МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей
№ 12
(МАОУ лицей № 12)
Приложение к ООП ООО
СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
протокол от 29.08.2025 № 1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
МОДУЛЬ «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
4 классы
2025-2026 учебный год
Екатеринбург, 2025
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Россия — наша Родина. Культура и религия. Этика и её значение в жизни человека.
Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах
разных народов.
Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества.
Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть
нравственным в наше время. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали.
Методика создания морального кодекса в школе.
Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы
нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4
классе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результат
— понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство
гордости за свою Родину;
— формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать свою
этническую и национальную принадлежность;
— понимать значение гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
осознавать ценность человеческой жизни;
— понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни личности,
семьи, общества;
— осознавать право гражданина РФ исповедовать любую традиционную религию
или не исповедовать никакой религии;
— строить своё общение, совместную деятельность на основе правил коммуникации:
умения договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать другое мнение,
независимо от принадлежности собеседников к религии или к атеизму;
— соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в российском
обществе, проявлять уважение к духовным традициям народов России, терпимость к
представителям разного вероисповедания;
— строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил; проявлять в
повседневной жизни доброту, справедливость, доброжелательность в общении,
желание при необходимости прийти на помощь;
— понимать необходимость обогащать свои знания о духовно-нравственной культуре,
стремиться анализировать своё поведение, избегать негативных поступков и действий,
оскорбляющих других людей;
— понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным
ценностям.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
— овладевать способностью понимания и сохранения
— формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить
наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие
коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок,
понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
—
совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и
коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств
информационно- коммуникационных технологий для решения различных
коммуникативных и познавательных задач;
— совершенствовать умения в области работы с информацией,
осуществления информационного поиска для выполнения учебных
заданий;
— овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров,
осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами
коммуникации;
— овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
— формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать
возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою
собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения
и оценку событий;
— совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности,
умения определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о
распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Познавательные УУД:
— ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества —
мораль, этика, этикет, справедливость, гуманизм, благотворительность, а также
используемых в разных религиях (в пределах изученного);
— использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях и
светской этике (наблюдение, чтение, сравнение, вычисление);
— применять логические действия и операции для решения учебных задач:
сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого
фактического материала;
— признавать возможность существования разных точек зрения; обосновывать свои
суждения, приводить убедительные доказательства;
— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Работа с информацией:
— воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию, подчёркивать её
принадлежность к определённой религии и/или к гражданской этике;
— использовать разные средства для получения информации в соответствии с
поставленной учебной задачей (текстовую, графическую, видео);
— находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в разных
информационных источниках, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого
входа);
— анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных источниках, с
помощью учителя, оценивать её объективность и правильность.
Коммуникативные УУД:
— использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных притч,
сказаний, произведений фольклора и художественной литературы, анализа и оценки
жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого
этикета;
— соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать вопросы и
высказывать своё мнение; проявлять уважительное отношение к собеседнику с учётом
особенностей участников общения;
— создавать небольшие тексты-описания, тексты-рассуждения для воссоздания,
анализа и оценки нравственно-этических идей, представленных в религиозных
учениях и светской этике.
Регулятивные УУД:
— проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в осуществлении
учебной деятельности и в конкретных жизненных ситуациях; контролировать состояние
своего здоровья и эмоционального благополучия, предвидеть опасные для здоровья и
жизни ситуации и способы их предупреждения;
— проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки, ориентируясь на
нравственные правила и нормы современного российского общества; проявлять
способность к сознательному самоограничению в поведении;
— анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и негативного
отношения к окружающему миру (природе, людям, предметам трудовой
деятельности);
— выражать своё отношение к анализируемым событиям, поступкам, действиям:
одобрять нравственные нормы поведения; осуждать проявление несправедливости,
жадности, нечестности, зла;
— проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к предмету,
желание больше узнать о других религиях и правилах светской этики и этикета.
Совместная деятельность:
— выбирать партнёра не только по личным симпатиям, но и по деловым качествам,
корректно высказывать свои пожелания к работе, спокойно принимать замечания к
своей работе, объективно их оценивать;
— владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться,
руководить; терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликты;
— готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и
дополнительному материалу с иллюстративным материалом и видеопрезентацией.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы светской
этики» должны отражать сформированность умений:
— выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития
как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях,
окружающей действительности;
— выражать своими словами понимание значимости нравственного
самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;
— выражать понимание и принятие значения российских традиционныхдуховных
и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России,
российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного
совершенствования;
— рассказывать о российской светской (гражданской) этике как общепринятых в
российском обществе нормах морали, отношений и поведения людей, основанных на
российских
традиционных духовных ценностях, конституционных правах, свободах и обязанностях
человека и гражданина в России;
— раскрывать основное содержание нравственных категорий российской светской
этики (справедливость, совесть, ответственность, сострадание, ценность и достоинство
человеческой жизни, взаимоуважение, вера в добро, человеколюбие, милосердие,
добродетели, патриотизм, труд) в отношениях между людьми в российском обществе;
объяснять «золотое правило нравственности»;
— высказывать суждения оценочного характера о значении нравственности в жизни
человека, семьи, народа, общества и государства; умение различать нравственные нормы
и нормы этикета, приводить примеры;
— первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения
(своих и других людей) с позиций российской светской (гражданской) этики;
— раскрывать своими словами первоначальные представления об основных нормах
российской светской (гражданской) этики: любовь к Родине, российский патриотизм и
гражданственность, защита Отечества; уважение памяти предков, исторического и
культурного наследия и
особенностей народов России, российского общества; уважение чести, достоинства,
доброго имени любого человека; любовь к природе, забота о животных, охрана
окружающей среды;
— рассказывать о праздниках как одной из форм исторической памяти народа,
общества; российских праздниках (государственные, народные, религиозные, семейные
праздники); российских государственных праздниках, их истории и традициях (не менее
трёх), религиозных праздниках (не менее двух разных традиционных религий народов
России), праздниках в своём регионе (не менее одного), о роли семейных праздников в
жизни человека, семьи;
— раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в семье на основе
российских традиционных духовных ценностей (семья — союз мужчины и женщины на
основе взаимной;
любви для совместной жизни, рождения и воспитания детей; любовь и забота родителей о
детях; любовь и забота детей о нуждающихся в помощи родителях; уважение старших по
возрасту, предков); российских традиционных семейных ценностей;
— распознавать российскую государственную символику, символику своего региона,
объяснять её значение; выражать уважение российской государственности, законов в рос
сийском обществе, законных интересов и прав людей, сограждан;
— рассказывать о трудовой морали, нравственных традициях трудовой деятельности,
предпринимательства в России; выражать нравственную ориентацию на трудолюбие,
честный труд, уважение к труду, трудящимся, результатам труда;
— рассказывать о российских культурных и природных памятниках, о культурных и
природных достопримечательностях своего региона;
— раскрывать основное содержание российской светской (гражданской) этики на
примерах образцов нравственности, российской гражданственности и патриотизма в
истории России;
— объяснять своими словами роль светской (гражданской) этики в становлении
российской государственности;
— первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению
исторического и культурного наследия народов России, российского общества в своей
местности, регионе, оформлению и представлению её результатов;
— приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические
нормы российской светской (гражданской) этики и внутреннюю установку личности
поступать согласно своей совести;
— выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора,
отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание
российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры),
понимание
российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к
Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры сотрудничества
последователей традиционных религий;
— называть традиционные религии в России, народы России, для которых
традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм,
иудаизм;
— выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности
человеческой жизни в российской светской (гражданской) этике.
. Система оценивания учебных достижений обучающихся по курсу ОРКСЭ
1.Формализованные требования (баллы, отметки) по оценке успеваемости по результатам
освоения курса не предусматриваются. Уроки по курсу ОРКСЭ – безотметочные (по
системе «зачет – незачет»).
2.Для оперативного контроля знаний и умений по курсу используются
систематизированные упражнения, фронтальные опросы, тестовые задания различных
видов. Подходы к оцениванию могут быть представлены оцениванием по системе «зачетнезачет», вербальным поощрением, похвалой, одобрением, интересом одноклассников и
членов семьи к результатам деятельности.
3.Оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьников,
своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп
деятельности и др.).
.4.Оцениванию подлежат индивидуальные учебные достижения обучающихся (сравнение
сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями).
5. Положительно оценивается каждый удавшийся шаг ребенка, попытка (даже неудачная)
самостоятельно найти ответ на вопрос. Необходимо поощрять любое проявление
инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос, поработать у доски. Поощрять, не
боясьперехвалить. Учить детей осуществлять самоконтроль: сравнивать свою работу с
образцом, находить ошибки, устанавливать их причины, самому вносить исправления.
6. По ОРКСЭ контрольные работы не проводятся.
7. По ОРКСЭ домашние задания задаются только в виде творческих (нарисовать рисунок,
написать сочинение, подготовить доклад и т.д.)
8. Безотметочная система оценивания устанавливается в течение всего учебного года.
Согласно Федеральному закону РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ
от 29.12.2012 (ст.28 п.10. осуществление текущего контроляуспеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и
порядка проведения), для оценки уровня успеваемости, степени глубины полученных
знаний и навыков, а также успешности воспитательной деятельности в классе и наличия
зачатков ценностного мышления учитель может использовать: педагогическое
наблюдение, которое дает возможность проследить динамику развития ученика,
устойчивость основных проявлений личностных особенностей в учебном процессе,
выявлять сильные и слабые стороны и в то же время позволяет оценивать его не только по
показателям учебной деятельности, но и по личностным проявлениям, что особенно
важно при решении воспитательных задач при изучении данного курса.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МОДУЛЬ "ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ"
Количество часов
№ Наименование разделов и тем программы
п/п
Всего Контрольные Практические
работы
1
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
работы
Россия — наша Родина
https://www.klass39.ru/multfilmy-my-zhivyom-v-rossii
https://urok.1sept.ru/articles/689730
1
2
Этика и её значение в жизни человека.
Нормы морали. Нравственные ценности,
идеалы, принципы
3
https://videouroki.net/video/26-obshchenie-i-istochniki-preodoleniyaobid.html, https://videouroki.net/video/5-kazhdyj-interesen.html
3
Государство и мораль гражданина.
Основной Закон (Конституция) в
государстве как источник российской
гражданской этики
1
Библиотека ЦОК, https://www.youtube.com/watch?v=3BZT68Z
4
Этикет
4
5
Образцы нравственности в культуре
Отечества, народов России. Природа и
человек
8
https://videouroki.net/video/6-premudrosti-ehtiketa.html,
https://videouroki.net/video/7-krasota-ehtiketa.
https://videouroki.net/video/8-prostye-shkolnye-i-domashnie-pravilahttps://videouroki.net/video/10-v-razvitii-dobryh-chuvstv-tvorenieehtiketa.htm
dushi.html, https://videouroki.net/video/11-priroda-volshebnye-dveri-k-
6
Праздники как одна из форм исторической
памяти
2
https://videouroki.net/video/26-obshchenie-i-istochniki-preodoleniyaobid.html, https://videouroki.net/video/5-kazhdyj-interesen.html
7
8
9
Семейные ценности. Этика в семье
1
https://videouroki.net/video/6-premudrosti-ehtiketa.html
Трудовая мораль. Меценатство.
2
https://videouroki.net/video/28-dobrote-soputstvuet-terpenie.html
Что значит быть нравственным в наше
время. Методы нравственного
самосовершенствования
9
https://videouroki.net/video/17-ezheli-dushevny-vy-i-k-ehtike-negluhi.html
10 Любовь и уважение к Отечеству.
3
https://videouroki.net/razrabotki/chas-obshchieniia-sud-ba-i-rodinaiediny.html
Общее количество часов по программе
34
dobru-i-doveriyu.html
Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России
0
0
Поурочное планирование для педагогов, использующих учебник А.И. Шемшуриной, А.А. Шемшурина
Основы светской этики
Тема урока
№ п/п
1
Россия – наша Родина.
Количество часов
Контрольные Практические
Всего
работы
работы
1
Этика – наука о нравственной жизни человека.
2
1
1
4
Этика общения: золотое правило этики
Государство и мораль гражданина. Основной Закон
(Конституция) в государстве как источник российской
гражданской этики
Правила общения для всех
5
От добрых правил — добрые слова и поступки.
1
6
Каждый интересен…
1
3
1
7
Премудрости этикета
1
8
Красота этикета
1
9
Школьные и домашние правила этикета
1
10
Чистый ручеёк нашей речи
1
11
В развитии добрых чувств – творение души.
1
12
Природа — волшебные двери к добру и доверию
1
13
Чувство Родины
1
Дата изучения
14
15
16
Жизнь протекает среди людей
Чтобы быть коллективом
Коллектив начинается с меня
1
1
1
17
Мой класс — мои друзья
1
18
Ежели душевны вы и к этике не глухи.
1
Праздники – «первичная форма человеческой культуры»
Праздники как одна из форм исторической памяти.
Семейные ценности. Этика семейных отношений.
Трудовая мораль
Нравственные традиции предпринимательства.
Меценатство
Жизнь священна
1
1
1
1
1
1
1
28
Человек рождён для добра
О Милосердии
Жить во благо себе и другим
Достойно жить среди людей
29
30
31
32
33
34
Уметь понять и простить
Простая этика поступков
Общение и источник преодоления обид
Действия с приставкой «со»
С Чего начинается Родина…
В тебе рождается патриот и гражданин
1
1
1
1
1
1
19
20
21
22
23
24
25
26
27
Общее количество часов по программе 34
1
1
1
34
0
0