной
дисциплины
означает
важность
терминологического
единства,
необходимость освоения основных компьютерезированных подходов к
рассмотрению и переработке полученной информации, для понимания
основных информационных элементов и формирования познавательного
интереса к процессам информатизации современного общества.
Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии
включает отбор тем и содержания курса согласно приоритетным
возможностям когнитивным способностям и социальным потребностям
обучающихся 8 классов, используемым в рамках разработки собственного
индивидуального проекта.
Принцип формирования гражданского самосознания и общероссийской
гражданской идентичности обучающихся в процессе изучения элективного
курса по информатике с применением ИКТ в рамках предметной области
включает осознание важности компьютеризации современных процессов и
гражданской ответственности за их применение. Данный принцип должен
быть реализован через поиск востребованной актуальной информации и
новаций современного интернет-социума.

ЦЕЛИ
ИЗУЧЕНИЯ
УЧЕБНОГО
КУРСА
«РЕШЕНИЕ
НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ ПО ИНФОРМАТИКЕ»
Целями изучения учебного курса являются:
- ознакомление учащихся с технологией создания различного рода
презентаций, рекламы, «живых» объявлений;
- обучение способам представления информации в виде звукового и
видеофрагмента;
- создание условий для формирования и развития у обучающихся:
- творческих способностей, умения работать в группе;
- умения самостоятельно приобретать и применять знания;
-формирование у обучающихся целостного представления о глобальном
информационном пространстве и принципах получения информации, а также
создание собственных информационных ресурсов на основе изученных
прикладных программ;
-формирование у учащихся представлений о робототехнике и ее применении
в современном мире;
-формирование и отработка у учащихся навыков создания на компьютере
тематических документов и материалов для школьных дисциплин;
- привитие культуры работы с документами и материалами;
- расширение технологических навыков;
- подготовка к выбору будущей профессии;
- выработка знаний о правилах оформления документов;
- освоение прикладных программных средств, не являющихся типовыми для
школьного курса информатики;
-формирование умений грамотно подавать учебный материал окружающим.
Цели курса определяют следующие задачи:
- опираясь на интерес учащихся к изучаемому предмету, способствовать
созданию положительной мотивации обучения;
- способствовать правильной оценке учащимися своего потенциала с точки
зрения образовательной перспективы;
- развить воображение и художественный вкус;
- получение и развитие теоретических знаний и практических навыков в
области компьютерного дизайна;
- прививать навыки и потребность в самостоятельной творческой учебной
деятельности по самосовершенствованию.
После изучения курса учащиеся должны знать:
- необходимость программы PowerPoint, её возможности и область
применения;
- способы создания презентаций.

- типы файлов, поддерживаемых программой Microsoft PowerPoiоnt;
- типы файлов, поддерживаемых Microsooft offce 2007;
- принципы применения робототехники в современном мире;
-принципы сканирования и распознавания материалов Fine Reader,
программы Movie Maker и MS Publisher.
- принцип работы в текстовом процессоре Microsoft Office Word;
- принцип работы и использования программы Movie Maker для создания
учебных фильмов.
уметь:
- находить, сохранять необходимую информацию;
- самостоятельно создавать типовую презентацию и проектировать свою
собственную;
- работать с программным обеспечением Microsoft Office;
- вставлять звуки и видеоклипы;
- воспроизводить звуки и видеоклипы в режиме просмотра слайдов;
- устанавливать время демонстрационного показа слайдов;
- создавать презентации с автоматическим режимом показа;
- осуществлять рефлексивную деятельность, оценивать свои результаты;
владеть:
- необходимыми способами проектирования;
иметь:
- положительный опыт коллективного сотрудничества при создании
мультимедийной презентации;
- опыт коллективной разработки и публичной защиты созданной
презентации.
В преподавании данного курса используются методы: информационнорецептивный, поисковой деятельности, проектный; практических занятий.

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «РЕШЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ
ПО ИНФОРМАТИКЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования учебного курса «Решение
нестандартных задач по информатике» является обязательной для изучения.
Данная программа направлена на изучение курса в 8 классе.
В целях реализации настоящей программы на изучение курса на уровне
основного общего образования отводится 34 часа на учебный год, не менее 1
учебного часа в неделю.
Общее число часов, отведенных на изучение курса составляет 34 часа: в
8 классе – 34 часа (1 час в неделю).
Категория обучаемых: учащиеся 8-х классов.
Режим занятий: 1 час в неделю.
Общий объем часов: 34 часов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
8 КЛАСС
Раздел 1. Возможности робототехники и прикладных программных
средств по работе с электронными документами.
Тема 1. Введение
Правила Т.Б. при работе в компьютерном классе. Включение, выключение
ПК. Клавиатура. Основные клавиши. История и основные возможности
компьютерного программного обеспечения.
Тема 2. Робототехника.
Работа над ошибками. Робототехника – наука о разработке и использовании
автоматизированных технических систем. Автономные роботы и
автоматизированные комплексы. Микроконтроллер. Сигнал. Обратная связь:
получение сигналов от цифровых датчиков (касания, расстояния, света, звука
и др. Примеры роботизированных систем (система управления движением в
транспортной системе, сварочная линия автозавода, автоматизированное
управление отопления дома, автономная система управления транспортным
средством) Автономные движущиеся роботы. Исполнительные устройства,
датчики. Система команд робота. Конструирование робота. Моделирование
робота парой: исполнитель команд и устройство управления. Ручное и
программное управление Пример учебной среды разработки программ
управления движущимися роботами. Алгоритмы управления движущимися
роботами. Реализация алгоритмов "движение до препятствия", "следование
вдоль линии" и т.п. Анализ алгоритмов действий роботов. Испытание

механизма робота, отладка программы управления роботом Влияние ошибок
измерений и вычислений на выполнение алгоритмов управления роботом.
Тема 3. Возможности прикладных программных средств по работе с
электронными документами.
Прикладные программные средства по работе с электронными
документами: текстовый процессор Word, графический редактор Paint,
программа сканирования и распознавания материалов Fine Reader,
программы Movie Maker и MS Publisher. Работа с изображениями. Способы
получения графических изображений: поиск в Интернете, сканирование
бумажного экземпляра, создание изображения средствами графических
редакторов.
Раздел 2. Оформление учебных материалов с помощью текстового
процессора Microsoft Office Word.
Тема 4. Доклад – одна из форм научно-практической деятельности
школьников. (практическое занятие)
Сканирование и редактирование текстов. Оформление докладов в среде
текстового процессора Word. Правила оформления титульного листа и
оглавления. Работа с табличными данными в текстовом процессоре Word.
Создание учебных тестов при помощи текстового редактора. Нумерованные
и маркированные списки.
Тема 5. Создание схем средствами текстового процессора Word и программ
компьютерной графики.(практическое занятие)
Оформление тематических кроссвордов, сканвордов средствами текстового
процессора Word. Ребус. Правила составления и разгадывания ребусов.
Оформление тематических ребусов в текстовом процессоре Word и
средствами пакетов компьютерной графики.
Раздел 3. Создание учебных презентаций с использованием программы
Microsoft Office Power Point.
Тема 6. Знакомство с MS Power Point.(практическое занятие)
Основные этапы создания презентаций. Дизайн учебной презентации. Работа
над слайдами. Вставка объектов: текст, графика, звук, видео, диаграммы,
таблицы. Анимация объектов. Настройка смены слайдов. Управляющие
кнопки и гиперссылки. Сохранение презентации. Демонстрация презентации.
Создание презентаций для демонстрации нового материала и проверки
изученного материала.

Раздел 4. Использование программы Movie Maker для создания учебных
фильмов.
Тема7. Программные средства для создания проекта в среде Movie
Maker..(практическое занятие)
Обзор программных средств для создания проекта фильма. Создание
учебного фильма в среде Movie Maker. Поиск, подготовка и обработка
материала для создания учебного фильма. Импортирование изображений,
звука и музыки. Вставка текста, титров, звукового сопровождения в фильм.
Использование раскадровки. Добавление названий, эффектов и переходов.
Монтаж фильма.
Раздел 5. Использование программы MS Publisher для создания учебных
материалов.
Тема 8. Программные возможности подготовки публикаций в MS Publisher.
(практическое занятие)
Обзор программных возможностей программы подготовки публикаций MS
Publisher. Типы публикаций, наборы макетов. Создание и оформление
публикаций. Размещение информации. Форматирование объектов. Вставка
изображений. Бюллетень. Назначение и использование для оформления
учебных материалов. Буклет. Назначение и использование для оформления
учебных материалов.
Раздел 6. Выполнение проектной работы по оформлению учебных
материалов.
Тема 9. Итоговая проектная работа. (практическое занятие)
Итоговая проектная работа «Тематические материалы по …». Рекомендации
по выбору темы и оформлению проекта. Правила защиты проекта.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Планируемые результаты освоения курса представляют собой систему
ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех
компонентов, составляющих содержательную основу образовательной
программы. Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве
учебной и воспитательной деятельности.
Личностные результаты освоения курса включают: осознание
российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к
саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к
целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность
внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе,
окружающим людям и жизни в целом.
Личностные результаты имеют направленность на решение задач
воспитания, развития и социализации обучающихся средствами предмета.
В результате изучения элективного курса на уровне основного общего
образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты:
1. Патриотическое воспитание
Самоопределение
(личностное,
профессиональное,
жизненное):
сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма,
уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа
России через представления об информационной глобализации культуры
народов России, значимости ее в современном развитии традиционных и
информационных ценностей в становлении российской государственности.
Ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и
научному наследию; понимание значения информатики как науки в жизни
современного общества; владение достоверной информацией о передовых
мировых и отечественных достижениях в области информатики и
информационных технологий; заинтересованность в научных знаниях о
цифровой трансформации современного общества.
2. Гражданское воспитание
Осознанность своей гражданской идентичности через знание компьютерхных
технологий, представление о социальных нормах и правилах межличностных
отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах;
соблюдение правил безопасности, навыков безопасного поведения в
интернет-среде; готовность к разно образной совместной деятельности при

выполнении учебных, познавательных задач, создании учебных проектов;
стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной
деятельности; готовность оценивать своё поведение и поступки своих
товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания
последствий поступков.
3. Ценности познавательной деятельности
- Сформированность мировоззренческих представлений об информации,
информационных
процессах
и
информационных
технологиях,
соответствующих современному уровню развития науки и общественной
практики и составляющих базовую основу для понимания сущности научной
картины мира;
- интерес к обучению и познанию; любознательность; готовность и
способность к самообразованию, осознанному выбору направленности и
уровня обучения в дальнейшем;
-овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка
на осмысление опыта, наблюдений,
поступков и
стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия;
-сформированность информационной культуры, в том числе навыков
самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой,
разнообразными средствами информационных технологий, а также умения
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
4. Духовно-нравственное воспитание
Ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение
и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных
поступков, в том числе в сети Интернет.
5. Формирование культуры здоровья:
- Осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью;
установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и
соблюдения требований безопасной эксплуатации средств информационных
и коммуникационных технологий (ИКТ).
Трудовое воспитание:
-Интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах
профессиональной
деятельности,
связанных
с
информатикой,

программированием и информационными технологиями, основанными на
достижениях науки информатики и научно-технического прогресса;
-осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и
потребностей.
Экологическое воспитание:
-Осознание глобального характера экологических проблем и путей их
решения, в том числе с учётом возможностей ИКТ.
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной
среды:
-Освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах,
в том числе существующих в виртуальном пространстве.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения образовательной программы курса
отражают
овладение
универсальными
учебными
действиями,
познавательными, коммуникативными, регулятивными.
Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:
-Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные
и по аналогии) и выводы;
-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
-самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом
самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
-формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать
искомое и данное;
-оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в
ходе исследования;

-прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
-Выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
-применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учётом предложенной учебной
задачи и заданных критериев;
-выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
-самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной
графикой и их комбинациями;
-оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем
или сформулированным самостоятельно;
-эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Универсальные коммуникативные действия
Общение:
-сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
-публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента,
исследования, проекта);
-самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации
и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и
письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность (сотрудничество):
-Понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, в том числе при создании
информационного продукта;
-принимать цель совместной информационной деятельности по сбору,
обработке, передаче, формализации информации; коллективно строить
действия по её достижению:
-распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
-выполнять свою часть работы с информацией или информационным
продуктом, достигая качественного результата по своему направлению и
координируя свои действия с другими членами команды;

-оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по
критериям,
самостоятельно
сформулированным
участниками
взаимодействия;
-сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять
готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Универсальные регулятивные действия.
Самоорганизация:
-Выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие
решения;
-ориентироваться в различных подходах к принятию решений
(индивидуальное принятие решений, принятие решений в группе);
-самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты
решений;
-составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения
новых знаний об изучаемом объекте;
-делать выбор в условиях противоречивой информации и брать
ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
-Владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
-давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
-учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам;
-объяснять
причины
достижения
(недостижения)
результатов
информационной деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь
находить позитивное в произошедшей ситуации;
-вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
-оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
-Ставить себя на место другого человека, понимать мотивы
и намерения другого.
Принятие себя и других:
-Осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях
открытого доступа к любым объёмам информации.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения курса включают освоение научных
знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей
предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды
деятельности по получению нового знания, его интерпретации,
преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе
при создании проектов.
Предметные результаты освоения обязательного предметного содержания,
установленного данной рабочей программой, отражают сформированность у
обучающихся умений:
-пояснять на примерах различия между текстовыми редакторами,
графическими и табличными редакторами их возможностями;
- находить, сохранять необходимую информацию;
- самостоятельно создавать типовую презентацию и проектировать свою
собственную;
- работать с программным обеспечением Microsoft Office;
- вставлять звуки и видеоклипы;
- воспроизводить звуки и видеоклипы в режиме просмотра слайдов;
- устанавливать время демонстрационного показа слайдов;
- создавать презентации с автоматическим режимом показа;
- осуществлять рефлексивную деятельность, оценивать свои результаты.
8 КЛАСС
Тема 1. Введение
-Знать цель и предназначение элективного курса, понимать важность
изучения информационных технологий и их истории развития;
-иметь представление о содержании данного курса, в том числе о понятиях
правил Т.Б. при работе в компьютерном классе, включением, выключением
ПК, о истории и основных возможностях компьютерного программного
обеспечения.
-понимать актуализацию получаемых знаний.
Тема2. Робототехника.
-Знать понятие робототехники и ее основные характеристики и примеры
роботизированных систем;
-иметь представление о работе над ошибками в автоматизированных
комплексах;
-понимать систему команд робота, конструирование робота, его ручное и
программное управление.

Тема 3. Возможности прикладных программных средств по работе с
электронными документами.
-Знать прикладные программные средства по работе с электронными
документами;
-иметь представление о работе текстового процессора Word, графического
редактора Paint, программы сканирования и распознавания материалов Fine
Reader, программы Movie Maker и MS Publisher.
-понимать актуальность работы с изображениями, способы получения
графических изображений, важность осуществления поиска информации в
Интернете, сканирование бумажного экземпляра, создание изображения
средствами графических редакторов.
Раздел 2. Оформление учебных материалов с помощью текстового
процессора Microsoft Office Word.
Тема 4. Доклад – одна из форм научно-практической деятельности
школьников.
-Знать возможности сканирования и редактирования текстов, оформления
докладов в среде текстового процессора Word;
-иметь представление о правилах оформления в текстовом процессоре Word
-понимать важность оформления титульного листа, оглавления, работы с
табличными редакторами в текстовом процессоре Word, а также
нумерования и маркировки списков.
Тема 5. Создание схем средствами текстового процессора Word и программ
компьютерной графики.
-Знать среду текстового процессора Word;
-иметь представление о правилах оформления тематических ребусов в
текстовом процессоре Word и средствами пакетов компьютерной графики.
-понимать важность полученной информации в рамках
текстового
процессора Word.
Раздел 3. Создание учебных презентаций с использованием программы
Microsoft Office Power Point.
Тема 6. Знакомство с MS Power Point.
-Знать основные этапы создания презентаций и ее возможности;
-иметь представление о дизайне учебной презентации, работе над слайдами,
вставке объектов и анимации объектов;
-понимать важность создания презентации для демонстрации нового
материала и проверки изученного материала.

Раздел 4. Использование программы Movie Maker для создания учебных
фильмов.
Тема7. Программные средства для создания проекта в среде Movie Maker.
-Знать программные средства для создания проекта фильма;
-иметь представление о создании учебного фильма в среде Movie Maker;
-понимать важность поиска, подготовки и обработки материала для создания
учебного фильма.
Раздел 5. Использование программы MS Publisher для создания учебных
материалов.
Тема 8. Программные возможности подготовки публикаций в MS Publisher.
-Знать программные возможности программы подготовки публикаций MS
Publisher;
-иметь представление о типах публикаций, наборах макетов, создании и
оформлении публикаций.
-понимать важность умения размещать информацию, ее назначение и
использование для оформления учебных материалов.
Раздел 6. Выполнение проектной работы по оформлению учебных
материалов.
Тема 9. Итоговая проектная работа.
-Знать как правильно презентовать выполненную проектную работу в рамках
темы своего исследования;
-иметь представление о рекомендациях и правилах защиты проекта;
-понимать важность понимать важность использования полученной
информации при защите своего проекта.

СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
Оценка результатов обучения должна быть основана на понятных,
прозрачных и структурированных принципах, обеспечивающих оценивание
различных компетенций обучающихся.
Принципы оценки следующие.
1. Личностные компетенции обучающихся не подлежат непосредственной
оценке, не являются непосредственным основанием оценки как итогового,
так и промежуточного уровня информационного развития детей, не являются
непосредственным основанием при оценке качества образования.
2. Система оценки образовательных достижений основана на методе
наблюдения и включает: проверку освоения научных знаний, умений и
способов действий, специфических для соответствующей предметной
области посредством отработки теоретических знаний на практике;
отслеживание предпосылок научного типа мышления; видов деятельности по
получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и
применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании
проектов.
3. При этом непосредственное оценивание остаётся прерогативной
образовательного учреждения с учётом обозначенных в программе
предметных, личностных и метапредметных результатов.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Основные формы организации занятий: лекционно-практические занятия,
проектная деятельность (самостоятельные и групповые работы).
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по
результатам выполнения практических заданий.
Итоговый контроль - в форме защиты проектов.
Основой для оценивания деятельности учащихся являются результаты
анализа его продукции и деятельности по ее созданию.
Проверкой достигаемых учениками образовательных результатов могут
служить:
- устные суждения педагога;
- взаимооценка учащимися работ друг друга или работ, выполненных в
группах;
- текущая диагностика и оценка учителем деятельности ученика;
- текущий рефлексивный самоанализ ученика;
- публичная защита проектов;
- итоговая оценка.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
Контрольные
Всего
работы

Практические
работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Раздел 1. Возможности робототехники и прикладных программных средств по работе с электронными
документами.
1.1
1.2

Введение
Робототехника.

Библиотека Фоксфорд
https://foxford.ru/wiki/informatika
Библиотека Фоксфорд
https://foxford.ru/wiki/informatika

1
2

Возможности прикладных
Библиотека Фоксфорд
1.3
программных средств по работе с
2
https://foxford.ru/wiki/informatika
электронными документами.
Итого по разделу
5
Раздел 2. Оформление учебных материалов с помощью текстового процессора Microsoft Office Word.
Доклад – одна из форм научноБиблиотека Фоксфорд
2.1
практической деятельности
2
2
https://foxford.ru/wiki/informatika
школьников.
Создание схем средствами
Библиотека Фоксфорд
2.2
текстового процессора Word и
2
2
https://foxford.ru/wiki/informatika
программ компьютерной графики
Итого по разделу
4
Раздел 3. Создание учебных презентаций с использованием программы Microsoft Office Power Point.
3.1

Знакомство с MS Power Point

Итого по разделу

14
14

14

Библиотека Фоксфорд
https://foxford.ru/wiki/informatika

Раздел 4. Использование программы Movie Maker для создания учебных фильмов.
Программные средства для
4.1
создания проекта в среде Movie
2
2
Maker.
Итого по разделу
2
Раздел 5. Использование программы MS Publisher для создания учебных материалов
Программные возможности
5.1
подготовки публикаций в MS
2
2
Publisher.
Итого по разделу
2
Раздел 6. Выполнение проектной работы по оформлению учебных материалов.
6.1

Итоговая проектная работа.

4

Итого по разделу

4

Повторение пройденного материала

2

Итоговый контрль (итоговая проектная
работа)
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1

1

34

1

Библиотека Фоксфорд
https://foxford.ru/wiki/informatika

Библиотека Фоксфорд
https://foxford.ru/wiki/informatika

4

Библиотека Фоксфорд
https://foxford.ru/wiki/informatika

2

Библиотека Фоксфорд
https://foxford.ru/wiki/informatika
Библиотека Фоксфорд
https://foxford.ru/wiki/informatika

28

8 КЛАСС
№
п/п

Тема урока

1

Введение.
Правила Т.Б. при
работе в
компьютерном
классе. Включение,
выключение ПК.

2

Робототехника –
наука о разработке и
использовании
автоматизированных
технических систем.

3

Примеры
роботизированных
систем

4

Прикладные
программные
средства по работе с
электронными
документами: тексто
-вый процессор
Word, графический
редактор Paint.

Количество часов
Всего

1

1

1

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучени
я

Электронные
цифровые
образователь
ные ресурсы

03.09.2025

Библиотека
Фоксфорд
https://foxford.ru/
wiki/informatika

10.09.2025

Библиотека
Фоксфорд
https://foxford.ru/
wiki/informatika

17.09.2025

Библиотека
Фоксфорд
https://foxford.ru/
wiki/informatika

24.09.2025

Библиотека
Фоксфорд
https://foxford.ru/
wiki/informatika

5

6

7

8

Программа
сканирования и
распознавания
материалов Fine
Reader, программы
Movie Maker и MS
Publisher. Работа с
изображениями.
Сканирование и
редактирование
текстов.
Оформление
докладов в среде
текстового
процессора Word.
Оформление
учебных
материалов с
помощью текстового
процессора Microsoft
Office Word
Оформление
тематических
кроссвордов,
сканвордов
средствами
текстового
процессора Word.
Ребус.

1

1

1

1

1

1

1

01.10.2025

Библиотека
Фоксфорд
https://foxford.ru/
wiki/informatika

08.10.2025

Библиотека
Фоксфорд
https://foxford.ru/
wiki/informatika

15.10.2025

Библиотека
Фоксфорд
https://foxford.ru/
wiki/informatika

22.10.2025

Библиотека
Фоксфорд
https://foxford.ru/
wiki/informatika

9

10

11

Оформление
тематических
ребусов в текстовом
процессоре Word и
средствами пакетов
компьютерной
графики.
Основные
возможности
программы
PowerPoint
Создание
презентации с
помощью мастера в
PowerPoint

1

1

1

1

1

1

05.11.2025

Библиотека
Фоксфорд
https://foxford.ru/
wiki/informatika

12.11.2025

Библиотека
Фоксфорд
https://foxford.ru/
wiki/informatika

19.11.2025

Библиотека
Фоксфорд
https://foxford.ru/
wiki/informatika

12

Режимы просмотра
слайдов в
PowerPoint

1

1

26.11.2025

13

Ввод и
редактирование
текста в PowerPoint

1

1

03.12.2025

14

Вставка, удаление,
перемещение
текста и слайдов

1

1

10.12.2025

15

Разработка
собственного
проекта в
PowerPoint

1

1

17.12.2025

Библиотека
Фоксфорд
https://foxford.ru/
wiki/informatika
Библиотека
Фоксфорд
https://foxford.ru/
wiki/informatika
Библиотека
Фоксфорд
https://foxford.ru/
wiki/informatika
Библиотека
Фоксфорд
https://foxford.ru/
wiki/informatika

16

Изменение
цветовой схемы в
PowerPoint

1

1

24.12.2025

17

Изменение образца
слайда

1

1

14.01.2026

18

19

20

21

Добавление
колонтитулов.
Форматирование
текста слайдов
Изменение фона
слайда. Вставка
графических
объектов в
PowerPoint.
Вставка картинок.
Вставка диаграмм,
создание диаграмм.
Вставка таблиц из
WORD в
PowerPoint.
Добавление
анимационных
эффектов,
настройка
параметров
анимации в
PowerPoint.

1

1

1

1

1

1

1

1

Библиотека
Фоксфорд
https://foxford.ru/
wiki/informatika
Библиотека
Фоксфорд
https://foxford.ru/
wiki/informatika

21.01.2026

Библиотека
Фоксфорд
https://foxford.ru/
wiki/informatika

28.01.2026

Библиотека
Фоксфорд
https://foxford.ru/
wiki/informatika

04.02.2026

Библиотека
Фоксфорд
https://foxford.ru/
wiki/informatika

11.02.2026

Библиотека
Фоксфорд
https://foxford.ru/
wiki/informatika

22

23

24

25

Скрытые слайды.
Просмотр готовых
презентаций.
Настройка времени
показа слайдов.
Автоматическая и
ручная смена
слайдов
Создание
управляющих
кнопок. Рисование
на слайдах. Запуск
презентации.
Обзор
программных
средств для
создания проекта
фильма. Создание
учебного фильма в
среде Movie Maker
Вставка текста,
титров, звукового
сопровождения в
фильм.
Использование
раскадровки.
Добавление
названий, эффектов
и переходов в среде

1

1

1

1

1

1

1

1

18.02.2026

Библиотека
Фоксфорд
https://foxford.ru/
wiki/informatika

25.02.2026

Библиотека
Фоксфорд
https://foxford.ru/
wiki/informatika

04.03.2026

Библиотека
Фоксфорд
https://foxford.ru/
wiki/informatika

11.03.2026

Библиотека
Фоксфорд
https://foxford.ru/
wiki/informatika

26

27

28

29

30
31

Movie Maker
Обзор
программных
возможностей
программы
подготовки
публикаций MS
Publisher
Вставка
изображений. Бюлл
етень. Назначение
и использование
для оформления
учебных
материалов. Буклет
Итоговая проектная
работа
«Тематические
материалы по …».
Итоговая проектная
работа
«Тематические
материалы по …».
Рекомендации по
выбору темы и
оформлению
проекта. Правила
защиты проекта
Рекомендации по

1

1

1

1

1

1

1

1

18.03.2026

Библиотека
Фоксфорд
https://foxford.ru/
wiki/informatika

01.04.2026

Библиотека
Фоксфорд
https://foxford.ru/
wiki/informatika

08.04.2026

Библиотека
Фоксфорд
https://foxford.ru/
wiki/informatika

15.04.2026

Библиотека
Фоксфорд
https://foxford.ru/
wiki/informatika

1

1

22.04.2026

Библиотека
Фоксфорд
https://foxford.ru/
wiki/informatika

1

1

29.04.2026

Библиотека

выбору темы и
оформлению
проекта. Правила
защиты проекта

Фоксфорд
https://foxford.ru/
wiki/informatika

32

Повторение
пройденного
материала

1

1

06.05.2026

33

Повторение
пройденного
материала

1

1

13.05.2026

Библиотека
Фоксфорд
https://foxford.ru/
wiki/informatika
Библиотека
Фоксфорд
https://foxford.ru/
wiki/informatika

Итоговая
контрольная
тестовая работа (в
34
формате итоговой
проектной работы)
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1

1

34

1

20.05.2026

28

Библиотека
Фоксфорд
https://foxford.ru/
wiki/informatika


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

1

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».