МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учр еждение лицей
№ 12
(МАОУ лицей № 12)
Приложение к ООП ООО
СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
протокол от 29.08.2025 № 1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Функциональная грамотность»
для обучающихся 5–7 классов
г. Екатеринбург 2025
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
5 класс
КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Управление компьютером – 2 ч.
Техника безопасности и организация рабочего места. Файлы и папки.
Основные действия. Ввод информации в память компьютера. Группы
клавиш.
Работа в текстовом редакторе – 9 ч.
Текстовый редактор. Запуск программы. Рабочее окно. Шрифт. Кегль.
Выравнивание текста. Межстрочный интервал. Набор текста по образцу.
Нумерованные списки. Маркированные списки.
Работа в программе Калькулятор – 1 ч.
Выполнение вычислений с помощью программы «Калькулятор». Запуск
программы. Рабочее окно программы.
Работа в графическом редакторе – 4 ч.
Графический редактор. Вызов программы. Рабочее окно. Сетка. Масштаб.
Инструменты графического редактора. Основные фигуры. Линия. Цвет
линии. Палитра цветов. Раскрашивание готовых рисунков. Создание рисунка.
Трехмерные объекты.
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Звуковые явления (4 часа)
Звуковые явления. Звуки живой и неживой природы. Слышимые и
неслышимые звуки. Шум и его воздействие на человека.
Строение вещества (5 часов)
Вода. Уникальность воды. Углекислый газ в природе и его значение.
Земля и земная кора. Минералы (4 часа)
Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной
породой и рудой. Атмосфера Земли.
Живая природа (5 часов)
Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле.
Свойства живых организмов.
6 класс
КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Управление компьютером - 4 ч.
Устройство компьютера. Файловая система. Архивация файлов. Устройства
ввода и вывода информации. Группы клавиш.
Работа в текстовом редакторе - 6 ч.
Вставка таблицы. Таблицы. Объединение ячеек, добавление (удаление)
строки столбцов. Заполнение таблицы. Фигуры. Составление блок-схемы.
Вставка изображения. Набор текста с внедренными объектами
Работа в редакторе электронных таблиц - 3 ч.
Ввод таблицы. Использование формул. Построение диаграмм
Работа в редакторе презентаций- 3 ч.
Требования к оформлению презентаций. Макеты слайдов, дизайн. Анимация
и переходы слайдов. Использование внедренных объектов
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Строение вещества (4 часа)
Тело и вещество. Агрегатные состояния вещества. Масса. Измерение массы
тел. Строение вещества. Атомы и молекулы. Модели атома.
Тепловые явления (4 часа)
Тепловые явления. Тепловое расширение тел. Использование явления
теплового расширения для измерения температуры. Плавление и
отвердевание. Испарение и конденсация. Кипение.
Земля, Солнечная система и Вселенная (4 часа)
Представления о Вселенной. Модель Солнечной системы. Изучение и
исследование Луны. Исследования ближайших планет - Марса, Венеры.
Живая природа (6 часов)
Царства живой природы
6 класс
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Поиск информации и понимание текста. 5 часов
Определение главной темы и общей цели или назначения текста. Различение
темы и подтемы специального текста.. Выделение главной и второстепенной
информации текста. Поиск информации, явно заданной в тексте.
Выстраивание последовательности описываемых событий. Сопоставление
основных текстовых и внетекстовых компонентов.. Преобразование
информации, данной в виде графика, таблицы, схемы, в текстовую
информацию.. Формулирование прямых выводов и заключений на основе
фактов, имеющихся в тексте. Метафоричность речи, умение понимать
образность языка текстов.. Проверочная работа по формированию
читательской грамотности №1.
Преобразование и интерпретация информации 5 часов
Поиск в тексте доводов и подтверждение выдвинутых тезисов..
Интерпретация и обобщение информации, представленной в тексте неявно.
Установление связей, не высказанных в тексте напрямую.. Формирование на
основе текста системы аргументов для обоснования определенной позиции.
Сопоставление разных точек зрения и разных источников информации по
заданной теме.. Применение информации из текста при решении учебнопознавательных задач.. Проверочная работа по формированию читательской
грамотности №2.
Критический анализ и оценка информации 7 часов
Оценивание утверждений, сделанных в тексте, исходя из своих
представлений о мире.. Нахождение в тексте доводов в защиту своей точки
зрения.. Обнаружение недостоверности получаемой информации..
Нахождение путей восполнения пробелов в информации. Решение на основе
текста учебно-практических задач.. Диагностика читательской грамотности..
Анализ ошибок, допущенных в работе.. Самоконтроль и самооценка
понимания прочитанного. Практическая работа.. Практикум по созданию
собственных текстов на основе прочитанных текстов
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Формирование финансовой грамотности предполагает освоение знаний,
умений, установок и моделей поведения, необходимых для принятия
разумных финансовых решений. Обучающиеся познакомятся с базовыми
правилами грамотного использования денежных средств, научатся выявлять и
анализировать финансовую информацию, оценивать финансовые проблемы,
обосновывать финансовые решения и оценивать финансовые риски.
Занятия по программе способствуют выработке умений и навыков,
необходимых при рассмотрении финансовых вопросов, не имеющих
однозначно правильных решений, требующих анализа альтернатив и
возможных последствий сделанного выбора с учетом возможностей и
предпочтений конкретного человека или семьи. Содержание занятий создает
условия для применения финансовых знаний и понимания при решении
практических вопросов, входящих в число задач, рассматриваемых при
изучении математики, информатики, географии и обществознания.
7 класс
ГЛОБАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
Направление «глобальные компетенции» непосредственно связано с
освоением знаний по проблемам глобализации,устойчивого развития и
межкультурного взаимодействия, изучение которых в соответствии с
Федеральным государственнымстандартом основного общего образования
входит в программыестественно-научных, общественно-научных предметов и
иностранных языков. Содержание модуля отражает два аспекта:глобальные
проблемы и межкультурное взаимодействие. Организация занятий в рамках
модуля по «глобальным компетенциям» развивает критическое и
аналитическое мышление,умения анализировать глобальные и локальные
проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, выявлять и
оцениватьразличные мнения и точки зрения, объяснять сложные ситуации и
проблемы, оценивать информацию, а также действиялюдей и их воздействие
на природу и общество.
Деятельность по формированию глобальной компетентностиобучающихся
позволяет решать образовательные и воспитательные задачи, ориентируя
школьников с учетом их возрастаи познавательных интересов на современную
систему научныхпредставлений о взаимосвязях человека с природной и
социальной средой, повышение уровня экологической культуры,применение
знаний из социальных и естественных наук при
планировании своих действий и поступков и при оценке ихвозможных
последствий для окружающей среды и социального окружения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
ОСВОЕНИЯ
КУРСА
Изучение курса «Функциональная грамотность» направлено на
достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения содержания учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты имеют направленность на решение задач
воспитания, развития и социализации обучающихся средствами учебного
предмета.
В результате изучения информатики на уровне основного общего
образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты в части:
1) патриотического воспитания:
ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и
научному наследию, понимание значения информатики как науки в жизни
современного общества, владение достоверной информацией о передовых
мировых и отечественных достижениях в области информатики и
информационных технологий, заинтересованность в научных знаниях о
цифровой трансформации современного общества;
2) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора, готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение
и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков, активное неприятие асоциальных
поступков, в том числе в Интернете;
3) гражданского воспитания:
представление о социальных нормах и правилах межличностных
отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах, соблюдение
правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернетсреде, готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении
учебных, познавательных задач, создании учебных проектов, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности,
готовность оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции
нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
4) ценностей научного познания:
сформированность мировоззренческих представлений об информации,
информационных
процессах
и
информационных
технологиях,
соответствующих современному уровню развития науки и общественной
практики и составляющих базовую основу для понимания сущности научной
картины мира;
интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и
способность к самообразованию, осознанному выбору направленности и
уровня обучения в дальнейшем;
овладение основными навыками исследовательской деятельности,
установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия;
сформированность информационной культуры, в том числе навыков
самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой,
разнообразными средствами информационных технологий, а также умения
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
5) формирования культуры здоровья:
осознание ценности жизни, ответственное отношение к своему здоровью,
установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и
соблюдения требований безопасной эксплуатации средств информационных и
коммуникационных технологий;
6) трудового воспитания:
интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах
профессиональной
деятельности,
связанных
с
информатикой,
программированием и информационными технологиями, основанными на
достижениях науки информатики и научно-технического прогресса;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов
и потребностей;
7) экологического воспитания:
осознание глобального характера экологических проблем и путей их
решения, в том числе с учётом возможностей информационных и
коммуникационных технологий;
8) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной
и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных
ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах,
в том числе существующих в виртуальном пространстве.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения программы по информатике
отражают
овладение
универсальными
учебными
действиями
–
познавательными, коммуникативными, регулятивными.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии
для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные
и по аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом
самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать
искомое и данное;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную
в ходе исследования;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и
их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации или данных из источников с учётом предложенной
учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным
учителем или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента,
исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять
устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность (сотрудничество):
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, в том числе при создании
информационного продукта;
принимать цель совместной информационной деятельности по сбору,
обработке, передаче, формализации информации, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;
выполнять свою часть работы с информацией или информационным
продуктом, достигая качественного результата по своему направлению и
координируя свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по
критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена
команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие
решения;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений
(индивидуальное принятие решений, принятие решений в группе);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты
решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых
знаний об изучаемом объекте;
делать выбор в условиях противоречивой информации и брать
ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть
при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам;
объяснять
причины
достижения
(недостижения)
результатов
информационной деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь
находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого.
Принятие себя и других:
осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях
открытого доступа к любым объёмам информации.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
• понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия
«информация»;
• различать виды информации по способам её восприятия человеком, по
формам представления на материальных носителях;
• приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и
обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе,
технике;
• определять простейшие компоненты компьютера (системный блок,
клавиатура, монитор, мышка), моделирующие основные компоненты
информационных функций человека;
• запускать программы из меню «Пуск»;
• вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры;
• применять текстовый редактор для набора, редактирования и
форматирования простейших текстов;
• применять простейший графический редактор для создания и
редактирования рисунков;
• открывать и создавать папки, сохранять документ;
• выполнять вычисления с помощью программы «Калькулятор»;
• находить нужную информацию в сети Интернет;
• выполнять требования к организации компьютерного рабочего места,
соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
Обучающиеся должны:
• понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия
«информация»;
• различать виды информации по способам её восприятия человеком, по
формам представления на материальных носителях;
• приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и
обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе,
технике;
• приводить примеры информационных носителей;
• определять простейшие компоненты компьютера (системный блок,
клавиатура, монитор, мышка), моделирующие основные компоненты
информационных функций человека;
• запускать программы из меню «Пуск»;
• вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры;
• уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и
форматирования простейших текстов, вставлять таблицу,
• уметь применять простейший графический редактор для создания и
редактирования рисунков, вставлять картинки;
• уметь открывать паку, находить нужный файл;
знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места,
соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
находить и извлекать информацию о естественнонаучных явлениях в
различном контексте.
объяснять и описывать естественнонаучные явления на основе
имеющихся научных знаний.
распознавать и исследовать личные, местные, национальные,
глобальные естественнонаучные проблемы в различном контексте.
в рамках предметного содержания интерпретировать и оценивать
личные, местные, национальные, глобальные естественнонаучные
проблемы в различном контексте в рамках предметного содержания.
интерпретировать и оценивать, делать выводы и строить прогнозы о
личных, местных, национальных, глобальных естественнонаучных
проблемах в различном контексте в рамках метапредметного
содержания.
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ
1. Поиск информации и понимание текста
Учащийся научится:
определять основную тему, общую цель или назначение, главную идею
текста; структурировать его, выделять главное и второстепенное;
отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию;
выстраивать последовательность описываемых событий, делать
выводы по содержанию текста;
сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты:
обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей;
сопоставлять информацию из разных частей текста;
объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика,
таблицы и т.п.; понимать смысл терминов, неизвестных слов;
работать с метафорами – понимать переносный смысл выражений.
2. Преобразование и интерпретация информации
Учащийся сможет:
обнаруживать в тексте доводы и подтверждение выдвинутых тезисов;
делать выводы из сформулированных посылок, выводить заключение о
намерении автора;
формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для
обоснования определённой позиции; сопоставлять разные точки зрения
и разные источники информации по данной теме.
3. Критический анализ и оценка информации
Учащийся получит возможность научиться:
оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих
представлений и мире; находить доводы в защиту своей точки зрения;
на основании имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать
сомнению
достоверность
информации,
обнаруживать
недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и
находить пути восполнения этих пробелов.
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Предметные результаты освоения программы основного общего образования
представлены с учетом специфики содержания предметных областей,
затрагиваемых в ходе формирования и оценке функциональной грамотности.
- освоение системы знаний, необходимых для решения финансовых
вопросов, включая базовые финансово-экономические понятия, отражающие
важнейшие сферы финансовых отношений;
- формирование умения устанавливать и объяснять взаимосвязи явлений,
процессов в финансовой сфере общественной жизни, их элементов и
основных функций;
- формирование умения решать познавательные и практические задачи,
отражающие выполнение типичных для несовершеннолетнего социальных
ролей и социальные взаимодействия в финансовой сфере общественной
жизни, в том числе направленные на определение качества жизни человека,
семьи и финансового благополучия;
- формирование умения использовать полученную информацию в процессе
принятия решений о сохранении и накоплении денежных средств, при оценке
финансовых рисков, при сравнении преимуществ и недостатков различных
финансовых услуг;
- формирование умения распознавать попытки и предупреждать вовлечение
себя и окружающих в деструктивные и криминальные формы сетевой
активности (в том числе фишинг);
- формирование умения с опорой на знания, факты общественной жизни и
личный социальный опыт оценивать собственные поступки и поведение
других людей с точки зрения их соответствия экономической
рациональности (включая вопросы, связанные с личными финансами, для
оценки рисков осуществления финансовых мошенничеств, применения
недобросовестных практик);
- приобретение опыта использования полученных знаний в практической
деятельности, в повседневной жизни для принятия рациональных
финансовых решений в сфере управления личными финансами, определения
моделей целесообразного финансового поведения, составления личного
финансового плана.
ГЛОБАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
Предметные результаты освоения программы основного общего
образования представлены с учетом специфики содержания предметных
областей, затрагиваемых в ходе формирования и оценки функциональной
грамотности.
Занятия по глобальным компетенциям вносят вклад в достижение
следующих предметных результатов по различным предметным областям:
- освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для
соответствующей предметной области;
- формирование предпосылок научного типа мышления;
- освоение деятельности по получению нового знания, его интерпретации,
преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе
при создании учебных и социальных проектов.
КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ
Планируемые предметные результаты по креативному мышлению:
Способность с опорой на иллюстрации и/или описания ситуаций составлять
названия, сюжеты и сценарии, диалоги и инсценировки.
Проявлять творческое воображение, изображать предметы и явления.
Демонстрировать с помощью рисунков смысл обсуждаемых терминов,
суждений, выражений и т. п..
Предлагать адекватные способы решения различных социальных проблем в
области энерго- и ресурсосбережения, в области экологии, в области заботы о
людях с
особыми
потребностями,
в
области межличностных
взаимоотношений.
Ставить исследовательские вопросы, предлагать гипотезы, схемы
экспериментов, предложения по изобретательству.
Знать методы развития креативного мышления, техники генерирования идей
и принятия индивидуальных и командных решений.
Уметь использовать инструменты и тренажёры развития интеллектуальных
функций.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Управление компьютером
Техника безопасности и организация
рабочего места. Файлы и папки.
1
Основные действия. Ввод информации в
память компьютера. Группы клавиш.
Работа в текстовом редакторе
2
Текстовый редактор. Запуск программы.
Рабочее окно. Шрифт. Кегль.
Выравнивание текста. Межстрочный
интервал. Набор текста по образцу.
3
Нумерованные списки. Маркированные
списки.
Работа в программе Калькулятор
Выполнение вычислений с помощью
4
программы «Калькулятор». Запуск
программы. Рабочее окно программы.
Работа в графическом редакторе
Графический
редактор.
Вызов
программы. Рабочее окно. Сетка.
Масштаб. Инструменты графического
5
редактора. Основные фигуры. Линия.
Цвет
линии.
Палитра
цветов.
Раскрашивание готовых рисунков.
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
2
https://fg.resh.edu.ru/
http://skiv.instrao.ru/
https://media.prosv.ru/func/
4
https://fg.resh.edu.ru/
http://skiv.instrao.ru/
https://media.prosv.ru/func/
5
https://fg.resh.edu.ru/
http://skiv.instrao.ru/
https://media.prosv.ru/func/
1
https://fg.resh.edu.ru/
http://skiv.instrao.ru/
https://media.prosv.ru/func/
4
https://fg.resh.edu.ru/
http://skiv.instrao.ru/
https://media.prosv.ru/func/
Создание
объекты.
рисунка.
Трехмерные
Итого по разделу
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Звуковые явления
Звуковые явления. Звуки живой и
неживой природы. Слышимые и
6
неслышимые звуки. Шум и его
воздействие на человека.
Строение вещества
Звуковые явления. Звуки живой и
неживой природы. Слышимые и
7
неслышимые звуки. Шум и его
воздействие на человека.
Земля и земная кора. Минералы
Земля, внутреннее строение Земли.
8
Знакомство с минералами, горной
породой и рудой. Атмосфера Земли.
Живая природа
Уникальность планеты Земля. Условия
9
для существования жизни на Земле.
Свойства живых организмов.
Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
16
4
https://fg.resh.edu.ru/
http://skiv.instrao.ru/
https://media.prosv.ru/func/
5
https://fg.resh.edu.ru/
http://skiv.instrao.ru/
https://media.prosv.ru/func/
4
https://fg.resh.edu.ru/
http://skiv.instrao.ru/
https://media.prosv.ru/func/
5
https://fg.resh.edu.ru/
http://skiv.instrao.ru/
https://media.prosv.ru/func/
18
34
6 КЛАСС
№
п/п
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Количество часов
Наименование разделов и тем
программы
Всего
Финансовая грамотность
«Школа финансовых решений» (5 ч)
Собираемся за покупками: что важно знать
Делаем покупки: как правильно выбирать
товары
Приобретаем услуги: знаем, умеем,
1
практикуем
Самое главное о правилах поведении
грамотного покупателя
«Деньги – не щепки, счетом крепки»
«Школа финансовых решений» (3 ч)
Семейный бюджет: по доходам — и расход.
Непредвиденные расходы: как снизить риск
2
финансовых затруднений.
На чем можно сэкономить: тот без нужды
живет, кто деньги бережет
«Школа финансовых решений» (2 ч)
Самое главное о правилах грамотного
3
ведения семейного бюджета
«Копейка к копейке – проживет семейка»
«Школа финансовых решений» (7ч)
Как финансовые угрозы превращаются в
4
финансовые неприятности.
5
Контрольные
работы
1
Практические
работы
https://fg.resh.edu.ru/
http://skiv.instrao.ru/
https://media.prosv.ru/func/
3
https://fg.resh.edu.ru/
http://skiv.instrao.ru/
https://media.prosv.ru/func/
2
https://fg.resh.edu.ru/
http://skiv.instrao.ru/
https://media.prosv.ru/func/
7
https://fg.resh.edu.ru/
http://skiv.instrao.ru/
Уловки финансовых мошенников: что
помогает от них защититься.
Заходим в Интернет: опасности для личных
финансов.
Самое главное о правилах безопасного
финансового поведения.
«Покупать, но по сторонам не зевать»
Итого по разделу
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Поиск информации и понимание текста
Определение главной темы и общей
цели
или
назначения
текста.
Различение
темы
и
подтемы
специального
текста..
Выделение
главной и второстепенной информации
5
текста.
Поиск
информации, явно заданной в
тексте.
Выстраивание
последовательности описываемых событий.
Сопоставление основных текстовых и
внетекстовых компонентов.
https://media.prosv.ru/func/
17
4
https://fg.resh.edu.ru/
http://skiv.instrao.ru/
https://media.prosv.ru/func/
4
https://fg.resh.edu.ru/
http://skiv.instrao.ru/
https://media.prosv.ru/func/
Преобразование и интерпретация информации
6
Преобразование информации, данной в
виде
графика,
таблицы,
схемы,
в
текстовую
информацию.. Формулирование прямых
выводов и заключений на основе фактов,
имеющихся в тексте. Метафоричность речи,
умение понимать образность языка
текстов..
Проверочная
работа
по
формированию читательской грамотности
№ 1.
1
Преобразование и интерпретация информации
7
Поиск
в
тексте
доводов
и
подтверждение выдвинутых тезисов..
Интерпретация
и
обобщение
информации, представленной в тексте
неявно. Установление связей, не
высказанных в тексте напрямую..
Формирование на основе текста
системы аргументов для обоснования
определенной позиции. Сопоставление
разных точек зрения и разных
источников информации по заданной
теме.. Применение информации из
текста
при
решении
учебнопознавательных задач.. Проверочная
работа по формированию читательской
грамотности №2.
4
1
https://fg.resh.edu.ru/
http://skiv.instrao.ru/
https://media.prosv.ru/func/
Критический анализ и оценка информации
8
Оценивание утверждений, сделанных в
тексте, исходя из своих представлений
о мире.. Нахождение в тексте доводов в
защиту
своей
точки
зрения..
Обнаружение
недостоверности
получаемой
информации..
Нахождение
путей
восполнения
пробелов в информации.
Решение на основе текста учебнопрактических
задач..
Диагностика
читательской грамотности. Анализ ошибок,
допущенных в работе.. Самоконтроль и
самооценка
понимания
прочитанного.
Практическая работа.. Практикум по
5
https://fg.resh.edu.ru/
http://skiv.instrao.ru/
https://media.prosv.ru/func/
созданию собственных текстов на основе
прочитанных текстов
Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
17
34
7 КЛАСС
№
п/п
Наименование разделов и тем программы
Количество часов
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Глобальные компетенции
«Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы учимся взаимодействовать и знакомимся с глобальными
проблемами» (5 ч)
Мы умеем дружить
Общаемся с одноклассниками и живем
интересно.
https://fg.resh.edu.ru/
1
5
Какие проблемы называют глобальными? Что
http://skiv.instrao.ru/
значит бытьглобально компетентным?
https://media.prosv.ru/func/
Можем ли мы решать глобальные проблемы?
Начинаемдействовать.
«Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы учимся самоорганизации и помогаем сохранить природу» (5 ч)
Мы разные, но решаем общие задачи.
Узнаем традиции и обычаи и учитываем их в
https://fg.resh.edu.ru/
общении.
Соблюдаем
правила.
Участвуем
в
2
5
http://skiv.instrao.ru/
самоуправлении.
https://media.prosv.ru/func/
Глобальные проблемы в нашей жизни.
Заботимся о природе.
«Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы учимся общаться с друзьями и вместе решать проблемы» (7 ч)
3
С чем могут быть связаны проблемы в
общении.Общаемся в школе, соблюдая свои
интересы и интересыдруга. Прошлое и
будущее: причины и способы решения
глобальных проблем.Действуем для будущего:
участвуем в изменении экологической
ситуации. Выбираем профессию.
Итого по разделу
7
17
https://fg.resh.edu.ru/
http://skiv.instrao.ru/
https://media.prosv.ru/func/
КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ
«Учимся мыслить креативно» (5 ч)
Модели и ситуации. Общее представление о
креативности (на примерах простейших
заданий и бытовых ситуаций). Знакомство с
содержательными и тематическими областями.
Выдвижение разнообразных идей. Для чего
нужно выдвигать разные идеи и варианты.
Разные, похожие, одинаковые.
4
Выдвижение креативных идей и их доработка.
Для чего нужны нестандартные идеи. Когда и
кому бывают нужны креативные идеи.
От выдвижения до доработки идей. Создание
продукта. Выполнение проекта на основе
комплексного задания.
Диагностика и рефлексия. Самооценка.
Выполнение практической работы.
«Учимся мыслить креативно» (5 ч)
Креативность в бытовых и учебных ситуациях:
модели и ситуации.
Модели заданий:
- названия и заголовки (ПС3)
- рисунки и формы, что скрыто за рисунком?
(ВС4)межличностные отношения (СПр5)
- исследовательские вопросы (ЕНПр6)
5
Выдвижение разнообразных идей. Учимся
проявлять гибкость и беглость мышления.
Разные образы и ассоциации.
Выдвижение креативных идей и их доработка.
Оригинальность и проработанность
Как вдохнуть в идею жизнь? Моделируем
ситуацию: нужны оригинальные идеи
5
1
https://fg.resh.edu.ru/
http://skiv.instrao.ru/
https://media.prosv.ru/func/
5
1
https://fg.resh.edu.ru/
http://skiv.instrao.ru/
https://media.prosv.ru/func/
От
выдвижения
до
доработки
идей.
Выполнение проекта на основе комплексного
задания.
Диагностика и рефлексия. Самооценка.
Выполнение итоговой работы.
«Проявляем креативность на уроках, в школе и в жизни» (7 ч)
6
Креативность в учебных ситуациях и
ситуациях межличностного взаимодействия.
Анализ моделей и ситуаций.
Модели заданий:
- сюжеты, сценарии (ПС),
- эмблемы, плакаты, постеры, значки (ВС),
- проблемы экологии (СПр),
- выдвижение гипотез (ЕНПр)
Выдвижение разнообразных идей. Учимся
проявлять гибкость и беглость мышления.
Разные сюжеты.
Выдвижение креативных идей и их доработка.
Оригинальность и проработанность. Когда
возникает необходимость доработать идею?
Моделируем ситуацию: нужна доработка идеи.
От выдвижения до доработки идей. Создание
продукта. Выполнение проекта на основе
комплексного задания.
Диагностика и рефлексия. Самооценка.
Выполнение итоговой практической работы.
7
Итого по разделу
17
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
33
1
2
0
https://fg.resh.edu.ru/
http://skiv.instrao.ru/
https://media.prosv.ru/func/
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
Тема урока
Техника безопасности и организация рабочего места. Файлы и
папки. Основные действия.
Ввод информации в память компьютера. Группы клавиш.
Текстовый редактор.
Запуск программы.
Рабочее окно.
Шрифт. Кегль.
Выравнивание текста.
Межстрочный интервал.
Набор текста по образцу.
Нумерованные списки.
Маркированные списки.
Выполнение
вычислений
с
помощью
программы
«Калькулятор». Запуск программы. Рабочее окно программы.
Графический редактор. Вызов программы.
Рабочее окно. Сетка. Масштаб. Инструменты графического
редактора.
Основные фигуры. Линия. Цвет линии. Палитра цветов.
Раскрашивание готовых рисунков. Создание рисунка.
Трехмерные объекты.
Звуковые явления.
Звуки живой и неживой природы.
Слышимые и неслышимые звуки.
Шум и его воздействие на человека.
Строение вещества
Вода.
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Уникальность воды.
Углекислый газ в природе
Значение углекислого газа в природе.
Земля, внутреннее строение Земли.
Земля и земная кора
Знакомство с минералами, горной породой и рудой.
Атмосфера Земли.
Уникальность планеты Земля.
Условия для существования жизни на Земле.
Живая природа Земли
Биосфера
Свойства живых организмов.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34
6 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Тема урока
Определение главной темы и общей цели или назначения текста.
Различение темы и подтемы специального текста.
Выделение главной и второстепенной информации текста. Поиск
информации, явно заданной в тексте.
Выстраивание
последовательности
описываемых
событий.
Сопоставление основных текстовых и внетекстовых компонентов.
Преобразование информации, данной в виде графика, таблицы, схемы, в
текстовую информацию. Формулирование прямых выводов и
заключений на основе фактов, имеющихся в тексте.
Метафоричность речи, умение понимать образность языка текстов.
Проверочная работа по формированию читательской грамотности №1.
Поиск в тексте доводов и подтверждение выдвинутых тезисов.
Интерпретация и обобщение информации, представленной в тексте
неявно.
Установление связей, не высказанных в тексте напрямую.
Формирование на основе текста системы аргументов для обоснования
определенной позиции.
Сопоставление разных точек зрения и разных источников информации
по заданной теме.
Применение информации из текста при решении учебно-познавательных
задач. Проверочная работа по формированию читательской грамотности
№2.
Оценивание утверждений, сделанных в тексте, исходя из своих
представлений о мире.
Нахождение в тексте доводов в защиту своей точки зрения.
Обнаружение недостоверности получаемой информации.
Нахождение путей восполнения пробелов в информации.
Решение на основе текста учебно-практических задач.
Диагностика читательской грамотности. Анализ ошибок, допущенных в
работе. Самоконтроль и самооценка понимания прочитанного.
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17
Практическая работа. Практикум по созданию собственных текстов на
основе прочитанных текстов
Собираемся за покупками: что важно знать
3
1820
21Делаем покупки: как правильно выбирать товары
22
23Приобретаем услуги: знаем, умеем, практикуем
24
25Самое главное о правилах поведении грамотного покупателя
26
27«Деньги – не щепки, счетом крепки»
28
29Семейный бюджет: по доходам — и расход.
30
31Непредвиденные расходы: как снизить риск финансовых затруднений.
32
33На чем можно сэкономить: тот без нужды живет, кто деньги бережет
34
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
1
2
2
2
2
2
2
2
34
7 класс
№
Тема
1
2
3
Мы умеем дружить
Общаемся с одноклассниками и живем интересно.
Какие проблемы называют глобальными? Что значит быть
глобально компетентным?
Можем ли мы решать глобальные проблемы? Начинаем
действовать.
4-5
6
7-8
9
10
11
12
13
14-15
16
17
18
Мы разные, но решаем общие задачи
Узнаем традиции и обычаи и учитываем их в общении.
Соблюдаем правила. Участвуем в самоуправлении
Глобальные проблемы в нашей жизни
Заботимся о природе
С чем могут быть связаны проблемы в общении
Общаемся в школе, соблюдая свои интересы и интересы
друга.
Прошлое и будущее: причины и способы решения глобальных
проблем
Действуем для будущего: участвуем в изменении экологической
ситуации. Выбираем профессию
Модели и ситуации. Общее представление о креативности
(напримерах простейших заданий и бытовых ситуаций).
Знакомство с содержательными и тематическими областями.
Выдвижение разнообразных идей. Для чего нужно
выдвигатьразные идеи и варианты. Разные, похожие,
одинаковые.
Выдвижение креативных идей и их доработка. Для чегонужны
нестандартные идеи. Когда и кому бывают нужны
креативные идеи.
Количество
часов
1
1
2
1
2
2
1
1
1
1
2
2
1
1
1
19
20
21
22
23
24
25
26-27
28
29-30
От выдвижения до доработки идей. Создание продукта.
Выполнение проекта на основе комплексного задания.
Диагностика и рефлексия. Самооценка. Выполнение
практической работы.
Креативность в бытовых и учебных ситуациях: модели
иситуации.
Модели заданий:
- названия и заголовки (ПС3)
рисунки и формы, что скрыто за рисунком?
(ВС4)межличностные отношения (СПр5)
- исследовательские вопросы (ЕНПр6)
Выдвижение разнообразных идей. Учимся проявлять гибкость и
беглость мышления. Разные образы и ассоциации.
Выдвижение креативных идей и их доработка. Оригинальность
ипроработанность
Как вдохнуть в идею жизнь? Моделируем ситуацию:
нужныоригинальные идеи
От выдвижения до доработки идей. Выполнение проекта
наоснове комплексного задания.
Диагностика и рефлексия. Самооценка. Выполнение итоговой
работы.
Креативность в учебных ситуациях и ситуациях межличностного
взаимодействия. Анализ моделей иситуаций.
Модели заданий:
- сюжеты, сценарии (ПС),
- эмблемы, плакаты, постеры, значки (ВС),
- проблемы экологии (СПр),
- выдвижение гипотез (ЕНПр)
Выдвижение разнообразных идей. Учимся проявлять гибкость и
беглость мышления. Разные сюжеты.
Выдвижение креативных идей и их доработка. Оригинальность и
проработанность. Когда возникает необходимостьдоработать
идею?
Моделируем ситуацию: нужна доработка идеи.
1
1
1
1
1
1
1
2
1
2
От выдвижения до доработки идей. Создание продукта.
Выполнение проекта на основе комплексного задания.
33-34
Диагностика и рефлексия. Самооценка. Выполнение итоговой
практической работы.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
31-32
2
2
34 ч
Основные критерии оценивания:
Применение знаний в реальных ситуациях:
Оценивается умение применять полученные знания для решения практических задач из
реальной жизни, а не просто воспроизводить факты.
Новизна и сложность задач:
Задания должны быть нетипичными, требовать поиска новых решений и способов действий, а
также творческой активности учащихся.
Самостоятельность учащихся:
Важно оценить, насколько самостоятельно ученики справляются с тестовыми заданиями, и как
часто им требуется помощь учителя.
Мотивационный и когнитивный критерии:
Оцениваются уровень намерения участвовать в решении задач, способность к рефлексии,
обращение к справочным материалам и развитие мышления.
Критерии оценивания:
«Зачёт» по итогам выполненной работы выставляется в случае, если за разработанное задание
обучающийся получил 3 и более баллов.
«Незачёт»
по итогам выполненной работы выставляется в случае, если задание не разработано или за
разработанное задание обучающийся получил менее 3 баллов.
За
разработанное задание обучающийся может получить:
5 баллов (зачет - высокий уровень), если в задании соблюдены все требования к выполнению;
3-4 балла (зачет - средний уровень), если в задании соблюдены три - четыре требования к
выполнению;
1-2 балла (незачет - низкий уровень), если в задании соблюдены только одно или два требования
к выполнению;
0 баллов (незачет), задание не выполнено или не соответствует ни одному из предъявленных
требований.